Особенности трансфертного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Трансфертная цена - это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, и в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Трансфертная цена может быть ниже цены, применяемой по сходным сделкам, в несколько раз. Поэтому трансфертное ценообразование позволяет вертикально интегрированным компаниям минимизировать налогообложение путем применения в расчетах между зависимыми структурами трансфертных цен, а также перераспределения финансовых потоков между хозяйствующими субъектами, входящими в их структуру, и вовлечение посредников в процесс реализации продукции. При этом применение вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен приводит к перераспределению доходов в пользу организаций, зарегистрированных в зонах с льготными налогообложением.

Содержание работы

Содержание
Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования
1.1. Цели трансфертного ценообразования
1.2. Виды трансфертных цен
1.3. Принципы формирования трансфертных цен
1.4. Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования
Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета
2.1. Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
2.2. Методы трансфертного ценообразования
Глава 3. Правовые основы для контроля за трансфертным ценообразованием со стороны фискальных органов и последствия применения налогоплательщиком трансфертных цен

Файлы: 1 файл

11.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования

1.1. Цели трансфертного  ценообразования

1.2. Виды трансфертных  цен

1.3. Принципы формирования  трансфертных цен

1.4. Исторический аспект  возникновения трансфертного ценообразования

Глава 2. Организация трансфертного  ценообразования в системе управленческого  учета

2.1. Факторы, влияющие на  установление трансфертных цен

2.2. Методы трансфертного  ценообразования

Глава 3. Правовые основы для  контроля за трансфертным ценообразованием со стороны фискальных органов и последствия применения налогоплательщиком трансфертных цен

 

Введение

Трансфертная цена - это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, и в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Трансфертная цена может быть ниже цены, применяемой по сходным сделкам, в несколько раз. Поэтому трансфертное ценообразование позволяет вертикально интегрированным компаниям минимизировать налогообложение путем применения в расчетах между зависимыми структурами трансфертных цен, а также перераспределения финансовых потоков между хозяйствующими субъектами, входящими в их структуру, и вовлечение посредников в процесс реализации продукции. При этом применение вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен приводит к перераспределению доходов в пользу организаций, зарегистрированных в зонах с льготными налогообложением.

Целью курсовой работы является исследование трансфертных цен как объекта управленческого учета. Задачами данной курсовой работы являются исследование значения трансфертной цены в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования. Механизм трансфертного ценообразования активно используется сегодня в России и российскими, и зарубежными компаниями. Причинами широкого распространения этого механизма стали неразвитость рынка и рыночных институтов в регионах России, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах, а также различия в условиях налогообложения в разных субъектах Российской Федерации.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы  отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки (обычно систем класса ERP1).

 

Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования

 

1.1. Цели трансфертного  ценообразования

Основными целями трансфертного  ценообразования многие авторы [Цели] определяют следующие:

  1. оптимальное размещение ресурсов, распределение рынков сбыта и сфер влияния между материнской и дочерними подразделениями;
  2. раздельный учёт бизнес-единиц и оценка их вклада в общую прибыль холдинга;
  3. стимулирование руководителей бизнес-единиц, обеспечивающих прибыльность того или иного направления;
  4. увеличение общей прибыли холдинга.

В качестве подцели иногда рассматривается минимизация налогового бремени и таможенных платежей холдинга.

Трансфертное ценообразование  должно быть направлено на решение  следующих задач:

  1. предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;
  2. обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;
  3. предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;
  4. проводить справедливую оценку деятельности предприятий;
  5. целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;
  6. служить целям налоговой оптимизации [Задачи].

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому  очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры  корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром  затрат, центром доходов или центром  прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений "make-or-buy" - производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

 

1.2. Виды трансфертных  цен

До настоящего времени  в теории налогового права отсутствует  единое понимание того, какие цены являются трансфертными.

Следует различать:

а) трансфертные цены в широком смысле - это любые "необычные", "подозрительные" цены, подлежащие налоговому контролю в соответствии со ст. 40 НК РФ, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки;

б) трансфертные цены в узком смысле - цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. В этом смысле трансфертные цены - объективное следствие усложнения системы хозяйственных связей, а не продукт налогового планирования. Поскольку группы компаний могут использовать такие цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие применяемых цен рыночному уровню.

 

1.3. Принципы формирования  трансфертных цен

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы  при соблюдении двух условий:

1. совпадение целей менеджеров  различных уровней управления  и организации в целом;

2. предоставление руководителям  центров ответственности необходимой  финансовой и хозяйственной самостоятельности.[учебник]

Способность высшего менеджмента  определять трансфертную цену напрямую зависит от достоверности и полноты  информации, предоставляемой подразделениями. В децентрализованной компании особое внимание приходится уделять менеджменту  информационно-управляющих потоков.

Для повышения эффективности  функционирования системы трансфертного  ценообразования необходимо, чтобы:

• существовала единая сетевая  база данных, работающая в режиме реального  времени, обеспечивающая централизованный одновременный доступ к информации всеми подразделениями;

• высший менеджер и менеджеры  подразделений своевременно получали достоверную, полную и неизбыточную информацию об изменениях в системе внутреннего учета;

• существовали способы  расширенного предоставления информации по предъявлению запроса;

• функционировали средства быстрого анализа информации и средства прогнозирования учетной системы, предназначенные для обработки  оперативной информации и предоставления ее менеджерам подразделений и высшему менеджеру.

 

1.4. Исторический аспект  возникновения трансфертного ценообразования

Появление трансфертных цен связано  с 50-60 гг. XX века, когда в промышленности развитых стран мира в связи с  процессами концентрации производства стали формироваться крупные  транснациональные корпорации (ТНК). Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточного продукта изготовленного на одном предприятии корпорации другому предприятию той же корпорации. В это время стало очевидно, что в условиях жесткой централизации управления, затраты на координацию всех звеньев производства могут начать превышать доходы от роста самих ТНК, поэтому руководство ряда корпораций начало активно проводить процесс децентрализации управления, с выделением относительно независимых подразделений, занимающих в организационной структуре промежуточное положение между производством и управленческим центром, с расширением свободы руководителей данных подразделений в принятии решений.

Относительная независимость подразделений  заставляла их руководителей искать новые подходы к управлению производством. Одним из таких подходов стало  внедрение в экономический механизм управления системы внутрифирменных расчетов, которые невозможны без оценки стоимости передаваемого продукта. Именно цена передаваемого продукта получила название трансфертной цены, а процесс ее оценки и установления - трансфертного ценообразования.

Трансфертные цены, применяемые  в сделках, не выходящих за пределы  одной страны, используются для внутреннего  учета движения товаров, услуг и  финансов, а также для оценки деятельности подразделений ТНК. Трансфертные цены, используемые в сделках между  организациями, входящими в одну структуру, но находящиеся в разных странах, служат иным целям. С их помощью  ТНК могут защищаться от неблагоприятных  налогов, государственного валютного  контроля, тарифов, ограничений на операции с прибылью. Свободно устанавливая величины трансфертных цен, ТНК могут  перекачивать и представлять свои прибыли  в разных странах в различной  форме, минимизируя, таким образом, размер налогообложения и увеличивая совокупную прибыль.

В СССР трансфертные цены появились  после принятия в 1987 году закона о  государственном предприятии (объединении) и в 1988 году - закона о кооперации. Эти два правовых акта резко расширили  хозяйственную самостоятельность  государственных предприятий, которые  оказались облепленными разного  рода кооперативами и малыми предприятиями, получавшими от них ресурсы бесплатно  либо по номинальным ценам и реализовывавшими продукцию по свободным ценам, более  высоким, чем государственные.

Настоящий расцвет трансфертного  ценообразования связан с отменой  в самом конце 80-х годов XX столетия монополии внешней торговли, когда у руководства предприятий появилась возможность занижать цены при экспорте продукции, получая на свои зарубежные счета разницу между рыночной и отпускной ценой. Развилась классическая схема трансфертного ценообразования - экспорт через оффшорную структуру. Обычной формой бизнеса стала совокупность двух юридических лиц - государственного предприятия и частного оффшора. В СССР и в постсовецких странах, трансфертное ценообразование было формой получения частными лицами дохода от использования государственной собственности.[учебник]

 

Глава 2. Организация трансфертного  ценообразования в системе управленческого  учета

 

2.1. Факторы, влияющие на  установление трансфертных цен

Система трансфертных цен  зависит от целого ряда факторов:

1. Наличия конкурентного  рынка для промежуточного продукта

Основной принцип трансфертного  ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может  быть продан внешним покупателям  или приобретен у внешних поставщиков, т. е. к рыночной.

В этом случае предприятия  автономны в принятии решений  и их деятельность может быть объективно оценена.

2. Наличия свободных мощностей  у подразделения-производителя

Если у предприятия  есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более  предпочтительной является покупка  продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть  постоянных расходов, которые связаны  с простаиванием мощностей).

3. Квалификации менеджеров

Система трансфертного ценообразования  требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные  противоречащие друг другу цели для  достижения оптимального для холдинга результата. Менеджеры должны обязательно  иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности  отраслей, в которых функционируют  предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т. д.).

Информация о работе Особенности трансфертного ценообразования