В случае нарушения установленных
сроков представления аудиторского отчета
финансовой организации Национальному
Банку, Национальный Банк направляет письменное
предписание о представлении аудиторского
отчета в установленный срок.
В случае неисполнения письменного
предписания аудиторской организацией
Национальный Банк обращается с ходатайством
в уполномоченный орган о необходимости
приостановления действия лицензии.
3.5 Контроль качества
и его виды
Контроль качества направлен
на соблюдение аудиторами и аудиторскими
организациями требований стандартов
аудита (Статья 19)
Видами контроля качества
является внутренний и внешний контроль
качества.
Внутренний контроль качества
осуществляется аудиторской организацией
самостоятельно в соответствии со стандартами
аудита.
Внешний контроль качества
осуществляется профессиональной организацией
в отношении своих членов один раз в три
года.
Правила проведения внешнего
контроля качества разрабатываются соответствующими
профессиональными организациями в порядке,
определяемом уполномоченным органом.
Внешний контроль качества
могут проводить только аудиторы, осуществляющие
свою деятельность в качестве аудитора.
Аудиторская организация
вправе обжаловать заключение профессиональной
организации в судебном порядке.
3.6 Права и обязанности
аудиторов и аудиторских
организаций
Согласно статье
20 Закона аудиторы вправе:
1) получать и проверять необходимую
бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную
документацию аудируемого субъекта для
выполнения условий договора на проведение
аудита;
1-1) вступить в профессиональную
организацию;
2) получать у должностных
лиц аудируемого субъекта разъяснения
в устной и письменной формах по возникшим
в ходе аудита вопросам;
3) обжаловать решение профессиональных
организаций в судебном порядке.
Аудиторы обязаны:
1) соблюдать законодательство
Республики Казахстан об аудиторской
деятельности, стандарты аудита;
2) не разглашать коммерческую
тайну;
3) предоставлять аудируемому
субъекту информацию о выявленных нарушениях
в ведении бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и прочей информации, связанной
с финансовой отчетностью;
4) сообщать руководителю
аудиторской организации, участником
которой он является, сведения в соответствии
с законодательством Республики
Казахстан о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных незаконным
путем, и финансированию терроризма.
Аудиторские организации
вправе:
1) самостоятельно определять
методы проведения аудита;
2) запрашивать и проверять
необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную
документацию для выполнения условий
договора на проведение аудита;
3) привлекать на договорной
основе к участию в проведении аудита
специалистов различного профиля, за исключением
лиц, указанных в статье
24 Закона;
4) отказаться от проведения
аудита либо выдачи аудиторского отчета
в случае нарушения аудируемым субъектом
условий договора на проведение аудита;
5) проверять в полном объеме
документацию, связанную с финансово-хозяйственной
деятельностью аудируемого субъекта,
а также фактическое наличие имущества,
учтенного в этой документации (Статья 21).
Аудиторские организации
обязаны:
1) соблюдать законодательство
Республики Казахстан об аудиторской
деятельности, стандарты аудита;
2) не препятствовать проведению
внешнего контроля качества, проверкам,
проводимым уполномоченным органом;
3) в течение одного месяца
со дня получения лицензии на осуществление
аудиторской деятельности или добровольного
выхода из профессиональной организации,
или исключения из нее вступить в профессиональную
организацию;
4) при лишении аккредитации
профессиональной организации, членами
которой они являются, в течение трех месяцев
вступить в другую профессиональную организацию;
5) не разглашать коммерческую
тайну;
6) предоставлять аудируемому
субъекту информацию о выявленных нарушениях
в ведении бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и прочей информации, связанной
с финансовой отчетностью.
В случае проведения аудита
в государственных учреждениях, государственных
предприятиях, в юридических лицах с участием
государства аудиторские организации
обязаны также предоставлять аудируемым
субъектам информацию о выявленных нарушениях
законодательства Республики Казахстан
при использовании бюджетных средств,
кредитов, связанных грантов, активов
государства, гарантированных государством
займов;
7) сообщать Национальному
Банку с уведомлением аудируемых субъектов
о выявленных в результате аудита финансовых
организаций, организаций, входящих в состав
банковского конгломерата, организаций,
входящих в страховую группу, для
которых проведение аудита является обязательным,
нарушениях законодательства Республики
Казахстан;
8) предоставлять отчетность
в уполномоченный орган в соответствии
с квалификационными требованиями, предъявляемыми
при лицензировании, а также информацию
по страхованию своей гражданско-правовой
ответственности по форме,
утвержденной Правительством Республики
Казахстан;
9) представлять в установленные
законодательством Республики Казахстан
сроки аудиторский отчет финансовых организаций,
организаций, входящих в состав банковского
конгломерата, организаций, входящих в
страховую группу, в Национальный Банк;
10) сообщать уполномоченному
органу по финансовому мониторингу сведения
в соответствии с Законом Республики
Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных незаконным путем,
и финансированию терроризма».
Не допускается незаконное
вмешательство государственных органов,
аудируемых субъектов и любых третьих
лиц в деятельность аудиторских организаций
(Статья 22).
3.7 Права и обязанности
аудируемого субъекта
Аудируемый субъект вправе:
1) получать от аудиторской
организации необходимую информацию о
требованиях законодательства Республики
Казахстан, касающихся проведения аудита;
2) знакомиться с нормативными
правовыми актами, на которых основываются
замечания и выводы аудиторской организации;
3) получать от аудитора,
аудиторской организации информацию о
выявленных нарушениях в ведении бухгалтерского
учета, финансовой отчетности и прочей
информации, связанной с финансовой отчетностью;
4) отказаться от услуг аудиторской
организации в случае нарушения ею условий
договора.
Аудируемый субъект обязан:
1) создавать условия аудиторской
организации для своевременного и качественного
проведения аудита, представлять необходимую
документацию, давать разъяснения и объяснения
в устной или письменной форме;
2) не вмешиваться в деятельность
аудиторской организации в целях ограничения
круга вопросов, подлежащих аудиту, если
иное не предусмотрено договором;
3) направлять по требованию
аудиторской организации письменный запрос
от своего имени в адрес третьих лиц для
получения необходимой информации.
Аудируемые субъекты в лице
государственных учреждений и государственных
предприятий, юридических лиц с участием
государства в месячный срок после проведенного
аудита финансовой отчетности их деятельности
предоставляют в органы государственного
финансового контроля информацию о выявленных
нарушениях законодательства Республики
Казахстан при использовании бюджетных
средств, кредитов, связанных грантов,
активов государства, гарантированных
государством займов.
Выполнение требований аудиторской
организации, вытекающих из обязательств
по договору, для аудируемого субъекта
обязательно.
Аудируемый субъект несет ответственность за
полноту и достоверность финансовой отчетности
и прочей информации, связанной с финансовой
отчетностью, предоставленной аудиторской
организации для проведения аудита.
Руководитель юридического
лица, уклоняющийся от проведения обязательного
аудита либо препятствующий его проведению,
либо не обеспечивающий его проведение
в соответствии с требованиями законодательства
Республики Казахстан, несет ответственность в
соответствии с законами Республики Казахстан.
Проведение аудита не освобождает
аудируемого субъекта от ответственности
за несоответствие представляемой финансовой
отчетности и иных документов требованиям
законодательства Республики Казахстан.
Страхование
аудиторской деятельности
Аудиторские организации
обязаны заключить договор страхования
гражданско-правовой ответственности
по обязательствам, возникающим вследствие
причинения имущественного вреда при
осуществлении аудита.
Страхование гражданско-правовой
ответственности аудиторских организаций
осуществляется в порядке, установленном законодательными
актами Республики Казахстан (Статья 22).
Ответственность
аудиторов и аудиторских организаций
За нарушение законодательства
Республики Казахстан об аудиторской
деятельности, а также условий договора
аудиторы и аудиторские организации несут
ответственность в соответствии с законами
Республики Казахстан. (Статья 23).
3.8 Ограничение
права на проведение аудита
Запрещается проведение
аудита аудиторской организацией:
- заказчиков, чьим участником,
кредитором является данная аудиторская
организация или ее работники, осуществляющие
данный аудит;
- организаций, с которыми
был заключен договор страхования гражданско-правовой
ответственности;
- организаций, которым за
последние три года были предоставлены
услуги по профилю своей деятельности,
указанные в подпункте 2) пункта 2 статьи
3 настоящего Закона;
- исполнители которой состоят
в трудовых отношениях или являются близкими
родственниками или свойственниками должностных
лиц аудируемого субъекта, а также акционера
(участника), владеющего десятью и более
процентами акций (или долями участия
в уставном капитале) аудируемого субъекта;
- исполнители которой имеют
личные имущественные интересы в аудируемом
субъекте;
- если у нее имеются денежные
обязательства перед аудируемым субъектом
или у аудируемого субъекта перед нею,
за исключением обязательств по проведению
аудита;
- в случаях, влекущих возникновение
конфликта интересов или создающих угрозу
возникновения такого конфликта, за исключением
обязательств, возникающих из заключенных
публичных договоров (Статья 24).
Споры, возникающие между
аудиторами, аудиторскими организациями,
а также между ними и аудируемыми субъектами,
разрешаются в порядке,
установленном законодательством Республики
Казахстан (Статья 28).
Заключение
Таким образом, аудит – это
системный процесс получения и оценки
данных о финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, который призван установить
уровень соответствия действий и событий
определенному критерию для представления
результатов заинтересованным лицам.
Аудит представляет собой осуществляемую
на основе договора проверку состояния
бухгалтерского учета и внутрихозяйственного
контроля, соответствия финансово-хозяйственных
операций законодательству, достоверности
отчетности, а также консультационные,
экспертные и другие услуги, оказываемые
аудиторами предприятиям и организациям.
Основной целью аудиторской деятельности
является обеспечение достоверности финансовой
и бухгалтерской отчетности предприятий.
Переход всего народного хозяйства
страны к рыночной экономике, ускоренное
развитие предпринимательства, возникновение
новых организационно-правовых форм организаций
(акционерных обществ, обществ с различной
ответственностью, производственных кооперативов
и др.) и многообразных форм собственности
коренным образом повлияли на механизм
системы экономического контроля в РК.
Законом РК «Об аудиторской
деятельности» предусмотрен комплекс
мер, направленных на повышение
качества аудита и общественного
доверия к аудиторской профессии.
Прежде всего, речь идет об
укреплении аудиторской профессии,
развитии ее саморегулирования
и повышении профессиональной
квалификации аудиторов.
В соответствии с Законом, в
целях аттестации претендентов-аудиторов,
в том числе и иностранных, желающих заниматься
аудиторской деятельностью в Республике
Казахстан, создана квалификационная
комиссия при Министерстве финансов, подготовлено
Положение о квалификационной комиссии,
которая формируется из равного числа
представителей аудиторов и работников
государственных органов сроком на 5 лет.
В соответствии с положением, лица, желающие
заниматься аудиторской деятельностью,
допускаются к аттестации, имеющие высшее
образование и трудовой стаж не менее
3 (трех) лет в экономической, финансовой,
контрольно-ревизионной или в правовой
сферах или в области научно-преподавательской
деятельности по бухгалтерскому учету
и аудиту в высших учебных заведениях.
Наличие определенных знаний
по вопросам аудита определяется путем
проведения соответствующего экзамена.
Аттестованные квалификационной комиссией
получают квалификационные свидетельства
(удостоверения). Лица, не сдавшие экзамен,
имеют право повторно сдать его не раньше,
чем через год после принятия решения
квалификационной комиссией.
Государство тщательно подходит
к регулированию аудиторской деятельности,
доказательством служит Закон РК "Об
аудиторской деятельности", международные
стандарты аудита и кодекс профессиональной
этики.
В сентябре 2013 года Указом Главы
государства утверждена Концепция внедрения
государственного аудита в Республике
Казахстан.
Запланировано становление
системы госаудита, в том числе создание
уполномоченного правительством Казахстана
органа по внутреннему госаудиту, наделение
органов внешнего госфинконтроля функциями
внешнего аудита, а также внедрение системы
сертификации госаудиторов.
В результате с 2018 года все органы
госаудита и госфинконтроля будут функционировать
в соответствии с разработанными стандартами.
В итоге ожидается повышение
эффективности работы госорганов, прозрачности
использования бюджетных средств и управления
госактивами, а также противодействия
теневой экономике