Основные аспекты подготовки аудита кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – теоретическое исследование и проведение аудита операций, связанных с операциям кредитов и займов.
Задачи:
Изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов,
рассмотреть источники проверки,
изучить порядок проведения аудиторской проверки,
провести аудиторскую проверку организации,
выяснить причины допущенных нарушений,

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические и правовые основы аудита кредитов и займов
6
1.1 Нормативно- правовое регулирование аудита операций, связанных с кредитами и займами
6
1.2 Теоретические основы аудита операций, связанных с кредитами и займами
13
2. Основные аспекты подготовки аудита кредитов и займов
31
2.1 Задачи и исходный материал для проведения аудита и кредитов и займов
31
2.2 Последовательность проведения аудита кредитов и займов
35
2.3 Пути совершенствования проведения аудита операций, связанных с кредитами и займами
35
Заключение
44
Список литературы

Файлы: 1 файл

мова аудит кредитов и займов.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Аудитор устанавливает  правильность отражения в учете принимающихся к уплате процентов за пользование займов. Договор займа в отличие от кредитного договора, который всегда является платным, может быть как возмездным (с уплатой процентов), так и безвозмездным.

Источник уплаты процентов  теперь не зависит от того, от кого получен заем, для каких целей он предназначен, так как ПБУ 10/99 «Расходы организации» установлен общий порядок списания расходов по выплате процентов по кредитам, и по займам.

При проверке операций, связанных  с возвратом займа, аудитор должен руководствоваться ст. 809 ГК РФ, которой установлено, что, если в договоре отсутствуют условия о размере процентов, то их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процента на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Если проценты по договору займа получены лицом, работающим в  данной организации, то удержание подоходного  налога должно быть осуществлено бухгалтерией этой организации. Подводя итоги, аудитор делает выводы о способности организации продолжать свою деятельность в будущем, т.е. определяет, как в организации соблюдается принцип действующего предприятия, по этому разделу проверки могут быть:

наличие кредитов и займов, превышающих договорные пределы;

непогашение кредитов и  займов;

неуплата процентов;

соотношение основного  и заемного капитала.

Если заемные средства превышают величину капитала, то организация  существует только за счет займов. Если ситуация обратная, то проценты по долгам низкие, следовательно, у организации  достаточно прибыли для того, чтобы рассчитаться с акционерами и выплатить дивиденды.

Информационная база.

Информационной базой  для проверки кредитов и займов являются:

Учетная политика предприятия.

Первичные документы  по разделу (участку) учета:

Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.

Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.

Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике необходимо указать такие сведения:

состав и порядок  списания дополнительных затрат на займы;

способ начисления и  распределения процентов по заемным обязательствам;

порядок учета доходов  от временного вложения заемных средств.

Учетная политика формируется  исходя из установленных ПБУ № 1  допущений и требований.

К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:

Договоры и первичные  документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.

К ним относятся:

кредитные договоры и  договоры займа;

другие условия кредитных  договоров:

выписки банков из лицевых  счетов организаций по движению кредитов и займов;

кассовая книга: приходные  и расходные кассовые ордера;

объявления на взнос  наличными;

приказы руководителя и  акты инвентаризации расчетов;

документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;

приказ об учетной  политике.

Согласно п. 14 ПБУ перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером.

Документы, которыми оформляются  хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с  тем, что на предприятии не ведется  аналитический учет кредитов. Поэтому  в целях экономии рабочего времени  аудитору не всегда следует сразу  приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия.

Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

В настоящее время  на российских предприятиях применяют  следующие основные формы учета:

журнально-ордерную;

мемориально-ордерную;

автоматизированную.

Следует отметить, что  большое количество предприятий, где  только часть бухгалтерского учета  компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму  учета с автоматизированной.

Учет кредитов при  мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский  учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой  обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы: журнал-ордер по счету; карточка по счету; анализ счета; обороты по счету на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать: официальную бухгалтерскую отчетность по ф. № 1,  ф. № 2, ф. № 3,ф. № 4,ф. № 5, расчеты по налогам и платежам; расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности.

Банковские кредиты  находят отражение в бухгалтерском  балансе, отчете о движении денежных средств, приложении к бухгалтерскому балансу. В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

Альтернативным учетным  решением по учету банковских кредитов в данном случае может быть способ начисления и учета процентов  по полученным кредитам. При первом способе проценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 (26, 99)

Кредит счета 51 (52) –  на сумму начисленных и уплаченных процентов.

Второй способ заключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:

Дебет счета 20 (26,99)/Кредит счета 66 (67) – на сумму начисленных  процентов;

Дебет счета 66 (67)/Кредит счета 51 (52) – на сумму уплаченных процентов.

В случаях, когда на предприятии используют второй способ учета банковских процентов, начисленные проценты учитываются отдельно от кредитов.

 

  • Теоретические основы аудита кредитов и займов
  •  

    Перечень основной нормативной  документации регулирующей учет кредитов и займов:

    1. Гражданский кодекс РФ, часть вторая.
    2. ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г.№60н.
    3. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.09.2000г.№60н
    4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.02г. № 118-ФЗ. 
    5. Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

    Письмо об аудиторском задании  готовится аудитором согласно МСА 210, а также российскому федеральному правилу (стандарту). Письму-обязательству  должно предшествовать официальное  обращение официальное обращение  экономического субъекта, содержащее просьбу о проведении аудита.

    Письмо-обязательство, направляемое аудитором исполнительному органу потенциального клиента до заключения договора, является официальным согласием аудиторской организации на проведение аудита финансовой отчетности экономического субъекта. Оно должно обеспечить однозначное толкование сторонами условий предстоящего договора, определения взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта. В стандарте даны обязательные указания, касающиеся условий аудиторской проверки, обязательств аудиторской организации и экономического субъекта, а также указано, какие дополнительные сведения должны включаться в письмо-обязательство. Установлено, что для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой, т.е. официальным предложением к сделке, предусмотренным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Международный стандарт аудита МСА 310, а также российские правила аудиторской  деятельности требуют, чтобы аудиторская организация получила знания о деятельности аудируемого лица в объёме, достаточном для выявления и понимания событий, финансово-хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение.

    Уровень знаний аудитора, необходимый  для выполнения аудиторского задания, включают информацию об экономике в  целом и той области деятельности, в которой работает аудируемое лицо, а также более конкретные сведения о том, каким образом функционирует аудируемое лицо.

    Договор о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объёмом аудита, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.

    Обычно в договоре указывается: цель аудита финансовой отчетности; объём  аудита; форма аудиторского заключения и иных отчетов; требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям стоимость выполнения аудиторского задания. Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования.

    Перед началом проведения аудиторской  проверки необходимо разработать ее общий план: предварительное планирование сбор общих сведений о клиенте сбор информации о правовых обязательствах клиента оценка существенности, аудиторского риска. ознакомление с СВК и оценка риска контроля разработка общего плана и программы аудиторской проверки

    Предварительное планирование аудиторской проверки

    Планирование  аудита является одним  из важнейших процессов в осуществлении  аудиторской проверки. Нормы, применяемые  при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование  аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 года, Протокол № 6). Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок.

    Наиболее ценный источник информации – это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.

    Сбор общих сведений о клиенте

    Этот этап планирования необходим  для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента. Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки – оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних.

    Доказательная информация и правовые обязательства клиента

    Информация о работе Основные аспекты подготовки аудита кредитов и займов