Особенности аудита в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Стандарт включает следующие разделы:
1 Общие положения.
2 Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля малых предприятий.
3 Особенности планирования аудита малых предприятий.
4 Особенности получения аудиторских доказательств.

Файлы: 1 файл

МБ зачет.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

Особенности аудита в малом предпринимательстве.

правила (стандарты) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых предприятий», одобренные Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г.

Стандарт включает следующие разделы:

1 Общие положения.

2 Особенности систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  малых предприятий.

3 Особенности планирования  аудита малых предприятий.

4 Особенности получения  аудиторских доказательств.

 

Для малых экономических  субъектов характерен ряд специфических особенностей Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

а) ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

б) преобладающее влияние  владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

 

Во время аудита малых  экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим  потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут  вестись нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут  не отражать реального положения  дел, что повышает риск искажений  бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская  организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

в) вследствие меньшего, чем  в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным  причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

г) возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

д) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы – завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

е) при ограниченном числе  сотрудников, ведущих бухгалтерский  учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Ж) система компьютерной обработки данных. Если применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных

С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта

С другой стороны, преобладающее  влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

риск при проверке такого хозяйствующего субъекта. Факторами  риска выступают:

высокая степень зависимости  принимаемых решений от одного лица (учредителя или руководителя);

низкий уровень качества внутренней системы контроля из-за отсутствия специализированной службы бухгалтерского учета и ведения бухгалтерского учета привлекаемыми специалистами или лично руководителем;

отсутствие необходимости  подвергаться обязательному аудиту;

наличие стимулов к искажению  отчетности;

низкий уровень менеджмента  в целом и финансового менеджмента, в частности, а также экономического образования ведущих специалистов.

В связи с применением  МСА 320 «Существенность в аудите»  рекомендуется использовать показатели, наиболее подходящие для малого предприятия, – прибыль до налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса

.

Виды сопутствующих аудиту услуг и перечень решаемых задач

Оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных  комплексов, а также предпринимательских рисков

Определение реальной (рыночной) стоимости бизнеса

Определение допустимого  уровня предпринимательского риска  и разработка мер по управлению им

Проведение маркетинговых  исследований

Установление уровня конкурентоспособности  и рыночных позиций

Прогнозирование перспектив сегментации отраслевого рынка

Повышение уровня результативности бизнеса путем оптимизации ценовой, инвестиционной политики и политики управления активами и пассивами


Аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства  и его потенциальных партнеров, должен учитывать следующее.

1 Роль аудита для субъектов  малого предпринимательства состоит  не только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства РФ, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития.

2 Содержание аудиторских  процедур должно соответствовать  методике, закрепленной в специальных  стандартах (правилах) аудита, охватывающих  основные аспекты аудита и  услуг, сопутствующих аудиту.

3 Обоснованию в форме  внутрифирменных аудиторских стандартов  подлежат все виды сопутствующих  аудиту услуг, оказываемых субъектам  малого предпринимательства с  учетом региональных и отраслевых особенностей бизнеса.

 

ОТЧЕТНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс – форма № 1;

б) Отчет о прибылях и  убытках – форма № 2;

в) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках:

Отчет о движении капитала – форма № 3;

Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

пояснительная записка.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность МП, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с ФЗ от 7.08.01. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1 организация имеет организационно-правовую  форму ОАО;

2 организация является кредитной организацией; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей; инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3 объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

4 организация является государственным  унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятиемДля муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены;

имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

субъекты МП, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Юридические лица, являющиеся субъектами МП, согласно постановлению Госкомстата РФ от 3 сентября 2002 г. № 172 «Об утверждении статистического инструментария для организации» ежеквартально представляют форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». В ней отражаются в сопоставлении с предыдущим отчетным периодом прошлого года показатели численности, фонда заработной платы, выручки от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытке).

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в течение 30 дней по окончании квартала. День представления МП бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Перед составлением форм годовой отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества (основных средств, НМА, запасов, денежных средств, ценных бумаг) и обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), входе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества организации  в аренду, выкупе, продаже, а также  в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности

 

излишки имущества приходуются и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм записывают на виновных лиц. Если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

недостаточность данных- в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом МП имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно

Законодательство о бухгалтерском  учете предполагает соблюдение единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета

Пользователи информации

   

Внешние пользователи

Органы государственной власти

Информация, необходима для получения возможности контролировать соблюдение законодательства, в том числе по налогам и сборам, вести статистическое наблюдение,

Внешние кредиторы: займодавцы и поставщики, подрядчики)

интересует способность МП погасить задолженность по предоставленному займу, за поставленную продукцию, за пользование заемными средствами или за отсрочку платежа по товарному кредиту

Инвесторы,учредители, участники

возможность МП выплачивать дивиденды, способность акций приносить доход

Внешние дебиторы: покупатели (заказчики) и заемщики

информации о стабильности МП, о возможности наращивания объемов поставки продукции (работ, услуг), об отсутствии намерений изъятия вложенных средств

Общественность 

интересует финансовое состояние МП с точки зрения обеспечения населения рабочими местами, снятия социальной напряженности, удовлетворения потребностей физических лиц и организаций в определенных видах товаров (работ, услуг)

Внутренние пользователи

Работники и их представители

Заинтересованы в сохранении рабочих  мест, способности организации обеспечивать оплату труда, в стабильности функционирования организации, в перспективах ее производственно-хозяйственного развития

Руководители 

Руководители несут основную ответственность  за подготовку и представление бухгалтерской отчетности. Оценивают информацию с точки зрения привлекательности и удовлетворения потребностей всех групп заинтересованных пользователей

Информация о работе Особенности аудита в малом предпринимательстве