Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Финансовый, управленческий и налоговый учет

Содержание работы

1. Нормативная база 3
2. Управление: сущность и функции 5
3. Учет как функция управления 7
4. Сущность, содержание и основные задачи бухгалтерского учета 9
5. Предмет и метод бухгалтерского учета 11
6. Бухгалтерский баланс и принципы его построения 13
7. Пользователи бухгалтерской информации 15
8. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 17
9. Допущения бухгалтер¬ского учета 18
10. Требования бухгалтерского учета 20
11. Финансовый, управленческий и налоговый учет 22
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Основные принципы ведения бухгалтерского учета.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

     1. Нормативная база         3

     2. Управление: сущность и функции      5

     3. Учет как функция управления       7

     4. Сущность, содержание и основные задачи бухгалтерского учета 9

     5. Предмет и метод бухгалтерского учета      11

     6. Бухгалтерский баланс и принципы его построения    13

     7. Пользователи бухгалтерской информации     15

     8. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета   17

     9. Допущения бухгалтерского учета      18

     10. Требования бухгалтерского учета      20

     11. Финансовый, управленческий и налоговый учет    22

     Список  литературы         26

 

      1. Нормативная база 

     Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету – ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

    • 1–й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
    • 2–й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
    • 3–й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;
    • 4–й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

     Основным  актом 1–го уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129–ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

     К первому уровню системы следует  отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222–ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88–ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208–ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.

     Учетный стандарт (2–й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

    • название и номер ПБУ;
    • общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
    • определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
    • оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
    • порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
    • раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

     Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

     Методические  рекомендации и инструкции (3–й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

     Рабочие документы самого предприятия (4–й уровень) определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

    • документ по учетной политике предприятия;
    • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    • графики документооборота;
    • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
    • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

     Многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами. 

     2. Управление: сущность и функции 

     Сознательное  воздействие человека на объекты, процессы и участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности экономической деятельности для получения желаемых результатов, носит название управление. Процесс управления состоит из отдельных этапов, которые можно рассматривать как виды управления. К универсальным видам управления можно отнести прогнозирование и экономический анализ. К элементам системы управления, связанным с экономическим анализом, относятся планирование, учет, контроль.

     Прогнозирование опирается на накопленный опыт, а также текущие предположения относительно будущего и позволяет оценить перспективы развития предприятия на основе анализа конъюнктуры рынка и изменения рыночных условий на предстоящий период.

     Экономический анализ, осуществляемый на уровне отдельного предприятия, обычно называется анализом хозяйственной деятельности и представляет собой изучение и оценку использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятия с целью повышения их эффективности. Экономический анализ и его составная часть — финансовый анализ являются неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес–планов и существенными элементами управления финансами в целом. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово–экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

     Планирование  заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее экономическое состояние предприятия, а также пути, способы и средства достижения экономических результатов.

     Механизм  управления должен решать цели и задачи, стоящие перед предприятием, при этом необходимым условием эффективной деятельности предприятия является рациональное построение организационной и производственной структуры управления. На структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации и кооперирования предприятия.

     Блок  финансово–экономических и учетно–отчетных работ на предприятии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс структурных подразделений, включающий отделы, бюро, группы и т. п. Бухгалтерская служба — это (в зависимости от масштабов предприятия) главный бухгалтер, бухгалтерия, управление бухгалтерского учета и любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции ведения учета движения средств и формирования бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия. Бухгалтерия предприятия, основываясь на общих правилах ведения бухгалтерского учета, обеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой для планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности. 

     3. Учет как функция управления 

     В системе внутреннего управления любого предприятия решающим звеном является учет, который обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления.

     Учет  представляет собой вид деятельности, предметом которой является информация. Учет устанавливает наличие, измеряет и регистрирует результаты хозяйственной деятельности с количественной и качественной стороны. Цель учета — упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива.

     Предприятия в соответствии с требованиями современной  практики хозяйствования ведут статистический, оперативный и бухгалтерский учет.

     Статистический  учет — учет, основанный на методах  статистики, предусматривающий создание системы сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих предвидеть последствия того или иного действия.

     Статистическая  отчетность составляется на основе данных оперативного учета, который ведется  в разных функциональных подразделениях организации: в отделе кадров, отделе труда и заработной платы, бухгалтерии — и включает множество различных форм по тем или иным аспектам финансово–хозяйственной деятельности организации. Статистический учет как способ отражения деятельности организации служит для практического руководства и контроля хозяйственной деятельности организации.

     Оперативный учет — разновидность учета, связанная с наблюдением за ходом производственных процессов и хозяйственной деятельности, заключающаяся в сборе и регистрации данных, необходимых для оперативного управления, бухгалтерского и статистического учета. Оперативный учет осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хозяйственных функций (отдел, склад), основан на данных первичных документов (нарядов, табелей, накладных, путевых листов и т. д.), и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия.

     Данные  оперативного учета используются для ежедневного контроля и руководства предприятием (явки на работу, учет реализации и наличия товарных запасов) и могут быть получены по телефону, телетайпу, в устной беседе. Он непостоянен во времени, т. е. надобность в нем возникает по мере необходимости.

     Бухгалтерский учет представляет собой систему  приемов и методов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения  деятельности предприятия в денежном выражении на документальной основе. Бухгалтерский учет необходим для создания потока экономической информации с целью управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности любого предприятия.

     Под сплошным отражением хозяйственной  деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат продукции, денежных средств, фондов, задолженности предприятия и т. п.

     Непрерывность (во времени) требует постоянного  наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии фактов движения материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и т. д.

     Взаимосвязанность отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете вызвана зависимостью совершающихся между собой фактов. Так, после выплаты (выдачи наличными) из кассы заработной платы работникам уменьшится не только задолженность предприятия перед ними, но и наличие денежных средств в кассе.

Информация о работе Основные принципы ведения бухгалтерского учета