Особенности трансфертного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Трансфертная цена - это цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, и в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами. Трансфертная цена может быть ниже цены, применяемой по сходным сделкам, в несколько раз. Поэтому трансфертное ценообразование позволяет вертикально интегрированным компаниям минимизировать налогообложение путем применения в расчетах между зависимыми структурами трансфертных цен, а также перераспределения финансовых потоков между хозяйствующими субъектами, входящими в их структуру, и вовлечение посредников в процесс реализации продукции. При этом применение вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен приводит к перераспределению доходов в пользу организаций, зарегистрированных в зонах с льготными налогообложением.

Содержание работы

Содержание
Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования
1.1. Цели трансфертного ценообразования
1.2. Виды трансфертных цен
1.3. Принципы формирования трансфертных цен
1.4. Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования
Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета
2.1. Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
2.2. Методы трансфертного ценообразования
Глава 3. Правовые основы для контроля за трансфертным ценообразованием со стороны фискальных органов и последствия применения налогоплательщиком трансфертных цен

Файлы: 1 файл

11.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

4. Переговорной силы предприятий

Трансфертные цены между  двумя предприятиями провоцируют  возникновение конфликта между  ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно  выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.

5. Важности для холдинга  преимуществ вертикальной интеграции

Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические  риски в холдинге, в частности  риск зависимости от поставщиков  и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс  создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.). Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

 

2.2. Методы трансфертного  ценообразования

На практике применяют  три метода расчета трансфертных цен:

  1. на основе рыночных цен;
  2. на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»;
  3. на основе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

Особую популярность в  странах с рыночной экономикой получил  первый метод. Преимущество рыночных цен  состоит в их объективном характере, и трансфертные цены не будут зависеть от взаимоотношений и классификации  менеджеров покупающих и продающих  центров ответственности. Этот метод  применяется в условиях высокой  степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли  и инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей  и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

Однако применение первого  мет пода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг, производимых центром ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

В трансфертном ценообразовании  всегда участвуют две стороны: центр  ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработке  и потребления. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено  право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между  ними должны соблюдаться следующие  условия:

  1. центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы;
  2. если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.

В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных трансфертных цен невыполнимо, то применяется  второй метод – на основе себестоимости. И здесь существуют различные  варианты. В основу трансфертных цен  может быть положена:

  • полная фактическая себестоимость;
  • нормативная себестоимость;
  • переменная себестоимость.

В любом случае трансфертная цена рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в трансфертную цену на продукцию  передающего подразделения закладывается  выбранный показатель себестоимости  и фиксированный в виде процента размер прибыли этого центра ответственности. Например, трансфертная цена может рассчитываться по формуле «110% полной себестоимости» или «150% переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.

Преимуществом первого варианта расчета являются объективность  и ясность расчетов. Рассчитанная этим методом цена приближается к  рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются свои недостатки:

  1. передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, т.к. заранее уверен, что трансфертная цена их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки.
  2. по трансфертной цене, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.
  3. система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами фирмы в целом. Однако с позиции организации, приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности, использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

Отмеченные недостатки устраняются  расчетом трансфертных цен по второму  варианту – на базе нормативных  затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической трансфертной цены над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности. Обратное соотношение – об ее эффективности.

Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств  и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается  бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального  и мелкосерийного производства.

В этих случаях может быть использован третий вариант расчета  трансфертных цен – на основе переменной себестоимости, информация о которой  аккумулируется в системе «директ-костинг». Постоянные издержки центров ответственности  будут покрываться при этом из выручки организации. Этот вариант  позволяет разрабатывать ценовую  политику, оптимальную не только для  фирмы в целом, но и для ее структурных  подразделений, а также находить благоприятное сочетание объемов  производства и продажных цен. Кроме  того. Такой вариант расчета трансфертных цен позволяет анализировать  и контролировать деятельность центров  ответственности.

Третий метод трансфертного  ценообразования предполагает расчет договорной трансфертной цены. При  этом используется следующая формула:

       

Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

ТЦ

=

Удельная переменная себестоимость

+

       

 

Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.

В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все  рассмотренные методы трансфертного  ценообразования. Выбор того или  иного метода определяется рядом  факторов:

  1. характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна трансфертная цена, а для оценки работы центра ответственности − другая);
  2. степенью децентрализации организационной структуры предприятия;
  3. состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются рыночные цены.[учебник]

 

Глава 3. Правовые основы для  контроля за трансфертным ценообразованием со стороны фискальных органов и последствия применения налогоплательщиком трансфертных цен

При рассмотрении данного  вопроса стоит руководствоваться  двумя постулатами:

  • Ни одно государство не согласится добровольно отказаться от взимания налогов со своих налогоплательщиков;
  • Любое государство при помощи всех доступных ему методов будет бороться с любым проявлением уклонения от уплаты либо минимизации налогов.

Поскольку трансфертная цена является наряду с использованием оффшоров (а часто, совместно), наиболее распространенной схемой международного налогового планирования, экономически развитые государства будут любыми путями пытаться окончательно его запретить.

Основополагающим документом в области регулирования трансфертного  ценообразования в целях налогообложения  является Руководство Организации  по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию  для транснациональных корпораций и налоговых органов (80 Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations). Помимо данного акта координирующими органами ОЭСР были изданы многочисленные Отчеты, посвященные вопросам регулирования трансфертных цен для целей налогообложения. Несмотря на то, что эти документы являются рекомендательными, из-за широкого применения они фактически приобрели нормативный характер. Более того, законодательство многих стран прямо ссылается на эти документы ОЭСР.

Основополагающим принципом, согласно этого документа, рекомендуемым к применению для определения обоснованности использованной цены сделки, является принцип «вытянутой руки». Его суть заключается в анализе конкретной операции с точки зрения действия при аналогичных обстоятельствах независимых третьих лиц.

Основанием для контроля условий сделок (цены) со стороны  налоговых органов является факт ассоциированности контрагентов. Между тем, наличие такого факта само по себе не является достаточным основанием считать целью такой сделки манипулирование прибылью в целях минимизации налоговых платежей.

Корректировка доходов налогоплательщика  в целях налогообложения может  производиться независимо от того, имело ли в данном случае место  намерение минимизировать налоговые  платежи, и осуществляется в случае несоответствия примененных цен  принципу «вытянутой руки».

Последствия применения налогоплательщиком ТЦ:

Регулирование трансфертного  ценообразования в условиях правовой системы любого государства тесно  связано с определением факта  уклонения от налогообложения. Именно от наличия факта намеренного  уклонения от налогообложения и  будет зависеть использование тех или иных мер, применяемых к налогоплательщику при установлении факта использования им трансфертного ценообразования.

В любом случае, при установлении факта применения трансфертной цены фискальные органы попытаются доказать, что данная сделка была совершена лишь с целью уклонения от налогов. При этом "сделкой, совершенной с целью уклонения от налогов" будет считаться такая сделка, которая прямо или косвенно влечет налоговые выгоды, а также если налогоплательщиком не доказано, что она была заключена в добросовестных целях и была экономически обоснована, а не являлась лишь способом получения возможности не платить или минимизировать налоги.

В случае доказательства необоснованности применения трансфертных цен, последствия для налогоплательщика могут быть различными. От банального пересчета налогов, по итогам деятельности предприятия, до тюремного заключения. Что достаточно наглядно было продемонстрировано в деле Ходорковского, когда вслед за необоснованностью применения трансфертных цен последовало обвинение в неуплате налогов в особо крупных размерах. 

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее. В первой главе было дано понятие, основные особенности, цели трансфертной цены. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цены выступают издержек производства, определения объемов инвестиций.

Во второй главе были рассмотрены  методы трансфертного ценообразования и факторы, влияющие на установление трансфертных цен. Трансфертная цена - это цена, используемая для определения стоимости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим внутри одной организации. Как само понятие трансфертной цены, так и цель ее использования зависят от хозяйствующего субъекта и области применения цен: для крупного предприятия с входящими в него подразделениями внутрифирменная трансфертная цена используется для контроля над хозяйственной деятельностью; в транснациональных корпорациях трансфертная цена применяется в целях снижения налоговых выплат. Трансфертное ценообразование направлено на увеличение прибыли за счет минимизации внутрифирменных затрат.

Информация о работе Особенности трансфертного ценообразования