Особенности конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы грамотно оценить ущерб от длящихся преступлений, выявленных при проведении ревизии, необходимо хорошо ориентироваться в используемых понятиях. Так, УК РФ определяет длящееся преступление, как «действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного под угрозой уголовного преследования».

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общий порядок проведе­ния ревизии на предприятии. 4
1.1 Основные этапы деятельности ревизора 4
1.2 Этапы становления на предприятии условий для совершения длящихся преступлений и их оценка 8
Глава 2. Оценка ущерба от длящихся преступлений. 16
2.1 Результаты проведенной ревизии. Акт ревизии. 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Особенности конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что не всегда преступником становится человек, ранее имевший отрицательные  характеристики. Этот человек может впервые совершить преступление именно на данном предприятии. Поэтому большое значение имеет выяснение характера поведения, недостатков работников предприятия, работа которых связанна с хранением имущества, денежных средств, ведением бухгалтерского учета, осуществлением контрольных функций. В частности, не имеют ли такие работники склонности к роскошному образу жизни, пьянству, наркомании, азартным играм и т.п. занятиям, требующим денег больше, чем они зарабатывают на данном предприятии. Конечно, образ жизни исследуется только с помощью дозволенных законом оперативных мероприятий.

Имеют большое значение не только моральные качества, но и профессионализм работников. Даже честный, но не имеющий достаточной квалификации бухгалтер способен принести большой вред предприятию. Так, в одном из предприятий работала молодая, не имеющая достаточной квалификации и опыта работы, бухгалтер. В результате она допустила ошибки в учете операций по расчетам с поставщиками, вследствие которых сальдо по этим расчетам стало нереальным. Этой ситуацией воспользовался агент по снабжению, который в течение нескольких месяцев занимался хищением материальных ценностей, получаемых от поставщиков, а бухгалтер не могла проконтролировать полноту оприходования этих ценностей, так как не умела правильно вести учет. В результате, когда преступление было вскрыто, предприятию уже был нанесен большой ущерб.

Отсутствие четко определенных должностных прав и обязанностей персонала предприятия. Должностные  права и обязанности предполагают четкое разделение полномочий и, как  правило, для работников, связанных с материальной ответственностью, бухгалтерским учетом и выполнением контрольных функций, двойной контроль. В том случае, если нет четкого распределения прав и обязанностей между вышеназванными работниками, значительно затрудняется определение виновности или невиновности конкретного лица.

Так, разрешение на совершение определенных действий с денежными средствами, имуществом, материальными ценностями должно иметь четко очерченный круг должностных лиц. Если это правило не соблюдается, то распоряжение, например, на отпуск материалов со склада, может дать руководитель подразделения, который в этом вопросе некомпетентен и, таким образом, невольно способствовать совершению единичного или длящегося преступления.

Если не определен перечень должностных лиц, имеющих право  подписи пропусков на вывоз продукции с территории предприятия, то охрана этого предприятия не сможет должным образом контролировать законность вывоза этой продукции.

Если нет распределения  обязанностей в аппарате бухгалтерии, трудно установить лицо, виновное в  отсталости того или иного участка бухгалтерского учета. А такая отсталость в свою очередь приводит к бесконтрольности за работой материально ответственных лиц и, как следствие, к злоупотреблениям с их стороны. Перечень таких примеров можно продолжать. Однако, обобщая, можно сказать, что персоналу предприятия должно быть ясно, кто конкретно, что имеет право делать и кто конкретно, что обязан делать.

Безразличное  отношение персонала к реальному  состоянию дел на данном предприятии. Обычно такое отношение возникает, если люди не заинтересованы в результатах своего труда или если эти результаты неправильно оцениваются со стороны администрации. Как правило, это происходит в случае неадекватных затратам труда оплате и премированию. Причем как в сторону недоплаты, так и в сторону переплаты. Такая атмосфера может возникнуть и в случае попустительства со стороны администрации недобросовестным работникам или преступникам.

Так, например, если бухгалтер запустил свой участок учета и при этом получает такую же оплату, как и добросовестно работающий бухгалтер, то трудно ожидать добросовестной работы от других бухгалтеров. Или если администрация покрывает виновных в мошенничестве, не желая скандала, трудно ожидать, что на этом предприятии случаи мошенничества (статья 159 УК РФ) не продолжатся.

Безразличное  отношение персонала к делам  предприятия возникает и в случае личной нечестности руководителей предприятия и их безнаказанности. Это было особенно характерно для этапа безденежной приватизации, когда нечестные руководители, используя служебное положение, незаконно получали большую, чем им положено, долю на участие в управлении предприятием и при этом оставались безнаказанными. Аналогично в сегодняшних условиях руководители негосударственных предприятий нередко устанавливают себе и своим приближенным зарплату, в десятки раз превышающую зарплату рядового работника. В этих условиях о честности рядовых работников говорить не приходится. Они имеют основание считать, что раз позволено нарушать руководителям, то и им на своем месте также можно идти на нарушения и даже порой на преступление.

Отсутствие  системы внутрихозяйственного контроля над сохранностью денежных средств и имущества, законностью и целесообразностью финансовых и хозяйственных операций, исполнительской дисциплиной персонала. Речь идет об отсутствии системы контроля, а не просто контроля. При этом под системой внутрихозяйственного контроля имеется в виду система, включающая предварительный, текущий и последующий виды контроля, осуществляемого силами специалистов самого предприятия на комплексной основе (бухгалтеры, экономисты, технологи) и в плановом порядке.

Элементы системы  внутрихозяйственного контроля применяются  почти на всех предприятиях, как  минимум в форме инвентаризаций, когда их проведение обязательно, например, перед составлением годового отчета или при смене материально ответственных лиц. Однако только система внутрихозяйственного контроля, именно система, а не элементы, способна предотвратить или своевременно выявить преступление, например мошенничество (ст.159 УК РФ).

При этом предварительный  контроль должны осуществлять должностные лица, которым предоставлено право давать распоряжение на совершение тех или иных хозяйственных или финансовых операций.

Для осуществления  текущего и последующего контроля могут быть созданы постоянно действующие ревизионные комиссии или другие аналогичные подразделения. Работа таких подразделений должна строиться по утвержденному плану, который при необходимости корректируется. Контроль может осуществляться по местам формирования затрат или по другим критериям исходя из конкретных условий.

Контроль должен осуществляться комплексный, т.е. с  участием специалистов — технологов, нормировщиков и других, опять же исходя из конкретных условий предприятия. Результаты контроля должны сообщаться собственнику предприятия или уполномоченному им лицу или органу управления.

Если эти  условия не выполняются, то именно на том участке деятельности предприятия, который выпадает из системы контроля, возможно совершение экономического преступления. Большое значение имеет и качественная работа системы внутрихозяйственного контроля.

Практика показывает, что низкий уровень организации бухгалтерского учета приводит к запущенности учета расчетов, отсталости в учете материальных ценностей и других участков учета, недостоверной информации, предоставляемой системой бухгалтерского учета для управления предприятием.

Как отмечалось, бухгалтерскому учету присущи не только информационные, но и контрольные  функции. Контрольные функции бухгалтерского учета реализуются через элементы его метода: баланс, счета и двойная запись, оценка и калькуляция, документация и инвентаризация. Низкий уровень организации бухгалтерского учета приводит к бесконтрольности за работой материально ответственных и должностных лиц и, как следствие, создает условия для совершения экономических преступлений, в том числе длящихся, что негативнее сказывается на функционировании предприятия.

Хорошо работающей системы внутрихозяйственного контроля может оказаться недостаточно для предотвращения длящихся преступлений. Дело в том, что эта система сама нуждается в контроле. Например, бухгалтерский учет выполняет контрольные функции, однако необходим контроль над правильностью ведения бухгалтерского учета, иначе его контрольные функции в значительной мере будут утеряны. По этой причине необходим систематический независимый внешний контроль финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Этот контроль может осуществляться независимыми аудиторскими организациями. При этом важно знать, по чьей инициативе назначается аудиторская проверка. Если это инициатива, например, исполнительного директора или главного бухгалтера, то трудно рассчитывать на то, что будут проверены финансовые и хозяйственные операции достаточно объективно, так как аудиторы попадают в зависимость от названных должностных лиц в отношении оплаты за проверку. Поэтому аудиторскую проверку и назначение конкретной аудиторской фирмы должен назначать собственник предприятия (частный владелец, собрание акционеров).

Аудиторы должны не только проверить важнейшие хозяйственные  и финансовые операции и подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, но и дать оценку системе внутрихозяйственного контроля. Поэтому отсутствие независимого внешнего контроля финансовой и хозяйственной деятельности создает возможности для длящихся преступлений, например, хищений.

Названы основные условия, при которых совершение экономических преступлений становится возможным и наиболее вероятным.

Вместе с  тем нельзя считать названный  перечень условий, способствующих совершению преступления, исчерпывающим. В каждом конкретном предприятии могут быть свои, специфические условия, помимо вышеназванных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка ущерба от длящихся преступлений.

2.1 Результаты  проведенной ревизии. Акт ревизии.

Исходя из конкретных условий, способствующих совершению правонарушения в данном предприятии, можно определить признаки того или иного правонарушения. Так, если проверяющий установил запущенность учета расчетов с поставщиками, то необходимо исследовать, как это повлияло на полноту оприходования материальных ценностей от поставщиков. Если имеет место длительная дебиторская задолженность за поставщиками, целесообразно сделать с ними встречную проверку, в результате которой может быть установлено, что поставщики денег не получали или что они материалы под полученные деньги уже отгрузили. В первом случае возможно хищение денежных средств с участием бухгалтера, но без участия материально ответственных лиц. Во втором случае, наоборот, бухгалтер может быть непричастен, но причастны работники снабжения или кладовщики.

Таким образом, исследовав условия, благоприятные для совершения правонарушения, проверяющий может установить способ совершения правонарушения, период, круг причастных лиц и сумму ущерба.

Вся эта информация должна найти отражение в акте проверки или ревизии, выполняемой по такому специальному заданию, со ссылкой на конкретные документальные данные, которые обнаруживаются в общем порядке на стадии детального исследования хозяйственной операции.

На стадии детального исследования проверка операций осуществляется по первичным бухгалтерским документам. Именно этот момент легче всего поддается последующей реконструкции. Дело в том, что рассмотренные приемы документальной и фактической проверки документов применяются ревизором (аудитором) хотя и в полном объеме, но всегда в определенной последовательности. Вначале применяются простейшие приемы формальной, нормативной и арифметической проверки, помогающие выделить сомнительные документы, которые затем подвергают более тщательному исследованию, что и позволяет моделировать его деятельность в прогнозируемых или реконструируемых служебных ситуациях.

Кроме того, факт выполнения последующих контрольных действий (встречная проверка документов, получение справок от компетентных учреждений, получение письменных объяснений от участников конкретной хозяйственной операции) достаточно легко подтвердить документально (письменные запросы ревизора, его расписки в получении копий документа и т.п.), а также показаниями очевидцев.

Изучая эту  стадию деятельности, следователь легче всего устанавливает причины ревизионных несоответствий (невыявление контролирующим лицом явных признаков преступлений) и может доказать виновность или неучастие ревизора в совершении и сокрытии следов преступлений.

Четвертый этап — это составление итоговых материалов по документальной ревизии и аудиторской проверке. Документальная ревизия завершается составлением акта, в котором излагаются ее результаты. Акт ведомственной и внутрихозяйственной ревизии подписывается ревизором, главным бухгалтером и руководителем ревизуемого предприятия (или структурного подразделения).

Если ревизия  проводилась вневедомственными  органами (аппарат Министерства финансов, налоговых инспекций), то акт ревизии подписывает только ревизор. Что касается руководителя и главного бухгалтера предприятия, то они знакомятся с актом и подтверждают своими подписями уже не в целом все приведенные в нем сведения (как при ведомственной ревизии), а только факт своего ознакомления с содержанием акта. В любом случае (независимо от вида ревизии) руководитель и главный бухгалтер вправе представить свои объяснения и возражения по фактам, приведенным в акте ревизии. При составлении акта ревизор не вправе выходить за пределы своей компетенции. В частности, при приведении в акте тех или иных фактов из деятельности предприятия он не должен им давать нравственную, а тем более уголовно-правовую оценку.

В случае если ревизия  проводилась по инициативе правоохранительных органов и при этом проверялась  деятельность конкретных материально ответственных лиц, то во вводной части акта должны быть отражены их участие и установочные данные. Эти лица должны быть обязательно ознакомлены с актом ревизии, а по поводу выявленных фактов должны дать письменные объяснения, которые прилагаются к акту.

Информация о работе Особенности конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности