Основы внутрихозяйственной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации системы внутрихозяйственной отчетности на предприятии.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотрение отчётности по уровням управления;
- рассмотрение отчётности по сегментам бизнеса;
- изучение пользователей внутренней отчётности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЁТНОСТИ.
1.1 Понятие, виды, цели составления внутрихозяйственной отчётности. Пользователи внутрихозяйственной отчётности
1.2. Отчётность по сегментам бизнеса
1.3 Отчётность по уровням управления
1.3.1 Отчёт об исполнении сметы центром затрат
1.3.2Отчёт центра прибыли
1.3.3 Отчёт центра инвестиций
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовая курсовая - копия.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ.   

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………….2               1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕНОЙ ОТЧЁТНОСТИ.   

1.1 Понятие, виды, цели составления внутрихозяйственной отчётности. Пользователи внутрихозяйственной отчётности ….…………………………..….4    

1.2. Отчётность по сегментам бизнеса………………………...…………………7    

1.3 Отчётность по уровням управления…………………………………….......10    

1.3.1 Отчёт об исполнении сметы  центром затрат…………………………....11   

1.3.2Отчёт центра прибыли……………………………………………………..13    

1.3.3 Отчёт центра инвестиций…………………………………………………15  

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………. 18

 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………................................26

4 СПИСКОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………......28 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российским предприятиям предоставлена полная юридическая,   экономическая   и  предпринимательская  самостоятельность, которая     при  относительной  неразвитости рыночных механизмов и методов управления привела к снижению эффективности их хозяйственной деятельности. Это требует усиления функции организации, регулирования и управления на уровне субъектов предпринимательства.

Актуальность  исследуемой темы заключается в том, что грамотно составленная внутрихозяйственная отчётность необходима предприятию, так как:

1) с её помощью администрация сможет контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров;

2) чётко налаженный с помощью  управленческих отчётов контроль  позволяет руководителю центра  ответственности принимать обоснованные  решения и пересматривать цели  своего подразделения в период  планирования.

Целью работы является исследование организации системы внутрихозяйственной  отчетности на предприятии.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- рассмотрение отчётности по  уровням управления;

- рассмотрение отчётности по  сегментам бизнеса;

- изучение пользователей внутренней  отчётности;

.

Предметом исследования послужила внутрихозяйственная  отчетность в системе управленческого  учета. Объектом исследования выступает составление внутрихозяйственной отчётности.

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились работы отечественной экономической мысли  и зарубежных авторов по вопросам формирования и использования внутрихозяйственной отчётности в системе бухгалтерского управленческого учёта.

Цели  и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТЧЁТНОСТИ.

1.1 Понятие, виды, цели составления внутрихозяйственной отчетности. Пользователи внутрихозяйственной отчетности

Отчетность — это система взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) или составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период.

Составление отчетности —  завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т.п.) данных текущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Важно подчеркнуть, что отчетные данные не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отчетность представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.

Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:

1) объему сведений, включаемых  в отчеты;

2) целям, для которых  составляются отчеты;

3) периодам, охватываемым  отчетностью.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность. Частная отчетность включает информацию о результатах деятельности какой-либо структурной единицы предприятия или об отдельных направлениях ее деятельности, или о результатах деятельности по конкретным географическим регионам. Общая отчетность характеризует результаты деятельности предприятия в целом.

В зависимости от назначения (целей составления) отчетность может быть :внешней и внутренней. 

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных физических и юридических лиц — о характере деятельности, доходности и имуществе предприятия.

Составление внутрихозяйственной  отчётности вызывается потребностью внутрифирменного управления.

В зависимости от периода, который охватывает отчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Если бухгалтерская отчетность составлена на внутригодовую, ее называют периодической. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. По этому признаку различают отчетность ежедневную, еженедельную, ежедекадную, месячную, квартальную, полугодовую.

Срок представления годового отчета регламентируется соответствующими нормативными актами (в России — нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации).

Цель составления внутрихозяйственной (внутренней) отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, — удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретных менеджеров (управляющих).

Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьировать в зависимости от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи варьируют в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии. Исключение составляет лишь финансовая отчетность отраслевых и географических сегментов предприятия, которая регулируется национальными и международными стандартами. О причинах, которые обусловили это положение, речь пойдет ниже.

Основными пользователями внутрихозяйственной (внутренней ) отчетности являются, во-первых, менеджеры всех иерархических уровней предприятия, во-вторых,- персонал предприятия.

Сам факт ведения учёта и отчётности и составления  отчетности по центрам ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера.Информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что внутренняя отчётность является информационным обеспечением управленческого решения и оптимизаций деятельности предприятия в целом.  Так, отчётность  по центрам прибыли  и инвестиций позволяет составлять о динамике прибыли предприятия или оцениить риск новых капитальных вложений.

Периодичность составления внутренней отчетности — вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий критерий выбора периодов составления внутренней отчетности. Им является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

 

1.2 Отчётность по сегментам  бизнеса

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте» [1] все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчётность на основе данных синтетического и аналитического учёта.

   Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчётность можно определить как отчётность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Объектом учёта здесь являются отдельные сегменты организации - центры ответственности – структурные подразделения, для которых определена ответственность за финансовые показатели. Их вклад в формирование конечного финансового результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому структурному подразделению.

   Качество работы центра ответственности в системе управленческого контроля оценивается двумя показателями: эффективностью и результативностью.

Результативность - это степень  достижения центрам ответственности  постановления цели. Как правило, она характеризуется качественными показателями насколько хорошо выполняет свою работу центр, в какой мере ему удается добиться желаемых результатов, настолько эти результаты соответствуют целям всего предприятия.

   Под эффективностью понимается выполнение заданного объёма работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объёма работ при заданном размере ресурсов. Таким образом, эффективным будет признан тот центр ответственности, который выпускает больший объём продукции с наименьшими затратами. Если результаты деятельности центра ответственности не отвечают интересам предприятия, его деятельность нерезультативна (но может быть при этом эффективна).

   Порядок составления сегментарной отчетности для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000 [2], для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.

   Решение проблем составления внутренней сегментарной отчётности отдано на откуп предприятиям. В Законе РФ «О бухгалтерском учёте» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной»   Формирование  внутренней сегментарной отчетности является заключительным этапом управленческого учёта.

   Зарубежные  источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ и обобщение позволяют сделать некоторые выводы:

   1. Внутренний отчёт должен быть адресным и конкретным. Он не принесет желаемых результатов, если:

   1) информация собирается главным образом для учёта объёма продаж или определения затрат и не связана с информационными запросами конкретных управляющих, возглавляющих центры доходов или центры затрат;

   2) будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;

   3) будет содержать расплывчатую информацию по общим вопросам. Эффективный управленческий контроль предполагает наличие конкретной отчётной информации.

   2Для принятия управленческих решений полезна оперативная информация. 

3. Не следует слишком часто менять форматы сегментарных отчётов.

     4 Не следует перегружать отчётность расчётами

  5 Отчёты должны охватывать главное: то, что приближает всех работников к выполнению плана. Отчёт, содержащий информацию, не нужную менеджеру, снижает качество управленческого контроля.

    6 Не поддается записи.

Кроме  составления  письменных  отчётов управленческий контроль предполагает проведение бесед бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней.

1.3 Отчётность по уровням управления 

В зависимости от уровней управления, различают следующие виды отчётов:

   1) отчёт об исполнении сметы затрат;

   2) отчёт центра прибыли;

   3) отчёт центра инвестиций.

1.3.1 Отчёт об исполнений сметы по центрам затрат.

Центр затрат - это любая единица деятельности организации выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Центром затрат могут быть отдельное  рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная операция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или другая часть организации; соответствующая  организационная единица может  подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделения центров  затрат является единство выполнения операций и функций и используемого  оборудования.

Информация о работе Основы внутрихозяйственной отчетности