Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

В работе автор рассматривает не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, характеризует органы государственной власти, дает их понятия и виды. Для достижения данной цели автор рассматривает следующие задачи:
1. Раскрытие понятия и выявление сущности конституционной системы органов государственной власти в Российской Федерации;
2. Проведение классификации органов государственной власти;
3. Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти РФ.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности государственного механизма
1.1 Понятие органа государства и его признаки
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
2. Виды органов государства
2.1 Классификация органов государственной власти
2.2 Органы исполнительной власти
2.3 Органы законодательной власти
2.4 Органы судебной власти
3. Контрольно-надзорные органы государственной власти
Заключение

Файлы: 1 файл

Органы государства.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)

 

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики (статья 127 Конституции Российской Федерации)

 

Единство судебной системы  Российской Федерации находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и  свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации  и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и  процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных  и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих  судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

 

Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия.

 

Конституционное положение  о праве граждан участвовать  в отправлении правосудия развивается  в судоустройственных и процессуальных законах. Оно реализуется путем  участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это  проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении  ими своих полномочий обязательны  для всех без исключения государственных  органов, организаций и других юридических  лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений  обеспечивается силой государства.

 

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. К органам  судебной власти в Российской Федерации  относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

 

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

 

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов  Федерации.

 

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в седьмой главе Конституции  Российской Федерации и в Федеральном  конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I.

 

1. Осуществление правосудия  только судом. Осуществление правосудия  только судом означает, что в  Российской Федерации нет и,  не может быть никаких, кроме  судов, органов государственной  власти, которые могут рассматривать  и разрешать гражданские, уголовные  и другие дела. Принцип осуществления  правосудия только судом -- это  гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов  граждан и их организаций.

 

2. Судьи независимы и  подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному  закону. Независимость судей -- важнейшее  условие самостоятельности судебной  власти, что позволяет объективно  и беспристрастно осуществлять  правосудие, защищать права и  свободы граждан. Действующее  законодательство Российской Федерации  устанавливает следующие правовые  гарантии независимости судей:

 

установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее  воздействие на судей (вынесение  судом решения в совещательной  комнате и т. д.);

 

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

 

освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем  бы то ни было о своей деятельности;

 

установление законом  специального порядка приостановления  и прекращения полномочий судьи;

 

право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

 

предоставление судье  за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

 

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

 

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или  при- остановлены не иначе как  в порядке и по основаниям, установленным  федеральным законом. Несменяемость  судьи -- одна из существенных гарантий его независимости.

 

Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей -- одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен  к уголовной ответственности  иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

 

Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом. Также не допускается заочное  разбирательство уголовных дел  в судах, кроме случаев, предусмотренных  федеральным законом.

 

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон. Принцип состязательности и  равноправия сторон -- важнейшее  условие демократичности осуществления  правосудия и вынесения справедливого  судебного решения.

 

Право граждан участвовать  в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в  осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным за коном, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

 

3. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации финансирование  судов производится только из  федерального бюджета и должно  обеспечивать возможность полного  и независимого осуществления  правосудия в соответствии с  федеральным законом. Данное конституционное  положение является гарантией  независимости судебной власти, как от исполнительной, так и  от законодательной власти.

 

3. Контрольно-надзорные органы  государственной власти

 

 

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией  и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным  органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной  власти, осуществляющие контрольно-надзорные  функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные  нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие  санкции или ставят перед компетентными  органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении  виновных лиц к юридической ответственности.

 

В соответствии с Федеральным  законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472. Прокуратура  Российской Федерации -- единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

 

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  Прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

 

надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

 

надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

 

надзор за исполнением  законов судебными приставами;

 

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;


Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды