Особенности системы директ-костинг и практика ее применения на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели. В бухгалтерском управленческом учете есть подход к калькулированию, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством. Такой метод учета затрат носит название « директ-костинг».

Содержание работы

Введение ................................................................................................ 3
Теоретическая часть
1. Особенности системы «директ-костинг», ее преимущества
и недостатки ......................................................................................... 6
2. Практическое применение «директ-костинг»
на предприятиях .................................................................................. 16
Практическая часть
Задача № 8 ........................................................................................... 27
Заключение ........................................................................................ 34
Список использованной литературы ...................

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_rabota_direkt-kosting.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

289: 26= 11,1руб.

Себестоимость всей готовой продукции -433,5 руб. (144,5 + 289). Следова-тельно, операционная прибыль составит:

680-433,5 =246,5 руб.

Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их сто-имость равна 144,5 руб., по продукции Б – 289 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 433,5 руб. Результаты выполненных расчетов приведены в табл.2

Таблица 2. Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, руб.

Показатели

Учет переменных затрат

Учет полных затрат

А

6,5

8,5

Б

8,5

11,1

Оценка запасов

331,5

433,5

Прибыль

144,5

246,5


 

Сравнение полученных результатов  позволяет заключить: себестоимость  единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже пол-ной себестоимости (по продукции А - на 2 руб., по продукции Б - на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 102 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (433,5 - 331,5). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 102 руб. (246,5-144,5).          Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себе-стоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках. В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл.3).

Таблица 3.

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании  метода «директ-костииг»)

№строки

Показатели

Сумма,

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Переменная часть себестоимости реализованной продукции

331,5

3

Маржинальный доход (стр.1-стр.2)

348,5

4

Постоянные затраты

204

5

Операционная прибыль (стр.3-стр.4)

144,5


 

В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе-стоимости, показатель маржинального  дохода не рассчитывается (табл. 4). Таблица 4.

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам  калькулирования полной себестоимости  продукции)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Себестоимость реализованной  продукции

433,5

3

Операционная прибыль ( стр.1 - стр.2 )

246,5


 

Большое значение здесь  имеет установление связей и пропорций  между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного  и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

Т.о. «система «директ-костинг» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных

 

расходов на себестоимость  конкретных изделий»1. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.             Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.              С учетом по системе «директ-костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.           Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.     Итак, в заключение данной главы можно сделать вывод, что использование метода «директ-костинг» позволяет предприятию заострить внимание на изменении маржинального дохода, как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции; выявить изделия с наибольшей рентабельностью, что позволит изменить производственную программу для получения максимального объема прибыли. Система подает сигналы руководству о необходимости переориентирования производства, что очень

важно для достижения целей минимизации риска и снижения важной

 

1.Вахрушина М.А.Бухгалтерский управленческий учет. М.,2008.с.196.

 

особенностью «директ-костинга»  является то, что с его помощью можно изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Анализ зависимости переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства позволяет определить точку K, т.е. точку критического объема производства (мертвую точку) или точку рентабельности: объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.

Для вычисления этой точки  используются три метода: уравнений, маржинальной прибыли, графический метод. Каждый из этих методов мы рассмотрим на практике в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

Задача № 8.

Коммерческая фирма  занимается туристическим бизнесом. В процессе работы формируются туристические  группы для выезда за границу РФ. В начале месяца было запланировано  отправить две группы по 10 и 30 человек в Англию, но фактическое количество составило соответственно 9 и 27 человек. Удельные переменные расходы (на одного туриста), а также цена за одну путевку не зависят от количества человек в группе. Остальные данные приведены в таблице.

Показатели

Группа 

А

Группа Б 

 Итого

Планируемое количество человек в группе

10

30

40

Фактическое количество человек в группе

9

27

36

Цена на одну путевку, руб.

35000

35000

-

Удельные переменные расходы на одного туриста, руб.

22400

22400

-

Прямые трудозатраты на одну путевку, руб.

4000

4000

-

Постоянные расходы, руб.

-

-

117900


 

  1. Подготовить отчет за месяц с указанием прибыли, пользуясь методом

а) «директ-костинг»

б) полной себестоимости;

2. найти точку безубыточности:

а) графическим методом;

б) математическим методом.

3. Определить с помощью  нормы маржинального дохода изменение  маржинального дохода при фактическом и планируемом количестве путевок.

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании  метода «директ-костииг»)

 

Показатели

 Сумма,руб

Выручка от продажи

1260000

Переменные  расходы

950400

Маржинальный доход

309600

Постоянные расходы

117900

Операционная прибыль                                                        

191700


 

В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе-стоимости, показатель маржинального  дохода не рассчитывается.

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)

 

Показатели

 Сумма,руб

Выручка от продажи

1260000

Полная себестоимость

1068300

Операционная прибыль                                                        

191700


 

2.Анализ безубыточности.

Для определения точки  безубыточности мы применим математический и графический метод:

а) математический метод (метод уравнения).

Для вычисления точки безубыточности сначала записываем формулу расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) - Совокупные переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль,            или                 Цена единицы продукции х Х - Переменные расходы на единицу продукции х Х - Постоянные расходы = Прибыль,

где X— объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой  части уравнения за скобку выносим  объем реализации I (X), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель I данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):             Х х (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные расходы = 0.             При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. Далее выводим конечная формула для расчета точки равновесия:

Совокупные постоянные расходы 

Маржинальный  доход на единицу продукции           (шт)

 

1260000-950400-117900=191700,

35000хХ–26400хХ-117900=0

Хх(35000-26400)-117900=0

Постоянные расходы  составляют 117900, переменные расходы  на единицу продукции 26400, цена реализации одной путевки 35000.

Отсюда точка безубыточности:

Х=117900:(35000-26400)=117900:8600=13,8 (14 путевок) организация должна продать, чтоб был обеспечен нулевой финансовый результат;

или в денежном выражении:

14х35000= 490000 рублей должна  быть выручка.

 

Б) графический метод.

Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.

График состоит  из двух прямых — прямой, описывающей  поведение совокупных затрат (Y1). и прямой, отражающей поведение выручки от продаж путевок (Y2), в зависимости от изменения объемов реализации.

На оси абсцисс откладываем  объем реализации путевок в натуральных  единицах измерения, на оси ординат  – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия. Поведение совокупных затрат выражается: Y1= постоянные затраты + переменные расходы на единицу продукции х Х, Y1= 117900+26400Х,где Х- количество реализованных путевок.

 

 

Доходы, расходы,  руб.



Y1=117,9+26,4Х



Y3=26,4Х



490,0

 

 

 

 

 

 

 

117,9



192

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость дохода фирмы  от количества проданных путевок  представляем в виде Y2=цена реализации х объем реализации, Y2=35000Х.

Прямые затрат и выручки Y1 и Y2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему продаж в 14 путевок.

Вертикальными линиями из точек с координатами 10 и 40 обозначим масштабную  базу с минимальным и максимальным объемом продаж.

Интервал в объеме продаж от 10 до 14 путевок представляет собой зону убытков. В этом интервале прямая затрат Y1 находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y2. Если объем реализации превышает 14 шт., прямая затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y2, а это означает, что фирма работает прибыльно.

Выбрав в  рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 36 путевок восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми Y2 и Y1, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ — размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ — прибыль в точке А. Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой

Уз = 26400Х.

На графике  эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно прямой Y1.

Пересечение перпендикуляра с прямой Уз обозначим  точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 36 путевок.

 

3. Метод маржинального дохода (валовой прибыли)

 

В состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные издержки. Туристическая фирма должна продать столько путевок, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Информация о работе Особенности системы директ-костинг и практика ее применения на российских предприятиях