Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:07, курсовая работа
Поскольку банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми посредниками при осуществлении прочими участниками рынка хозяйственных связей по производству и реализации внутреннего валового продукта, они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами.
В этой связи во всех странах к кредитным организациям предъявляются особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов - к законности, правильности, своевременности и прозрачности осуществляемых ими финансовых операций. Не является исключением и Российская Федерация.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Особенности бухгалтерского учета в банке…………………………………4
2.Практическая часть……………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Особенности бухгалтерского учета в банке…………………………………4
2.Практическая часть……………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Поскольку банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми посредниками при осуществлении прочими участниками рынка хозяйственных связей по производству и реализации внутреннего валового продукта, они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами.
В этой связи во всех странах к кредитным организациям предъявляются особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов - к законности, правильности, своевременности и прозрачности осуществляемых ими финансовых операций. Не является исключением и Российская Федерация.
Множественность и объемность принимаемых Центральным банком Российской Федерации нормативных положений по бухгалтерскому учету, а также постоянное их обновление и требование неукоснительного соблюдения создают условия деятельности банков, в которых все без исключения сотрудники кредитных организаций обязаны знать основы бухгалтерского учета, а сотрудники аппарата бухгалтерии - особенности и детали.
Исполнение данного требования в наибольшей степени способно обеспечить консенсус между свободой предпринимательской инициативы коммерческих банков, деятельность которых направлена на извлечение прибыли и естественно сопряжена с риском, и требованиями соблюдения законодательных ограничений их деловой инициативы для минимизации рисков.
В процессе выполнения работы следует рассмотреть особенности бухгалтерского учета в банках.
Бухгалтерский учет в банках на современном этапе экономического развития представляет собой информационный поток о состоянии и движении имущества, денежных средств, кредитов, фондов, ценных бумаг, созданных резервов, о доходах и расходах, финансовых результатах, формируемый с целью управления, контроля, анализа и планирования уставной деятельности коммерческого банка.
Бухгалтерская текущая и отчетная информация необходима не только банку, но и его учредителям, акционерам, инвесторам, налоговым службам, прочим заинтересованным организациям и лицам с целью ознакомления с финансовыми результатами его уставной деятельности и возможностями ее осуществления в будущем. Под хозяйственной (банковской) операцией понимается каждый совершившийся факт, оформленный документом и влияющий на изменения в составе активов или пассивов или одновременно в активах и пассивах.
Основные задачи бухгалтерского учета всех организаций, в том числе и в банках, определены Федеральным законом о бухгалтерском учете, где в статье 1 написано: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Исходя из приведенного определения задачами бухгалтерского учета, в частности, являются:
- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении. необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности; руководителям, учредителям, участникам организации (банка), а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям;
- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов банка;
- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращения отрицательных результатов его деятельности;
-использование показателей бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Понятно, что выполнение указанных задач возможно при правильной организации и ведении бухгалтерского учета. Совокупность способов и приемов, используемых для этой цели, называются методом бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в банках на современном этапе экономического развития представляет собой информационный поток о состоянии и движении имущества, денежных средств, кредитов, фондов, ценных бумаг, созданных резервов, о доходах и расходах, финансовых результатах, формируемый с целью управления, контроля, анализа и планирования уставной деятельности коммерческого банка.
Бухгалтерскому учету в
Организация учетно-операционной работы в банке включает в себя:
- o построение учетно-операционного аппарата;
- o организацию рабочего дня и документооборота;
- o внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-операционного аппарата выделяются учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависит от направления и масштаба деятельности банка.
Например: ведение счетов осуществляют учетно-операционные работники и далее доверенные сотрудники банка оформляют и подписывают расчетно-денежные документы. Счета и операции распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге, оформляются подписями главного бухгалтера и работников.
Организация учетно-операционной работы должна обеспечивать выполнение следующих условий:
- o все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного дня, отражаются в бухгалтерском учете за этот день (операционное время выбирается банком самостоятельно);
- o движение денежных средств по документам клиента должно производиться в тот же операционный день;
- o бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее начала следующего дня.
При оформлении банковских операций необходимо обеспечить контроль над их законностью и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью. Если документ требует дополнительной проверки, то он передает его контролеру, - после его проверки операция исполняется. Все проведенные операции с различной степенью детализации отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Бухгалтерия является одним из структурных подразделений банка. Но бухгалтерский аппарат банка не ограничивается бухгалтерией, как структурным подразделением, поскольку практически во всех подразделениях крупного банка есть бухгалтерские работники, формирующие баланс банка по счетам соответствующих подразделений (валютные операции, ценные бумаги и пр.).
Завершающим этапом учетного процесса является общая характеристика состояния банка на конкретную дату (определяемая путем составления баланса и других форм отчетности).
Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческого банка, источники их формирования и направления использования, а также финансовые бухгалтерского учета, отражающий суммы остатков всех лицевых счетов аналитического учета. Анализ сведений, отраженных в балансе, позволяет дать комплексную характеристику деятельности банка за определенный период. Оценка баланса дает возможность определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности и о возможных перспективах развития коммерческих банков.
Состав и структура баланса банков зависят от характера и специфики их деятельности, принципов построения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях и применяемых банковских операций.
Выделяются следующие пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете:
- o внутренние (руководители, учредители, участники организации),
- o внешние (инвесторы, кредиторы и др.). Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- o формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и об ее имущественном положении;
- o ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
- o определение внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации и предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.
Учетная политика банка основана на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и Правилах бухгалтерского учета, которые разработаны на основе накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране и сложившейся практики банковского учета в зарубежных государствах. Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях - путем двойной записи на взаимосвязанных счетах непрерывно с момента регистрации банка в качестве юридического лица до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
Бухгалтерская текущая и отчетная информация необходима не только банку, но и его учредителям, акционерам, инвесторам, налоговым службам, прочим заинтересованным организациям и лицам с целью ознакомления с финансовыми результатами его уставной деятельности и возможностями ее осуществления в будущем.
Под хозяйственной (банковской) операцией понимается каждый совершившийся факт, оформленный документом и влияющий на изменения в составе активов или пассивов или одновременно в активах и пассивах.
Основные задачи бухгалтерского учета всех организаций, в том числе и в банках, определены Федеральным законом о бухгалтерском учете, где в статье 1 написано: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Исходя из приведенного определения задачами бухгалтерского учета, в частности, являются:
1.формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении. необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности; руководителям, учредителям, участникам организации (банка), а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям;
2.ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов банка;
выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращения отрицательных результатов его деятельности;
3.использование показателей бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Понятно, что выполнение указанных задач возможно при правильной организации и ведении бухгалтерского учета. Совокупность способов и приемов, используемых для этой цели, называются методом бухгалтерского учета.
Базовым отличием бухгалтерского учета в банке является то, что он регулируется Центральным банком, а не Министерством финансов. Основным регламентирующим документом является Положение Банка России от 26 марта 2007г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской федерации».
Главные отличия во внутрихозяйственном учете:
Другой план счетов – отличается группировка счетов по разделам; разделы, посвященные основной деятельности банка, значительно шире, и их больше, чем в хозрасчетном плане, – денежные средства, драгоценные металлы, ценные бумаги, корреспондентские и клиентские счета и т.п. Также другая структура субсчетов.
Банк ежедневно формирует баланс, поэтому ограничения по вводу данных в предыдущие периоды гораздо более строгие. Фактически, ограничение только одно: операции можно отражать только в текущем операционном дне, пока он не закрыт.
Ниже подробнее описаны отличия по некоторым участкам учета.
План счетов имеет фиксированную, трехуровневую структуру:
1. Первый и второй уровни – это счета, определенные в 302-П. Например, группа счетов 407 «Счета негосударственных организаций» и ее субсчета: 40701 «Финансовые организации», 40702 «Коммерческие организации» и т.д.; 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и субсчета: 60301, 60302, 60305, 60306.
2. Третий уровень – 20-тизначный лицевой счет. Он имеет следующую структуру:
a. NNNNN – 5-значный счет второго уровня.
b. CCC – код валюты, в которой открыт лицевой счет (810 – рубли, 840 – USD и т.д.)
c. хххххххххххх – остальное. Эта часть имеет свой специальный формат, который определяется каждым банком. Для бухгалтерского учета эта часть счета несущественна.
Таким образом, лицевой счет для расчетов в рублях с коммерческой негосударственной организацией будет выглядеть следующим образом: 40702810хххххххххххх. Счет для расчетов в долларах США будет таким: 40702840хххххххххххх.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в банке