Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:21, контрольная работа
Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по осуществлению независимого финансового контроля и проведению проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетных документов, налоговых расчетов и других финансовых обязательств экономических субъектов. При аудите в сфере услуг должны быть учтены особенности, которые имеются в данном виде деятельности компании. Главной отличительной чертой таких компаний является отсутствие товара, а есть разновидность услуг. Однако чертами сферы услуг обладает также большинство производственных предприятий, осуществляющие ремонт и сервисное обслуживание. Аудит в сфере услуг определяет правильность учета, методики расчетов налога и правильность составления отчетности.
Введение 2
1. Сущность сервисной деятельности. 3
2. Нормативные документы, регулирующие деятельность предприятий бытового обслуживания, и нормативная база бухгалтерского учета. 5
3. Объекты аудиторской проверки в сфере бытовых услуг. 6
3.1. Аудиторская проверка сохранности учета бланков строгой отчетности 9
3.2. Аудиторская проверка сохранности и учета денежных средств 12
3.3.Аудиторская проверка сохранности, использования и учета товарно - материальных ценностей 14
3.4. Аудиторская проверка расчетов с заказчиками за выполненные услуги. 17
Заключение. 19
Список используемой литературы. 21
Статья 730 Гражданского кодекса РФ даёт определение договора бытового порядка, по которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определённую работу, предназначенную удовлетворять потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Предметом договора является результаты работ, предназначенные для личных потребностей граждан.
Правилами бытового обслуживания населения установлено, что договор об оказании услуг, оформляется в письменной форме, может выступать в форме квитанции или иного документа и содержать следующие сведения:
В соответствии с технологическими особенностями все виды бытовых услуг распределены по группам, применяющим однотипные формы бланков строгой отчётности. Бланки строгой отчетности - это документ, позволяющий в некоторых случаях не применять кассовую и контрольно-кассовую технику, а именно при расчётах с физическими лицами за оказанные услуги. Использовать бланки строгой отчетности имеют право индивидуальные предприниматели и организации при предоставлении услуг населению, в соответствии с государственным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ. Для оказания бытовых услуг применяются формы бланков строгой отчётности от БО-1 до БО-14. С 1 января 2013 года формы первичных документов утверждает руководитель компании. Причем по общим правилам такие документы можно составлять на компьютере, не используя специальные программы. В то же время порядок оформления БСО уточняет Правительство РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ), а так же Минфин России в информационном письме № ПЗ-10/2012, опубликованном на сайте ведомства 4 декабря 2012 года и требует заказывать бланки строгой отчетности в типографии. Или же вести в таких автоматизированных системах, которые могут обеспечить защиту от несанкционированного доступа и хранение документов в течение как минимум пяти лет (п. 4, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359
Аудиторская проверка бланков строгой отчетности на предприятиях бытового обслуживания начинается с проверки их наличия и сохранности. С этой целью проводится инвентаризация бланков строгой отчетности во всех местах их нахождения и хранения (на складе, у кассира, у приемщиков). Инвентаризация квитанционных книжек осуществляется путем их полистного пересчета с проверкой номеров квитанций. При этом составляется инвентаризационная ведомость бланков строгой отчетности с указанием номера формы, номеров квитанций по каждой квитанционной книжке. В ходе аудиторской проверки аудитор обязан проверить состояние учета и контроля за движением бланков строгой отчетности. Аудитору необходимо обратить внимание на порядок ведения книги учета бланков строгой отчетности; сличить подлинные квитанции, возвращенные заказчиками по реализованным заказам, с копиями квитанций, по которым оприходованы деньги; проверить, имеются ли на обложках квитанционных книжек и других сброшюрованных бланков печать и подпись главного бухгалтера; все ли корешки квитанций сохранены и соответствуют ли суммы, значащиеся в корешках, суммам, указанным в копиях квитанций, сданных в бухгалтерию при кассовых отчетах. Аудитор должен убедиться в соблюдении предписанного порядка хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Копии, корешки, обложки и другие экземпляры использованных бланков строгой отчетности хранятся в систематизированном виде, упакованные в опечатанные мешки, в архиве или на складе организации, состоящей на самостоятельном балансе. По истечении 5-летнего срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета копии, корешки, обложки и другие экземпляры использованных бланков строгой отчетности сдаются в качестве макулатуры на пункты вторсырья или уничтожаются самостоятельно. Аудитор проверяет правильность ведения бухгалтерского учета бланков строгой отчетности на счете 10 "Материалы", субсчет "Бланки строгой отчетности". Бланки строгой отчетности, выданные приемщикам или кассирам ателье, мастерских, списываются на расходы структурных подразделений, а для осуществления оперативного контроля их учет ведется на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Для этого проверяют ежемесячное составление оборотных ведомостей по забалансовому счету в разрезе видов бланков строгой отчетности и материально ответственных лиц и сверяют их с записями в книге учета бланков строгой отчетности. Источниками аудиторской проверки бланков строгой отчетности служат приходные документы (накладные, приходные ордера); заборно - контрольные листы и книги по учету движения бланков строгой отчетности; учетные регистры по счету 10; оборотные ведомости по забалансовому счету 006; Главная книга; баланс; акты, инвентаризационные описи и сличительные ведомости по результатам инвентаризаций бланков строгой отчетности.
3.2. Аудиторская проверка сохранности
и учета денежных средств
Особенностью аудиторской
проверки сохранности и учета
денежных средств, связанной со спецификой
предприятий бытового обслуживания,
является то, что предприятия имеют
значительное число касс, при этом кассовое хозяйство территориально разбросано.
Поэтому аудиторская проверка начинается
с ревизии кассы предприятия. После этого
проводится ревизия касс подразделений
(ателье, мастерских, приемных пунктов).
В ходе проведения аудиторской проверки
необходимо установить условия хранения
и сохранности наличных денег и других
ценностей в кассе и при доставке их в
банк; порядок хранения чековых книжек,
выписки из чеков и получения по ним денег;
соблюдение правил документального оформления
операций по приходу и выдаче денег из
кассы; соблюдение лимита хранения наличных
денег в кассе и выдачи денег под отчет
на командировочные и хозяйственные расходы
и другие нужды; своевременность и полноту
оприходования полученных из банков, от
юридических и физических лиц наличных
денег и выручки; соблюдение кассовой
дисциплины при производстве кассовых
операций; правильность учета кассовых
операций и ведения кассовой книги и книги
аналитического учета по другим ценностям,
хранящимся в кассе; использование по
назначению полученных по чекам из банков
наличных денег; наличие договоров о материальной
ответственности с кассирами.
Также необходимо установить, используются ли при расчетах с населением на предприятиях бытового обслуживания контрольно - кассовые машины (ККМ). В соответствии с Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением заказчик бытовых услуг обязан получить за оказанную услугу чек с контрольно - кассового аппарата, если ему не выдается квитанция установленного образца. Наличие квитанции установленного образца для соответствующего вида бытовых услуг не требует наличия ККМ. Однако наличие контрольно - кассового аппарата не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции) в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения Российской Федерации, если указанные там реквизиты не печатаются на чеке контрольно - кассового аппарата.
В ходе аудиторской проверки операций по расчетному счету организации необходимо установить: своевременность, законность, достоверность и целесообразность отраженных на счетах в банках осуществленных операций по поступлению и списанию денежных средств; количество открытых и участвующих в расчетах счетов, законность совершения операций по каждому открытому счету; обоснованность получения и использования кредитов и займов, своевременность их погашения.
Источниками информации при аудиторской проверке денежных средств служат первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые приходные и расходные ордера формы); кассовая книга; журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; первичные оправдательные документы к кассовым документам; квитанции на оформленные заказы; книга кассира - операциониста ККМ; кассовые реестры; чековые книжки; выписки банка с расчетного счета; учетные регистры по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 57 "Переводы в пути"; акты, инвентаризационные и сличительные ведомости по результатам инвентаризаций денежных средств; Главная книга; баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, отчет о движении денежных средств.
3.3.Аудиторская проверка сохранности,
использования
и учета товарно - материальных ценностей
Особенность проведения аудиторской проверки сохранности, использования и учета товарно - материальных ценностей на предприятиях бытового обслуживания в первую очередь связана с их разнообразием и спецификой. По составу потребляемые запасы чрезвычайно разнообразны, они включают сырье, материалы, запасные части, комплектующие изделия, полуфабрикаты, тару и т.д. Специфическую группу производственных запасов составляют сопутствующие товары и предметы проката, самостоятельную группу - вещественно - материальные ценности заказчиков, используемые при выполнении заказов или подвергающиеся ремонту, обновлению, обработке. На предприятиях бытового обслуживания к основным относятся сырье, материалы, запасные части и комплектующие изделия, участвующие в технологическом процессе выполнения заказов, оказания услуги, изготовления продукции. По способу включения материальных затрат в себестоимость услуг и продукции на предприятиях бытового обслуживания товарно - материальные ценности подразделяют на материалы, включаемые в себестоимость услуг, и материалы, не включаемые в себестоимость услуг. Это связано с тем, что при оказании большинства видов производственных услуг материалы, используемые при их выполнении, в стоимость услуги не включаются, а реализуются заказчику при приеме заказа. К таким видам материалов относятся ткани, меха, трикотажное полотно, запасные части и детали, используемые при изготовлении и ремонте швейных, меховых, трикотажных изделий, ремонте бытовых машин и приборов. По всем другим видам услуг стоимость используемых материалов включается в стоимость услуги (фотоработы, парикмахерские услуги, услуги химчистки, крашения и стирки изделий). По формам собственности производственные запасы, используемые при оказании услуг, делятся на материалы предприятия и материалы заказчика. В отдельные группы выделяются топливо, тара и запасные части. При этом запасные части на предприятиях бытового обслуживания различают по их функциональной роли: в одну группу включаются запасные части, используемые при ремонтных услугах, оказываемых населению (они учитываются в составе материалов); в другую группу включаются детали и предметы, предназначенные для замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств (эта группа в учете выделяется отдельно). Особую группу материальных ценностей, используемых на предприятиях бытового обслуживания, составляют предметы проката, которые выдаются населению во временное пользование в качестве услуги. Они учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Предметы проката". На предприятиях бытового обслуживания, осуществляющих прокат, в задачи аудиторской проверки входит проверка наличия и сохранности прокатного фонда, правильности его использования и эксплуатации, правильности учета предметов проката, своевременности ремонта предметов проката. При проверке правильности начисления амортизации и учета начисленных сумм в составе расходов по оказанию услуг следует иметь в виду, что амортизация учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" на отдельном субсчете и начисляется линейным способом. Поэтому следует проверить наличие утвержденных норм амортизации по группам предметов проката с учетом установленного срока их эксплуатации. На предприятиях бытового обслуживания нередко используются материальные ценности, относящиеся к группе товаров. К ним относятся сопутствующие и другие товары, предназначенные для реализации заказчикам в качестве дополнительной услуги. Это предметы галантереи, бижутерия, парфюмерно - косметические товары, запасные части, узлы, детали и др. Их назначение состоит в предоставлении заказчикам дополнительных услуг. Сопутствующие товары, реализуемые заказчикам, могут быть покупными и собственного производства. Аудитору необходимо также учитывать территориальную разобщенность производственных подразделений и структурных единиц предприятий бытового обслуживания, что сопровождается разбросанностью складского хозяйства и сосредоточенностью там большого числа материально - ответственных лиц. Поэтому при проведении данной аудиторской проверки целесообразно соблюдать следующую последовательность. Сначала проводят проверку наличия, хранения и соблюдения условий сохранности товарно - материальных ценностей у максимально возможного количества материально - ответственных лиц и мест хранения. Далее проводят проверку операций по снабжению, приобретению, отпуску и реализации материалов. Следующим этапом проверки является контроль за использованием материалов в производстве. А в заключение изучают состояние учета по движению, использованию и хранению товарно - материальных ценностей. Одна из особенностей функционирования предприятий бытового обслуживания - использование при оказании услуг материалов и вещей заказчиков. При этом материалы поступают в переработку, а вещи заказчиков - в ремонт или обработку. Так как системный бухгалтерский учет данных товарно - материальных ценностей, как правило, не ведется, то контроль за движением и сохранностью этих предметов осуществляется оперативным учетом. Делается это по данным квитанций на оформленные заказы, где полученные от заказчиков товарно - материальные ценности и вещи отражаются по наименованию, отличительным признакам в условной оценке, согласованной с заказчиком, учетом степени износа вещи, принимаемой в обработку. Далее эти вещи регистрируются в журнале учета движения принятых заказов, который является регистром оперативного учета и ведется в приемных пунктах, ателье, мастерских и других производственных подразделениях. В процессе аудиторской проверки необходимо проверить наличие материалов и вещей заказчиков путем проведения выборочной инвентаризации этих материальных ценностей в местах их хранения и в производстве. Источниками аудиторской проверки товарно - материальных ценностей служат договоры на поставку товарно - материальных ценностей; счета - фактуры за приобретенные материалы от поставщиков; товарно - транспортные накладные; приходные ордера и накладные на поступление материалов; квитанции по заказам, кассовые отчеты и реестры, где отражается реализация; накладные на внутреннее перемещение материалов; лимитно - заборные карты; раскройные карты; технологические карты; накладные на отпуск материалов; материальные и производственные отчеты подразделений; карточки складского учета материалов; оборотные ведомости по учету движения материалов; учетные регистры по учету материалов; карточки учета предметов проката; ведомости начисления амортизации по предметам проката; акты, инвентаризационные и сличительные ведомости по результатам инвентаризаций товарно - материальных ценностей; Главная книга; баланс.
3.4. Аудиторская проверка расчетов с заказчиками за выполненные услуги.
Одним из основных вопросов аудиторской проверки расчетов на предприятиях бытового обслуживания является проверка правильности приема, оформления и выдачи заказов, а также расчетов с заказчиками за выполненные услуги. Первый этап - проверка правильности приема и расчетов с заказчиками непосредственно в ателье, мастерских, приемных пунктах и других подразделениях предприятий бытового обслуживания.
Второй - проверка бухгалтерского учета расчетов с заказчиками. При этом аудитор проверяет правильность приема, оформления и реализации заказов, точность взимания платы за услуги в соответствии с прейскурантами цен, выявляет бесквитанционные работы, устанавливает достоверность и своевременность отчетности ателье, мастерских, приемных пунктов о расчетах с заказчиками, использование ККМ при расчетах с заказчиками. В ходе данной проверки аудитор контролирует ведение и своевременность заполнения журнала учета движения заказов или соответствующих реестров в ателье, мастерских, приемных пунктах. При этом сопоставляются оформленные квитанции с записями в указанной книге, а также соответствие данных журнала за определенные дни о приеме и выдаче заказов с отчетами приемщиков - кассиров о полученной выручке. Затем осуществляется проверка отражения расчетов с заказчиками в бухгалтерском учете. При этом анализируются отчеты и реестры о движении заказов, кассовые отчеты, а также отчеты о реализации услуг. Данные отчетов о движении заказов сверяются с данными кассовых отчетов соответствующих производственных подразделений. Например, аудитору необходимо установить, совпадают ли в отчетах о движении заказов суммы, полученные в аванс и в окончательный расчет, с данными кассовых отчетов по указанным показателям. Основными источниками данной аудиторской проверки служат квитанции на оформленные заказы, журналы учета движения заказов, ведомости приема выручки, кассовые отчеты и документы, отчеты и реестры принятых заказов, отчеты о реализации услуг, учетные регистры по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Главная книга, баланс. Все остальные операции в бухгалтерском учете при оказании услуг на предприятиях бытового обслуживания осуществляются в общеустановленном порядке, поэтому методика проведения аудиторской проверки и источники информации аналогичны другим видам деятельности.
Заключение.
Отличительной чертой сферы услуг является отсутствие в обороте материального товара. Учитывая это, из аудита исключаются проверка движения товарных позиций, и прибавляется анализ всей документации, связанной с осуществлением услуг – система учетов заказов, контроль их выполнения, ведение дебиторских задолженностей и т.д.
Помимо специфических
разделов деятельности этой отрасли, при
проведении аудита в сфере услуг
будут анализироваться
Особое внимание при аудите в сфере услуг уделяется налогообложению – часто подобные компании применяют льготные формы начисления налогов – УСН или ЕНВД. При этом если компания, предоставляющая услуги, ведет традиционный учет, но имеет все условия для получения льгот, то в аудиторском заключении будет указана возможность смены тарификации.
Аудит в сфере услуг может проводиться в качестве самостоятельной экспертизы или быть частью общего аудита, проводимого на производственных предприятиях, предлагающих дополнительно сервисные услуги.
На организацию и методику проведения аудиторской проверки предприятий бытового обслуживания в значительной степени влияют ряд особенностей деятельности этих предприятий, а также особенности ведения и построения бухгалтерского учета.
Проведение своевременного аудита поможет избежать ошибок в ведении отчетности, искажающих представление о деятельности предприятия и ведущих к снижению общей эффективности работы.
Список используемой литературы.
Информация о работе Особенности аудита в сфере бытового обслуживания