Особенности организации и проведения банковского аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов по теме банковского аудита и изучение аудита кредитных операций как основного его элемента.

На основании предложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить основные понятия и особенности банковского аудита;
- Рассмотреть особенности составления аудиторского заключения
по итогам проверки кредитной организации;
- Разработать общий план, программу аудита кредитных операций
банка;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации аудита в кредитной учреждении
1.1 Экономическая роль и сущность кредитной организации в современных условиях ………………………………………………5
1.2 Система нормативно правового аудита кредитной
Организации…………………………………………………………10
1.3 Методы и приемы банковского аудита…………………………..14
2. Действующая практика организации и проведения аудита в Мордовском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк»
2.1 Характеристика МРФ ОАО «Россельхозбанк» ………………...19
2.2 Аудит бухгалтерской финансовой отчетности банка ………….25
Заключение…………………………………………………………………….27 Список использованных источников……..………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

4) если объем выручки от продажи  продукции (продажи товаров, выполнения  работ, оказания услуг) организации  (за исключением органов государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением  органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного  фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской  (финансовой) отчетности организаций,  ценные бумаги которых допущены  к обращению на организованных  торгах, иных кредитных и страховых  организаций, негосударственных  пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

4. Договор на проведение  обязательного аудита бухгалтерской  (финансовой) отчетности организации,  в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

 

    Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организации, международного сотрудничества.

      Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

  • Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

  • Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

  • Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

  • Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

  • Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

     Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

     Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ.

   

 1.3    Методы и приемы банковского аудита

        В Российской Федерации контроль за деятельностью  банков осуществляется государственными органами, независимым аудитом и  службами внутреннего контроля банков.       

Среди финансовых институтов регулирование  и надзор за деятельностью банков отличаются наибольшей строгостью. Кредитные  организации в своей работе должны соблюдать жесткие правила системы  регулирования банковской деятельности, которые представляют собой свод законов и правил, установленных  уполномоченными государственными органами. Эти правила касаются порядка  открытия и лицензирования деятельности кредитных организаций, проведения банковских операций и характера  предлагаемых услуг, качества и размеров предоставляемых кредитов, достаточности  собственного капитала, прозрачности финансовой отчетности и многих других вопросов. [32, стр.105]       

Органом банковского регулирования и  банковского надзора в соответствии со ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов.        

Предметом банковского надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России.        

В случаях нарушения кредитной  организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, непредставления или  представления неполной или недостоверной  информации Банк России вправе применять к кредитным организациям санкции вплоть до отзыва лицензии на проведение банковских операций.       

Обязательность  ежегодной аудиторской проверки для кредитных организаций закреплена в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»  (ст.42) и Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст.7).       

Аудиторская организация обязана составить  заключение о результатах аудиторской  проверки, содержащее мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности банка и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.       

Объектом  обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной  организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати («публикуемая отчетность»). [36, стр.149]       

Аудиторское заключение о достоверности отчетности является необходимым приложением  к годовому отчету кредитной организации, подлежащему представлению в  Банк России. В соответствии с Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  кредитная организация обязана  ежегодно публиковать годовой отчет, заверенный аудиторской организацией.       

Нормативные документы Банка России содержат требования, в соответствии с которыми заверению независимой аудиторской  фирмой подлежат проспекты эмиссии  при выпуске акций, связанном  с увеличением уставного капитала кредитной организации, и проспекты эмиссии при выпуске облигаций.       

Таким образом, аудиторские организации  являются неотъемлемым элементом инфраструктуры банковского рынка. Наряду с государственными надзорными органами они способствуют устойчивому функционированию банковской системы Российской Федерации, ее постоянному совершенствованию и интеграции в мировое банковское сообщество.

     . После того как аудитор определил объем работы он приступает к выбору метода или приема проверки. Выбор метода проверки определяется

 

репутацией банка  и возможным аудиторским удовлетворением (то есть уверенностью в качестве проверки). При выборе метода проверки различают:

  • контрольные приемы;
  • аналитические приемы;
  • детальное изучение операций.

 

       К контрольным приемам относятся: качество контроля со стороны руководства  банка; наличие компьютерных контрольных  систем; физический контроль, то есть проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т.д.)       

К аналитическим приемам относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения  суммы кредита или остатка  счета; изучение, например, темпов роста  или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года. Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки. Однако дают меньшее аудиторское удовлетворение.        

Детальное изучение включает: проверку бухгалтерских  документов; фактическую проверку операций; проверку бухгалтерского учета; сопоставление  записей в учете с документами, (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно  связанным операциям); проведение встречных  проверок.       

В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность  документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских  проводок. При этом не исключается  сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные  операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением  поручений клиентов и потому ими  не

 

контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов.        

Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в  течение которого возможные нарушения  могли повторяться. Не рекомендуется  выбирать для проверки документы  за отдельные дни какого-либо периода.       

Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки зрения правильности их оформления, то есть применения установленных  форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей  денег.       

Особенно  тщательно проверяются расходные  кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить  отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у  клиентов. При этом возможно выявление  случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных  экземпляров  поручений и их копий. Для проверки документов используется логический анализ, исследование, направленное на выявление  внутренних противоречий в самих  документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются  и следующие методы: взаимосвязь  документов, встречные проверки.       

Фактическая проверка производится с целью установления реальности, то есть действительности совершения операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету  банка, его пайщиков и клиентов, в  финансовых органах. Получение и  выдача денег и материальных ценностей  устанавливается с помощью опроса или по справкам

 

юридических и  физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных.       

Детальное изучение операций наиболее трудоемко, но дает наибольшее аудиторское удовлетворение. [41, стр.218]

 

       Таким образом, из вышеперечисленного видно  как важен банковский аудит в  наше, столь трудное, время. Аудиторские  проверки необходимы не только коллективным собственникам, которые лишены возможности  самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции банка законны и правильно  отражены в отчетности, но и государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения. Кроме  того, наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия различных  экономических решений. 

Информация о работе Особенности организации и проведения банковского аудита