Основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:21, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и принципы налогообложения……….................……….…..….....4
2. Элементы налога………………………………….………….……………..…..8
3. Способы взимания налогов …….…..……...……………………………..….10
4. Виды налоговой системы………………...………………….…………….….11
5. Функции налогов………...……...………………………………………….…11
6. Виды налогов...………...…………………………………………….……......14
7. Стабильность и подвижность налогов………………………………...…….16
8. Заключение…………………………………………………………….………18
9. Список литературы…………………………………………………..………..19

Файлы: 1 файл

Реферат Основы налогообложения.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Налоговая база (ст. 53 НК РФ) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Таким образом, база представляет собой количественную характеристику объекта, позволяет применить налоговую ставку при исчислении налога. Налоговая база должна определяться НК РФ независимо от вида налога. 

Налоговый период (п. 3 ст. 11 НК РФ) - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством. Различают следующие ставки:

    • Равные ставки, когда для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика (например, на тонну нефти или газа);
    • Пропорциональные, когда для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества, т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого (налог на прибыль предприятий и организаций);
    • Прогрессивные предполагают прогрессивное повышение налога по мере возрастания дохода (подоходный налог с физических лиц);
    • Регрессивные предполагают снижение налога по мере роста дохода. Регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы. Например, при ввозе гражданами из-за границы легковых автомобилей. В этом случае объектом налогообложения является мощность двигателя, а цена автомобиля значения не имеет. Поэтому при ввозе дорогой машины таможенная пошлина составит относительно небольшую часть её цены, в то время как гражданин, ввозящий дешёвый автомобиль, на которой установлен двигатель от «мерседеса», вынужден будет выложить сумму, возможно, превосходящую цену самой машины.

Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить  налог. Указанная статья устанавливает 3 способа исчисления налога:

1. Самостоятельно налогоплательщиком.

2. Налоговым агентом.

3. Налоговым органом.

Порядок уплаты налога - это установленная актами законодательства о налогах и сборах определённая последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (статьи 57, 58 НК РФ). Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель определяет следующие особенности определения порядка уплаты:

    • уплата налога производится единовременно или по частям;
    • уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Сроки уплаты налогов и  сборов устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

 

3. Способы взимания  налогов

Существует три способа:

1. Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли). Кадастровый способ - это способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учётом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик  налога приводит расчёт дохода и налога с него.  Характерной  чертой  такого  метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот  налог  вносится  лицом,  выплачивающим   доход.  Поэтому оплата налога производится до получения  дохода,  причём  получатель  дохода получает его уменьшенным на  сумму налога.  Например,  подоходный  налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или  организацией,  на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты,  например,  заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется  в  бюджет.  Остальная сумма выплачивается работнику.

 

4. Виды налоговой системы

Существуют два вида налоговой  системы - шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый  налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается  налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной  налоговой  системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчёт налогов и упрощает планирование финансового результата  для предпринимателей.  Глобальная  налоговая  система   широко   применяется   в Западных государствах.

 

5. Функции налогов

Сущность  и внутреннее содержание налогов  проявляются в их функциях, в той  «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции  налогов:

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную;
  • контрольную.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Т.е. фискальная функция - это обеспечение финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

1. Подфункция  стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот, цель которых - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а расходами налогоплательщика, т.е. плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведённых им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты выступают в следующих формах:

    • снижение налоговой ставки;
    • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определённый период – «налоговые каникулы»);
    • возврат ранее уплаченного налога или его части;
    • отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);
    • зачёт ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

2. Подфункция  воспроизводственного назначения (включая  природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их во влечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, чёткую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог).

Социальная функция налогов (перераспределительная) тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Данная функция обеспечивает защиту конституционных прав граждан. Лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги (справедливость по горизонтали). Социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным (справедливость по вертикали).

Контрольная функция создаёт предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Контрольную функцию налогов неверно приравнивать к налоговому контролю (ст. 82 НК РФ), осуществляемому налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах. Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Теоретическое определение  функций ещё не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Разграничение функций налогов носит условный характер. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задаётся не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы её воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

 

6. Виды налогов

Налоги, в  первую очередь, делятся на два основных вида:

  • Прямые;
  • Косвенные.

Прямые - это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического, либо юридического лица. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог. Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстаёт как ценообразующий фактор, а уплата его перекладывается продавцом на покупателя.

Основным  преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги - это более определённый, твёрдый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок. Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом. Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в неё косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Информация о работе Основы налогообложения