Основы организации бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

Содержание работы

1.Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях....... 5 2.Стадии (этапы) учетного процесса ....................................................................6
3.Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях).........7
4. Список использованной литературы...............................................................14

Файлы: 1 файл

бухучет.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


 

Кафедра «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Реферат

 

Дисциплина                  Бухгалтерский учет

 

Тема                    Основы организации бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил(а):

                                                                 студент(ка) 3 курса, з/о                                               

                                                                  группы 084935 (0611)

                                                                  Жевлакова Татьяна Сергеевна

                                                                  Проверил(а):  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание 

1.Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях....... 5    2.Стадии (этапы) учетного процесса ....................................................................6 
3.Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях).........7 
4. Список использованной литературы...............................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятиях.

 

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий  и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения  достоверной  и своевременной  информации о хозяйственной деятельности  предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета  на предприятии являются: •

• имущество;

• обязательства;

• хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

В бухгалтерском учете  имущество определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов  предприятия. При этом к оборотным  активам относятся денежные средства или продукция, которые могут  быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся:

• наличные деньги в кассе предприятия, •

• денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках,

• легко реализуемые ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения,

• дебиторская задолженность,

• запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции,

• текущая часть расходов будущих периодов.

К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав внеоборотных включаются:

• основные средства,

• земельные участки,

• объекты природопользования,

• капитальные вложения,

• долгосрочные финансовые вложения,

• нематериальные активы,

• деловая репутация предприятия и др.

Обязательства – это долговые обязательства, которые должны быть оплачены предприятием в течение обычного операционного  цикла (одного года), так называемые текущие обязательства. Если долги оплачиваются в течение срока, превышающего 1 год, то это долгосрочные обязательства. К понятию обязательства не относится дебиторская задолженность.

Обычный операционный период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.

Хозяйственные операции – факты  предпринимательской и иной деятельности предприятия, оказывающие влияние  на имущество, обязательства, величину денежных результатов.

Организация бухгалтерского учета  преследует выполнение следующих основных задач:

 

1.  Формирование полной и достоверной  информации о деятельности предприятия,  его имущественного положения:  информации, необходимой внутренним  пользователям предприятия и  внешним пользователям.

2.  Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью операций, наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.

3. Предотвращение отрицательных  результатов и выявление внутрихозяйственных  резервов, обеспечение финансовой  устойчивости.

Общими принципами организации  бухгалтерского учета являются:

• государственной регулирование бухгалтерского учета (Правительством РФ, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы  организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресаты представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность;

• сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета;

• обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить резервы повышения эффективности производства;

• постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда бухгалтерских работников;

• применение общих принципов управления, включая принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.

2.Стадии (этапы) учетного процесса

 

Учетный процесс проходит несколько стадий (этапов). На первой стадии ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию  хозяйственных операций. Эти части учетного процесса органически связаны между собой и в совокупности составляют документирование операций.

На второй стадии проводятся систематизация и группировка учетной  информации, содержащейся в первичных  учетных документах. Эти части  учетного процесса органически связаны между собой: происходит техническая обработка информации, содержащейся в первичных документах, ее систематизация в соответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Здесь немаловажное значение имеет также группировка учетной информации в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внешних пользователей.

На обеих стадиях  учетного процесса реализуются контрольные  функции аппарата бухгалтерии –  проводиться предварительный, текущий и последующий контроль, включая проверку достоверности содержащейся в документах информации и качества учетных данных на основе периодически проводимых инвентаризаций имущества и обязательств.

Третья стадия учетного процесса заключается в составлении установленных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Отчетность представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему и характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия (организации) и его имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).

Наконец, четвертой стадией  учетного процесса является использование  учетной и отчетной информации в  анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия (организации).

 

3.Организация бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях)

 

В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в РФ ответственность за организацию  бухгалтерского учета возложена  на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет на предприятии  осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным  подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возлагаемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет  и составление отчетности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах.

Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются:

• изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности, а также организационных и производственных особенностей организации;

• определение объема и характера учетной работы;

• установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации.

Изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности необходимо для обеспечения научной организации  бухгалтерского учета, соблюдения законодательства, соответствия методологии учета в данной организации методологии учета, установленной для всех организаций, что обеспечит единообразие учетных и отчетных данных в масштабах отраслей и всего народного хозяйства.

В процессе выявления  организационных и производственных особенностей организации необходимо выяснить ее организационную структуру, взаимосвязь отдельных частей, их территориальное расположение, ознакомиться с особенностями технологии производства, планами организации и т.п. Значение этих особенностей работы организации позволит определить сведения и сроки, необходимые для обеспечения контроля за хозяйственной деятельностью, содержание внутренней отчетности, объекты учета для записи их в соответствующие регистры, формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения, установить документооборот.

Для определения объема и характера учетной работы, необходимого, прежде всего для установления штата  аппарата бухгалтерии и распределения  работ между отдельными сотрудниками, составляют перечень всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и устанавливают норму времени выполнения каждой операции.

При установлении структуры  аппарата бухгалтерии и форм его  связи с отдельными частями предприятия  необходимо решить вопрос о централизации  или децентрализации учета.

При централизации учета  учетный аппарат предприятия  сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней же осуществляется ведение  всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных  документов, поступающих из отдельных  подразделений организации (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации  учета учетный аппарат рассредоточен  по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

Централизация учета  обеспечивает более действенное  руководство и контроль со стороны  главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками  учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях.

В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию  учета, при которой законченный  бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:

• рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

• плана документации;

• плана инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств;

• правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

• порядка осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации учета.

Рассмотрим эти основные элементы (направления) и назовем альтернативные способы по каждому из них.

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета