Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретическую информацию по учёту финансовых результатов в торговле и сравнить с практикой учёта на исследуемом предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
-теоретическое исследование розничной торговли и специфика учёта финансового результата в ней;
-исследование понятийного аппарата системы учёта финансового результата;
-рассмотрение теоретических моделей бухгалтерского учёта финансовых результатов;
-исследование ООО «Сокол» и учёта финансовых результатов данной организации;
-исследование бухгалтерского учёта налоговых обязательств по налогообложению на прибыль ООО «Сокол»
- потери, возникающие при продаже товаров;
2 Необходимость нормирования
-нормируемые потери
-ненормируемые потери
3 Источники покрытия
-потери, возмещаемые организацией,
-потери, возмещаемые персоналом организации,
-потери, возмещаемые контрагентами организации.
При формировании обобщенной информации о суммах недостач и потерь от порчи товаров применяют счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», на котором отражается информация обо всех недостачах и потерях, за исключением:
1 Недостач и потерь, образовавшихся при перевозки товаров по вине поставщика и перевозчика, которые принимаются к учету как дебиторская задолжность (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «расчеты про претензиям»);
2 потерь, возникших в результате чрезвычайных ситуаций, которые признаются прочими расходами (счет 99 «Прибыль и убытки»)
По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» собираются сведения о покупной стоимости недостающих и утраченных товаров с кредита счетов 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. По кредиту отражается списание недостач и потерь после принятия руководителем организации соответствующего решения об источниках покрытия. Сальдо счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» показывает сумму недостающих и утраченных товаров, по которым еще не принято решение о списании. Аналитический учет к счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» организуется по видам товарных потерь.
Последствием товарных потерь становится не только отвлечение из оборота организации товарных ресурсов, но и невозможность получить доход в виде торговой наценки.
Виновником товарной потери может являться работник организации (ст.238 ТрКРФ). Не полученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Если виновником товарной потери является юридическое лицо (арендодатель) или физическое лицо, заключившее с организацией гражданско-правовой договор, то упущенная выгода может быть взыскана с него. Взыскание можно осуществить как на основании судебного решения, так и по соглашению сторон. При этом производятся бухгалтерские записи:
1 при учете товаров по покупным ценам – Д76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
2 при учете товаров по продажным ценам – Д41 «Товары» К98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
В обоих случаях по мере взыскания с виновных лиц суммы долга полученная разница признается прочим доходам соответствующего отчетного периода.
Приведем несколько хозяйственных операций по учету потерь, возникающих при хранении товаров:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 41 «Товары» - отражены потери, возникшие при хранении товаров (на покупную стоимость утраченных товаров без НДС);
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - отражен НДС, приходящийся на товарные потери.
Списаны потери товаров:
Д 44 «Расходы на продажу» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - в пределах норм естественной убыли (на покупную стоимость утраченных товаров без НДС);
Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - сверх норм естественной убыли (на учетную стоимость товаров с НДС);
Д 41 «Товары» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана торговая наценка, относящаяся к товарным потерям в пределах норм естественной убыли, включенным в расходы на продажу (при учете товаров по продажным ценам).
Отражена разница между суммой подлежащей взысканию с виновных лиц, и покупной стоимостью недостающих товаров сверх норм естественной убыли:
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К 98 «Доходы будущих периодов» - при учете товаров по покупным ценам (фактической себестоимости приобретения);
Д 41 «Товары» К 98 «Доходы будущих периодов» - при учете товаров по продажным ценам;
Д 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» - погашена виновными лицами задолжность по материальному ущербу;
Д 98 «Доходы будущих периодов» К 91 «Прочие доходы и расходы» - одновременно разница между задолжностью виновных лиц и покупной стоимостью утраченных товаров признается прочим доходам текущего отчетного периода.
Стоимость товаров, испорченных или пропавших во время транспортировки, списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли в пределах норм естественной убыли. Эти нормы утверждаются отраслевыми министерствами в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002г. № 814 с изменениями и дополнениями от: 29 мая 2006 г., 10 марта 2009 г., 4 сентября, 22 октября 2012 г. «о порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».
Однако торговые организации могут пользоваться нормами, которые были утверждены до того, как Правительство РФ установило данный порядок. Такое право предоставлено торговым организациям ст.7 ФЗ №58-Федерального Закона.
Торговая организация может установить собственные нормативы, если речь идет о технологических потерях. Технологические потери – это потери при доставке товаров, обусловленные технологическими особенностями процесса транспортировки, а так же физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Торговая организация в праве самостоятельно установить нормы технологических потерь в технологической карте, в смете технологического процесса, а так же в любом другом аналогичном документе. А если такой документ отсутствует, технологические потери можно списать на основании отраслевых нормативных актов, расчетов и исследований, проведенных технологической службой организации, либо иных лимитов, которые регламентируют технологический процесс.
Похищенные при транспортировке товары можно списать на прочие расходы, но при условии, что виновники кражи не найдены. Подтверждением этого будет копия постановления предварительного следствия по уголовному делу.
Чтобы определить стоимость товаров, испорченных в процессе доставки в пределах норм, их количество умножают на цену, указанную в документах поставщика, без НДС. Списывают нормированные потери следующими проводками;
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость потерь в пределах норматива.
Д 44 «Расходы на продажу» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана сумма нормируемых потерь на транспортно – заготовительные расходы (на счет учета отклонений в стоимости материалов, если он используется).
Если потери превышают норматив, то купленные товары должна принимать постоянно действующая или рабочая инвентаризационная комиссия, утверждаемая приказом руководителя. По результатам приемки комиссия составляет соответствующий акт по типовой межотраслевой форме № М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России.
Сумма сверхнормативных потерь складывается из покупной стоимости пропавших товаров с учетом НДС, а так же из приходящейся на них части транспортно – заготовительных расходов по данной поставке.
Если обнаружен виновник пропажи, например транспортная компания, то потери отражаются как его задолженность следующей проводки:
Д 76-2 «Расчеты по претензиям» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена задолженность виновника сверхнормативной порчи товаров.
1.4 Синтетический и аналитический учет поступления и реализации товаров.
На предприятиях торговли учет товаров ведется, как правило, и на складе (по месту непосредственной приемки и хранения), и в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете может использоваться только синтетический метод учета (хотя большинство предприятий и в бухгалтерии предпочитают применять аналитический учет), складской же учет подразумевает обязательное ведение аналитического учета.
Аналитический учет – это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Аналитический учет связан с синтетическим и не может существовать без него. В бухгалтерии аналитический учет ведется с помощью дополнительных субсчетов, привязанных к синтетическим счетам. Субсчета в синтетическом учете должны создаваться в тех случаях, когда требования аналитического учета диктуются требованиями бухгалтерской отчетности или порядком исчисления налогов. В приказе об учетной политике предприятия утверждается, в том числе, и рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности конкретного предприятия.
В соответствии с методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли организациям торговли необходимо вести аналитический учет в следующих разрезах:
-по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;
-по каждому хозяйствующему субъекту – по материально ответственным лицам;
-по каждому материально ответственному лицу – по ассортименту товаров;
-а также в удобном для предприятия разрезе».
Что дает учет товаров по хозяйствующим субъектам? Если речь идет о крупной торговой фирме, имеющей сеть магазинов или складов, то вполне естественно, что в этом случае бухгалтерии удобно вести учет товаров по каждому отдельно взятому магазину или складу. Это помогает отслеживать движение товара (в первую очередь предотвращать и оперативно выявлять возможные недостачи), а также дает информацию о рентабельности того или иного подразделения. Такое же разделение учета товаров по местам хранения рекомендуется и в крупных магазинах, имеющих несколько отделов (по каждому отделу). В то же время для индивидуального предпринимателя или небольшой фирмы, имеющих одну торговую точку без разделения на отделы, подобная аналитика абсолютно бесполезна.
О необходимости вести учет товаров по материально ответственным лицам спорить не приходится. Разумеется, для налогового учета и бухгалтерской отчетности такие данные значения не имеют, однако внутри предприятия аналитический учет по материально ответственным лицам на практике не ведется только в том случае, если условия трудового договора предусматривают коллективную материальную ответственность. Но, как правило, такие условия договора встречаются редко, поскольку вряд ли какому-либо сотруднику, не имеющему прямого отношения к приему, хранению и отпуску товара, понравится идея нести ответственность за чужие недостачи. По этим же соображениям рекомендуется вести аналитический учет по материально ответственным лицам в разрезе ассортимента товаров.
При учете дебиторских и кредиторских задолженностей полезным является аналитический учет поступления и выбытия товаров по каждому поставщику и покупателю (при оптовой торговле), причем даже в разрезе отдельных договоров по каждому контрагенту. В целом можно сказать, что поначалу кажется, что чем больше субсчетов, чем больше разрезов ведения аналитики, тем более трудоемким является ведение бухгалтерского учета. Однако практика показывает, что чем более подробным и разноплановым является аналитический учет поступления, хранения и выбытия товаров, тем более легкими и наглядными окажутся в дальнейшем составление бухгалтерской отчетности, исчисление налогов, практически все аспекты ведения бухгалтерского учета. Следует также добавить, что подробный аналитический учет способствует и оперативному выявлению допущенных в бухгалтерском учете ошибок, от которых не застрахован даже самый опытный и аккуратный бухгалтер. Поэтому, разрабатывая учетную политику предприятия, постарайтесь по возможности точно представить себе, какие именно разрезы аналитического учета будут вам необходимы в работе, какие аналитические субсчета будут задействованы. Разумеется, в процессе хозяйственной деятельности предприятия возникнет необходимость в корректировке аналитических субсчетов: одни из них окажутся ненужными для деятельности именно данного предприятия, в других же, наоборот, возникнет явная необходимость. Вполне возможно определить общие направления аналитического учета заранее.
Для обобщения информации о наличии и движении товаров служит, счет 41 «Товары». Торговые организации на этом счете учитывают также покупную тару и тару собственного производства, не предназначенную для собственных нужд.
Для учета и обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых организацией-комитентом на комиссию, применяется забалансовый счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Учет товаров на этом счете ведется в ценах, указанных в приемосдаточных актах.
1.5 Расчет торговой наценки.
Торговая наценка - это разница между ценой продажи и ценой покупки товара. Минимум размер торговой наценки должен покрывать затраты на продажу товара – это в случае, если продажа товара не приносит прибыли, но, по крайней мере, не приносит и убытка. Бывают и такие ситуации. Уменьшение торговой наценки ниже этого минимума ведет к торговле в убыток и имеет своей целью стремление хотя бы свести этот убыток к минимуму. Как правило, к этой мере организация прибегает в случаях, когда продажа товара с наценкой, включающей затраты на его продажу и прибыль, становится невозможной. В этом случае, конечно, лучше продать товар с убытком (или без прибыли), чем не продать его вообще. Размер наценки определяется организацией самостоятельно. Причем наценка может устанавливаться как единая на весь ассортимент товаров, так и различная по видам товарных групп. Используемый вариант розничной фирме следует закрепить в своей учетной политике.
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода является:
- исчисление по общему товарообороту;
- исчисление по ассортименту товарооборота;
- исчисление по ассортименту остатка товаров.
Исчисление по среднему проценту
При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяется по формуле:
ВД=Т*РН:100, (1)
Где:
Т - общий товарооборот;
РН – расчетная торговая надбавка;
В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:
РН=ТН: (100 + ТН), (2)
Где:
ТН - торговая надбавка в процентах.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение одного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарообороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.
В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле: