Особенности бухгалтерского учета в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Поскольку банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми посредниками при осуществлении прочими участниками рынка хозяйственных связей по производству и реализации внутреннего валового продукта, они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами.
В этой связи во всех странах к кредитным организациям предъявляются особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов - к законности, правильности, своевременности и прозрачности осуществляемых ими финансовых операций. Не является исключением и Российская Федерация.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Особенности бухгалтерского учета в банке…………………………………4
2.Практическая часть……………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

особенности бухгалтерского учета в банке.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Двадцатизначный лицевой счет – это и есть «счет» в терминологии бухучета в банке. Только он участвует в проводках. В отчетах могут быть группировки по счетам первого и второго уровня, но обязательно должен быть лицевой счет. 

Необходимое уточнение. Обычно, при взаимоотношениях клиентов с банками используется термин «лицевой счет» в узком смысле: счет, открываемый банком для учета расчетов с отдельными лицами (физическими или юридическими). Тогда как внутри банка, в его бухгалтерии, этот термин имеет широкий смысл, лицевой счет здесь – это элемент плана счетов для всех без исключения операций: расчеты с контрагентами, основные средства, ТМЦ и т.д., точно так же, как в хозрасчетном учете используется счет из плана счетов (62.1, 01.1, 10.5 и т.д.). Тот лицевой счет, который открывается банком для расчетов с клиентом, – тоже лицевой счет внутрибанковского учета, т.е. он используется одновременно и в учете, и при расчетах. 

Каждый лицевой счет открывается в соответствии с экономическим смыслом хозяйственных операций.

Например, для контрагента может быть открыт один лицевой счет, если взаиморасчеты с ним осуществляются по однотипным договорам, или несколько – для разных типов договоров. При страховании одного объекта имущества может создаваться несколько элементов расходов будущих периодов – за первый год, за второй и т.д. – но все проводки по ним совершаются по одному лицевому счету. 

У счетов нет отдельного признака «Валютный». Сумма проводки указывается в валюте лицевого счета. Если эта валюта отличается от рублей, то дополнительно указывается ее эквивалент в рублях (рублевое покрытие).  В результате, в балансе остатки по 5-тизначным счетам отражаются в трех колонках:

- сумма в рублях – по лицевым счетам с валютой 810 (рубли).

-рублевое покрытие по суммам в валюте – по лицевым счетам с  валютой, отличной от 810.

- сумма значений по первым двум колонкам.

Отдельно нужно рассмотреть счета 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». В этой группе каждый 5-тизначный субсчет имеет пару: 60301 и 60302 «Расчеты по налогам и сборам», 60311 и 60312 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями», и т.д.

 Первый счет  в паре пассивный, второй –  активный. Для каждого вида налога  или контрагента или подотчетного  лица открывается по два лицевых  счета, по одному на каждый  парный счет. Какой счет использовать определяется в момент начала работы по сделке: если первой совершается операция по кредиту счета (поступление денег, начисление налога, оприходование товаров и услуг), то выбирается пассивный счет и последующие операции по этой сделке (реализация товаров и услуг, уплата налога, оплата поставщику) осуществляются по этому же счету. Если же первой была «дебетовая» операция, то все операции проходят по активному счету.

В конце операционного дня не должно быть остатка на обоих счетах, один из остатков должен быть закрыт на другой. Например, если с одним контрагентом осуществлялись операции по обоим счетам, то в конце дня меньший остаток переносится на больший (Дт 60311810ххх Кт 60312810ххх или наоборот). Та же самая проводка должна быть сделана, если на пассивном счете образовался дебетовый остаток, или на активном – кредитовый.

Платежные поручения. Здесь самое главное отличие состоит в том, что нужно смотреть на процесс с другой стороны «баррикад». Обычно расчетные счета контрагентов и корреспондентские счета банков являются некоей данностью, никак не зависящей от процесса учета. Поэтому существуют отдельные справочники банковских счетов, и информация в них может быть, в общем-то, любой. В банке же по-другому. То, что в хозрасчетной системе считается «счетом организации», в банке является лицевым счетом контрагента. Т.е. в разных платежках будет разный расчетный счет организации и зависит он от контрагента. Например, если банк платит контрагенту, то в поле «Счет плательщика» платежного поручения будет указан счет 60312810888000002979, а в поле «Счет получателя» – 40702810400120117210. Первый из них – лицевой счет взаиморасчетов с контрагентом, аналог хозрасчетного 60-го счета, второй – расчетный счет контрагента в банке-получателе.

Вместо списка банковских счетов организации должен быть список корреспондентских счетов. Для каждой валюты в банке открыт отдельный корреспондентский счет; какой корреспондентский счет будет указан в платежном поручении определяется валютой платежа.

Авансы и задолженности. Учет авансов в банке отличается от хозрасчетного главным образом тем, что системы зачета между счетами авансов и задолженностей нет, этот факт вытекает из требований к ведению операций по счетам 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Из остатка на одном из парных счетов нельзя сделать вывод – аванс это (по сделке  с поставщиком или покупателем) или задолженность, такой учет должен вестись параллельно.

ТМЦ. Учет материалов в банке такой же и с теми же проблемами: отрицательные остатки, пересортица, отсутствие первичных документов. Существенное отличие состоит в том, что здесь нет неотфактурованных поставок, т.е. на каждую поставку уже есть (должен быть, по крайней мере) весь комплект документов. Таким образом, если реализовывать ордерную схему нужно учитывать, что все движения по складу должны совершаться в тот же день, что и в бухгалтерии. С учетом жестких требований к оперативности отражения данных (см. «Закрытие периода») это налагает дополнительные обязательства на «отлаженность» взаимодействия склада и бухгалтерии с применением 1С.

НДС. Банкам в соответствии с НК РФ предоставлена возможность включать уплаченный НДС в состав расходов, принимаемых к вычету при расчете налога на прибыль (п.5 ст.170). Эта система значительно проще применяемой на хозрасчетном предприятии. Здесь два главных отличия, и оба они интересны. Во-первых, входящий НДС  (счет 60310) не принимается к вычету, а списывается в расходы. Исходящий НДС (60309) также сразу уплачивается. Более конкретно, при реализации делается проводка в дебет счета расчетов с контрагентом с кредита счета доходов на сумму без НДС, а вторая проводка с кредита 60309 в дебет расчетов на сумму НДС (например, Дт 60312 Кт 70601 без НДС и Дт 60312 Кт 60309 НДС).

Во-вторых, НДС учитывается по кассовому методу. Это значит, что входящий НДС может быть списан в расходы только после полной оплаты и только на ту часть, которая была «использована». Т.е. НДС по ТМЦ списывается пропорционально той части ТМЦ партии, которая была списана со склада, НДС по ОС – при вводе в эксплуатацию, по РБП – каждый месяц по кусочку и т.д. НДС с реализации также уплачивается только после полной оплаты партии.

Основные средства. Учет основных средств и НМА в банке отличается главным образом тем, что главным объектом аналитики наряду с собственно ОС и НМА являются амортизационные группы. Именно для них открываются лицевые счета. Это представляет определенную трудность: обычно на счетах учета ОС и НМА нет субконто «Амортизационная группа» и вводить его неоправданно, но в отчетности лицевые счета групп должны быть.

При модернизации образуется разница между бухгалтерским и налоговым учетом:

По бухучету срок полезного использования модернизируемого основного средства меняться не должен. Таким образом, при амортизации увеличивается норма списания.

По налоговому учету меняться не должна норма, поэтому должен быть изменен срок полезного использования.

Расходы будущих периодов. Этот участок интересен тем, что в нем соединяются две различные проблемы автоматизации учета: уникальность лицевых счетов и НДС. Обычно один лицевой счет открывается для тех объектов учета (сущностей модели предметной области), которые объединены какой-то логической связью, но в учете должны разделяться. Проще говоря, один страховой полис – это один лицевой счет, а все объекты РБП, которые связаны с его изменениями, включаются в этот же счет. Несколько договоров аренды на одном объекте – то же самое. И так далее.

Что касается НДС, то, кроме того, чтобы было сказано ранее, может потребоваться информация об остатке НДС по каждому объекту РБП, т.к. уплаченный НДС должен списываться в расходы пропорционально ежемесячной сумме амортизации РБП.

Закрытие периода. В банке каждый день формируется баланс. Баланс также декадный, месячный и т.д. Это необычно, но это так. Это связано с тем, что на основании баланса банк формирует резервы, а правильно сформированные резервы – это существенное требование Центробанка, его несоблюдение грозит серьезными неприятностями.   Главным следствием будет то, что период закрывается каждый день. По закону (302-П) предыдущий день (операционный день) должен быть закрыт до 12:00 следующего дня. До его закрытия можно отражать операции в предыдущем дне.  Разумеется, возможны различные варианты, но исключения редки, и они, как говорится, лишь подтверждают правило. А правило таково: все исправления совершаются только корректировками в текущем периоде.

Другим следствием этого правила будут жесткие требования по оперативности процессов поддержки. Есть ряд регламентных операций (амортизация ОС, РБП и др.), которые должны быть совершены в определенную дату независимо ни от чего, на них нужно обращать особое внимание.

Корректировки и сторнирования. Исходя из того, что изменять данные предыдущих периодов нельзя, то все исправления должны вноситься корректировками в текущем периоде. Главное, о чем нужно помнить это то, что проводок с отрицательными суммами быть не должно – таково требование законодательства. Если необходимо что-то сторнировать, то должна делаться обратная проводка. При этом неважно, что будет сделана проводка в дебет пассивного счета или с кредита активного, главное, чтобы сумма была положительной.

Интеграция с автоматизированными банковскими системами. Вполне вероятно, что в процессе внедрения придется организовывать интеграцию с АБС, где ведется часть учета. Здесь есть ряд тонкостей, которые необходимо учесть.

Интеграция обычно сводится к обмену данными о произошедших транзакциях: как в одну строну, так и в другую. Проще говоря, необходимо выгружать/загружать проводки. АБС оперирует только 20-тизначными лицевыми счетами, все остальное для нее «несъедобно».АБС настроена на такой же режим реального времени, что и вся бухгалтерия. Загрузки/выгрузки не должны быть слишком долгими.

Форматы обмена могут быть разными, но нужно учитывать, что все АБС имеют долгую историю и довольно консервативны в своем развитии, поэтому нужно рассчитывать на наиболее простой вариант: обмен текстовыми файлами, dbf или что-то подобное.

Ввиду того, что обычно связанные операции проходят целиком (одна оплата – одна поставка – одно списание), то может понадобиться сквозная нумерация для таких связок. Эта нумерация используется в АБС для дополнительной визуализации учета. Нечто вроде структуры подчиненности.

В некоторых процессах, в частности движении платежных поручений, АБС не является конечным звеном цепи, поэтому также нужно учитывать требования следующего звена. Обычно это относится не столько к бухгалтерской, сколько к специфической информации: коды участников платежных систем, признаки платежей и т.п. Можно порекомендовать ознакомиться со Стандартами SWIFT, выпущенными Российской Национальной Ассоциацией SWIFT: эта информация наверняка окажется полезной при автоматизации валютных платежей.

Прочие особенности. Здесь просто перечислим ряд небольших отличий в учете, знание о которых может быть полезно:

Выбытие ОС и ТМЦ (безвозмездно). Эта операция осуществляется через транзитный счет (61209). Он используется как дебет списываемой стоимости и кредит для учета расходов.

В некоторых случаях может применяться разделение учета по ответственным (бухгалтерам). Оно может понадобиться для усиления контроля над ведением учета. Разделение относится не только к первичным, но и к регламентным операциям. Однако в учете оно не учитывается, единственное его назначение – контроль исполнителей.

 

 

2. Практическая часть

Задание 2.

Составьте бухгалтерские проводки по приведенным ниже операциям:

                                                                                                           Таблица 6

Содержание операции

Сумма, тыс. руб.

Номера корреспондирующих счетов

Дебет

Кредит

1.

По срочному обязательству перечислены средства на погашение кредита, выданного на 6 месяцев

600

45503

47426

2.

Начислены и уплачены проценты по депозитному договору с физическим лицом – клиентом банка

10

70606

47426

3.

Учтена первоначальная стоимость приобретенного нематериального актива

150

60901

60701

4.

Банком приобретены акции банков-нерезидентов за наличный расчет

300

80101

30111

5.

Из суммы начисленной заработной платы удержан НДФЛ

980

60306

60305

6.

Приобретены ценные бумаги в процессе доверительного управления

1700

60901

30601

7.

Начислены и уплачены проценты по межбанковскому кредиту

120

70606

32802

8.

Создан резерв под обесценение долговых обязательств, приобретенных для перепродажи

800

70204

50204

9.

Списан ранее созданный резерв при возврате кредита юридическим лицом

600

45215

70107

10.

Индивидуальному предпринимателю предоставлен кредит

2000

30232

45207

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в банке