Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:52, доклад

Описание работы

В конце XX века в нашей стране появилась такая услуга, как аудиторская проверка. Но несмотря на относительную новизну и молодость, эта услуга очень востребована на российском рынке. Причем современные российские аудиторские компании смогли правильно применить богатый опыт иностранных специалистов этой области, поэтому в настоящее время уровень услуг, которые оказывают наши аудиторские компании, соответствует не только законодательству Российской Федерации, но и даже западным стандартам аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Основы аудита.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

Введение

В конце XX века в нашей стране появилась  такая услуга, как аудиторская  проверка. Но несмотря на относительную новизну и молодость, эта услуга очень востребована на российском рынке. Причем современные российские аудиторские компании смогли правильно применить богатый опыт иностранных специалистов этой области, поэтому в настоящее время уровень услуг, которые оказывают наши аудиторские компании, соответствует не только законодательству Российской Федерации, но и даже западным стандартам аудиторской деятельности.

Аудиторская проверка — это форма  финансового контроля в виде ревизии  бухгалтерской отчетности, проводимой по желанию клиента. Процедура аудита заключается в сборе, оценке и  анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения  предприятия. А результат аудита – заключение о правильности ведения  бухгалтерского учета и достоверности  бухгалтерской отчетности. Также  существует обязательный аудит который проводится только аудиторскими организациями. Это позволяет повысить качество проведения аудита, имеющего важное экономическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

 

Правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатывают СРО аудиторов, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и др.

В основном СРО аудиторов разрабатывают  внутренние стандарты, дополняющие  содержание федеральных стандартов в части их конкретизации (приводят необходимые формы документов, таблиц и др.). Такие стандарты предназначены для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, входящих в соответствующую СРО. 
 Внутренние стандарты (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы.

Применение  внутренних стандартов аудиторских  организаций способствует:

  • соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
  • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
  • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

 

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих и прочих аудиторских услуг.

 
 
Внутренние (внутрифирменные) стандарты  аудиторских организаций могут  включать следующие блоки:

    1. структуру фирмы, технологию организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;
    2. расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных стандартов;
    3. методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
    4. организацию прочих и сопутствующих аудиту услуг.

 
 В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй  блок внутренних стандартов дополняет  и расшифровывает положения федеральных или внутренних стандартов СРО аудиторов. Они могут быть классифицированы по следующим группам:

  • ответственность аудиторов;
  • планирование аудита;
  • изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • получение аудиторских доказательств;
  • использование работы третьих лиц;
  • порядок формирования выводов и заключений в аудите;
  • специализированные внутренние стандарты.

 
 К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам  проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается  в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют прочие и сопутствующие аудиту услуги. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др. 
Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

    • целесообразности — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
    • преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
    • полноты и детализации — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
    • единства терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.[3, с 308]

 
 Разработка и внедрение внутренних стандартов — трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций» Внутренние стандарты — часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. [1, с 595]

    1. Планирование аудиторской проверки

Предварительный этап планирования. Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным стандартом № 3. Положения стандарта применяются в первую очередь к повторяющемуся аудиту (проверкам, которые аудиторская организация проводит в отношении данного аудируемого лица не первый год). Для аудиторской проверки, которая проводится в отношении данного аудируемого лица в первый раз (первичного аудита), аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в федеральном стандарте № 3. Вопросы проведения первоначального аудита дополнительно раскрываются в федеральном стандарте № 19.

Будучи  начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:

    • стратегии аудита, выражающейся в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
    • детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур; в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.[4, с 183]

Планирование  аудита включает следующие основные этапы: предварительный; подготовки и составления общего плана аудита; подготовки и составления программы аудита.

На этапе  предварительного планирования аудитор  должен получить информацию:

    • о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
    • о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
    • об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
    • о видах деятельности;
    • о структуре капитала и курсе акций;
    • о технологических особенностях;
    • об уровне рентабельности;
    • об основных контрагентах экономического субъекта;
    • о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;
    • о существовании дочерних и зависимых организаций;
    • о системе внутреннего контроля;
    • о принципах формирования оплаты труда персонала.

 

 

 

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

      • устав экономического субъекта;
      • документы о регистрации экономического субъекта;
      • протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
      • документы, регламентирующие учетную политику;
      • бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность;
      • документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
      • контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
      • отчеты аудиторов, консультантов;
      • внутрифирменные инструкции;
      • материалы налоговых проверок;
      • материалы судебных и арбитражных исков;
      • документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
      • сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
      • информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе  предварительного планирования аудиторская  организация оценивает возможность  проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо о проведении аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.[6, с 143]

Если  аудиторская организация не считает  возможным проведение аудита, в адрес  экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Содержание  общего плана и программы проведения аудиторской проверки. Разработка общего плана и программы аудиторской проверки основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических процедур аудиторская  организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы  аудита оценивается эффективность  системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и проводится оценка самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует  установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Информация о работе Основы аудита