Особенности формирования финансовой отчетности в организациях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
– Определить сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
– Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования финансовой отчетности в организациях малого бизнеса 6
1.1 Особенности финансовой отчетности в организациях малого бизнеса 6
1.2 Формирование финансовой отчетности в организациях малого бизнеса 12
1.3 Нормативное регулирование и особенности составления финансовой отчетности на малых предприятиях 15
Глава 2 Особенности формирования финансовой отчетности в ООО «Позитив» 22
2.1 Анализ финансового потенциала организации 22
2.2 Анализ финансовой отчетности организации 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Особенности формирования финансовой отчетности в организациях малого бизнеса.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от ранее  действовавшего порядка в качестве субъектов малого предпринимательства не могут выступать филиалы и другие обособленные подразделения юридического лица, в том числе те, что являются самостоятельными плательщиками налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Согласно этому закону, количественная численность работающих (с учетом состоящих в штате, работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам, а также работников представительств, филиалов, других обособленных подразделений юридического лица) на малом предприятии не должны превышать:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел;
  • в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.6

Кроме того, к субъектам  малого предпринимательства относятся  предприятия, доля участия в уставном капитале которых Российской федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

Таким образом, критериями отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства являются не только среднесписочная численность работников предприятия, но и преимущественное участие в их уставном капитале частного капитала.

К субъектам малого предпринимательства  не могут относиться коммерческие организации (например, фонды и т.п.), созданные в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» даже если они занимаются предпринимательской деятельностью в рамках осуществления своих уставных задач и отвечают всем прочим критериям.

 

1.2 Формирование финансовой отчетности в организациях малого бизнеса

 

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия  – это в первую очередь предложения  товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут  быть потрачены на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  недоступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.7

Всем этим занимается множество  организаций, составляющих инфраструктуры рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции.

К таким организациям относятся: банки, оказывающие финансовые услуги, поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы – предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги, агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.8

Элементы процесса предпринимательства  представлены в таблице 1. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей  приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно – на их спрос на товары.

Социальные условия влияют на отношение  отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его  отношение к величине зарплаты, к  условиям труда, предлагаемым бизнесом. От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Важную роль в формировании малого бизнеса играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей.

Речь идет об организации обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о  стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и т.п.

Любая предпринимательская деятельности функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий.

Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельности, создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности.9

Сюда входят также создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Обосновывая необходимость  государственного регулирования предпринимательской деятельности, Котлер называет три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

1. Необходимость защитить фирмы друг от друга.

Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные  интересы, пытаются нейтрализовать ее.

Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции.

Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.

Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут  начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.

2. Необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

Как очень мягко указывает  Котлер, предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения.

 

1.3 Нормативное регулирование и особенности составления финансовой отчетности на малых предприятиях

 

Для начала определим, кто  относится к субъектам малого предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства  относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие  критериям, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

- с суммарной долей  участия РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации, не превышающей 25%;

- с долей участия,  принадлежащей одному или нескольким  юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого и среднего  предпринимательства, не превышающей  25%;

- со средней численностью  работников, не превышающей 100 человек за предшествующий календарный год;

- имеющие выручку от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета НДС не более 400 млн. руб. (п. 1 Постановления Правительства  РФ от 22.07.2008 N 556).10

Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:

- Федеральным Законом № 129-ФЗ от 01.01.2013 г. «О бухгалтерском учете»;

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.98);

- Положением по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» (новая редакция введена Приказом Минфина России от 6.07.99 № 43н);

- Приказом Минфина  РФ от 2 июля 2010г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Особенности бухгалтерской  отчетности малых предприятий определены законодательно: приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». В небольших организациях отчетность за 2010 год подготавливалась уже по новым правилам.

Поправки затронули  следующие Положения по бухгалтерскому учету:

- «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н);

- «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);

- «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н);

- «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);

- «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);

- «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);

- «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н);

- «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).11

Для субъектов малого предпринимательства комментируемым Приказом установлен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Исключение - субъекты малого предпринимательства - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. На них новшества по упрощению не распространяются.

В настоящее время  к основным особенностям бухгалтерской  отчетности малых предприятий относятся права, которые получили предприниматели в соответствии с вышеназванным приказом. В частности, им разрешается:

  • не использовать ПБУ 2/2008 и засчитывать доходы, расходы по договору строительного подряда, в том числе учтенных кассовым методом;
  • не применять ПБУ 16/02;
  • рассчитывать только обесценивание финансовых вложений, определенных ПБУ 19/02;
  • относить расходы по займам к прочим расходам фирмы, а не включать их в стоимость инвестиционного фонда (если используется ПБУ 15/2008);
  • вносить в отчетность поправки учетной политики, влияющие на экономическое положение предприятия, результаты ее финансовой деятельности, движение денежных средств (указываемые изменения могут быть намечены на будущее);
  • править важную ошибку предшествующего отчетного года, обнаруженную после того, как утверждена бухгалтерская отчетность за текущий год без ретроспективного пересчета сравнительных данных. Новая запись вносится в том месяце, в котором она найдена. Полученная прибыль (убыток) относится к прочим доходам (расходам) текущего отчетного времени.12

Среди всех особенностей бухгалтерской отчетности малых  предприятий важно уделить внимание конкретизированным правилам признания  выручки, полученной кассовым методом. Правила справедливы и в отношении  затрат. Итак, денежные средства засчитываются при следовании условиям ПБУ 9/99:

  • фирма предоставляет договор или иной документ, подтверждающий факт коммерческой сделки;
  • компания четко определяет сумму дохода;
  • организация заверяет, что финансово-хозяйственная операция увеличит выгоды предприятия, то есть фирма приняла в оплату актив или имеет все гарантии его получения;
  • предприятие несет определенные расходы по какой-либо операции или планирует затратить по ней денежные средства.

Информация о работе Особенности формирования финансовой отчетности в организациях малого бизнеса