Особенности учета в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону.
Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Предприятия оптовой торговли осуществляет куплю-продажу товаров с целью их перепродажи, а также оказывает услуги по организации торгового оборота товаров.

Содержание работы

1.Введение 2.
2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле. 3.
3. Учет товара на торговом предприятии. 7.
4.Учет расходов на продажу 13.
Список используемых источников. 15.

Файлы: 1 файл

особенности учета в торговле. контрольная.docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание

1.Введение                                                                                                        2.

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле. 3.

3. Учет товара на торговом предприятии.                                                      7.

4.Учет расходов на продажу                                                                                13.

Список используемых источников.                                                              15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том  числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону.

Оптовая торговля – это  торговля товарами с последующей  их перепродажей или профессиональным использованием. Предприятия оптовой  торговли осуществляет куплю-продажу  товаров с целью их перепродажи, а также оказывает услуги по организации  торгового оборота товаров.

Розничная торговля – это  торговля товарами и оказание услуг  покупателям для личного семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Тип предприятия розничной  торговли определяется по торговой площади  и формам торгового обслуживания покупателей (универмаг, универсам, магазин  и т. д.).

В торговых организациях термин «товары» употребляется только в  отношении товарно-материальных ценностей, которые специально приобретены  у других организаций или физических лиц для последующей продажи.

Определение товара для целей  бухгалтерского учета дано в ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»: «товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для  продажи».

При приобретении товаров  торговая организация должна их оприходовать, т. е. внести записи о поступлении  товаров (их количестве, цене, сведения о поставщике и документе, по которым  поступил товар) в соответствующие  учетные документы. Для того, чтобы делать записи о движении товаров в учетных документах, необходимо выбрать единицу учета товаров, которой может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

 

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле

Ведение бухгалтерского учета  в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено  определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский  учет.

И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам  в бухгалтерской и налоговой  отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны  материально - ответственных лиц  и т.п.

Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных  документов, которые в зависимости  от назначения и статуса можно  разделить по следующим уровням:

 

1-й уровень

Закон "О бухгалтерском  учете"

Гражданский кодекс РФ

Другие законы по бухгалтерскому учету

Указы Президента РФ

Постановления Правительства  РФ

 

2-й уровень

Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)

 

3-й уровень

Нормативные документы Минфина  России:

- приказы

- методические рекомендации (указания)

- инструкции

- комментарии

- письма

 

4-й уровень

Нормативные документы других министерств и ведомст

 

5-й уровень

Приказ по учетной политике организации

Другие рабочие документы  организации

 
     

Закон "О бухгалтерском  учете" определяет:

- состав хозяйствующих  субъектов, обязанных вести бухгалтерский  учет и представлять финансовую  отчетность;

- правовые основы бухгалтерского  учета;

- содержание, принципы и  организацию бухгалтерского учета;

- порядок составления  и представления бухгалтерской  отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок  учета и оценки определенного  объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены следующие ПБУ:

- Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской

Федерации (Приказ Минфина  России от 29 июля 1998 г. N 34н);

- 1/98 "Учетная политика  организации" (Приказ Минфина  России от 9 декабря 1998 г. N 60н);

- 2/94 "Учет договоров  (контрактов) на капитальное строительство" (Приказ Минфина России

от 20 декабря 1994 г. N 167);

- 3/2000 "Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте" (Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н);

- 4/99 "Бухгалтерская отчетность  организации" (Приказ Минфина  России от 6 июля 1999 г. N 43н);

- 5/01 "Учет материально-производственных  запасов" (Приказ Минфина России  от 9 июня 2001 г. N 44н);

- 6/01 "Учет основных  средств" (Приказ Минфина России  от 30 марта 2001 г. N 26н);

- 7/98 "События после  отчетной даты" (Приказ Минфина  России от 25 ноября 1998 г. N 56н);

- 8/01 "Условные факты  хозяйственной деятельности" (Приказ  Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н);

- 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая  1999 г. N 32н);

- 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 6 мая  1999 г. N 33н);

- 11/2000 "Информация об  аффилированных лицах" (Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н);

- 12/2000 "Информация по  сегментам" (Приказ Минфина России  от 27 января 2000 г. N 11н);

- 13/2000 "Учет государственной  помощи" (Приказ Минфина России  от 16 октября 2000 г. N 92н);

- 14/2000 "Учет нематериальных  активов" (Приказ Минфина России  от 16 октября 2000 г. N 91н);

- 15/01 "Учет займов и  кредитов и затрат по их  обслуживанию" (Приказ Минфина  России от 2 августа 2001 г. N 60н);

- 16/02 "Информация по  прекращаемой деятельности" (Приказ  Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н);

- 17/02 "Учет расходов  на научно -исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н);

Методические рекомендации и указания Минфина Росси и  конкретизируют статьи законов и  отдельные ПБУ. К таким рекомендациям  относятся:

- Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (Приказ  Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49);

- Методические указания  по бухгалтерскому учету материально-производственных  запасов (Приказ Минфина России  от 28 декабря 2001 г. N 119н);

Важнейшим документом 3-го уровня является Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее - План счетов и Инструкция).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.

Методические рекомендации других министерств и ведомств устанавливают  отраслевые особенности ведения  бухгалтерского учета.

Так, Комитетом РФ по торговле утверждены:

- Методические рекомендации  по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения  и производства, и финансов ых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (Письмо от 20 апреля 1995 г. N 1 -550/32-2);

- Методические рекомендации  по учету и оформлению операций  приема, хранения и отпуска товаров  в организациях торговли (Письмо  от 10 июля 1996 г. N 1 -794/32-5).

                         3.Учет товара на торговом предприятии.

Торговая организация  получает товар от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам  комиссии, договорам поставки, по отдельным  заявкам и т. п. Администрация  торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку  товара, с условиями этих договоров.

Материально-ответственный  работник и члены приемной комиссии знакомятся с условиями договора и осуществляют приемку товара на территории перевозчика или на территории самой торговой организации –  покупателя.

Если приемка товаров  осуществляется на складе поставщика, то материально-ответственное лицо покупателя получает товар по доверенности. Доверенность подтверждает право на получение товара от имени покупателя. Материально-ответственное лицо вместе с доверенностью предъявляет  поставщику свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Доверенность подписывает материально-ответственное  лицо, руководитель и главный бухгалтер  организации-покупателя.

После доставки полученного  товара в торговую организацию материально-ответственное  лицо предъявляет в бухгалтерию  товарно-сопроводительные документы. Бухгалтер делает отметку в книге  доверенностей о том, что по данной доверенности товар получен по такому то документу. Таким документом может  быть счет-фактура, железнодорожная  накладная, коносамент оформляется  при доставке груза морским транспортом. При отсутствии необходимых документов составляется акт, в котором указывают  недостающие документы.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным товаросопроводительных документов или отклонения по качеству приемка товаров приостанавливается. Составляется акт о приемке товаров  по унифицированной форме. Акт утверждает руководитель торговой организации.

Акты о приемке товаров  и сопроводительные документы на товар поступают в бухгалтерию  и служат основанием для бухгалтерских  записей по дебету счета 41 «Товары».

При оприходовании поступивших товаров следует определить себестоимость этих товаров, т. е. стоимость, по которой они будут числиться в складском и бухгалтерском учете. Порядок определения себестоимости поступивших товаров закрепляется в учетной политике организации. Если в организации учетной политикой предусмотрено включение в себестоимость товаров (их покупную стоимость) расходов, связанных непосредственно с приобретением конкретной партии товара, то в покупную стоимость включают эти расходы.

Торговая организация  может приходовать покупные товары по цене поставщика, т. е. включать в  себестоимость поступившего товара только цену (без НДС), которая указана  в расчетных документах поставщика.

В бухгалтерском учете  делается запись по дебету балансового  счета 41 «Товары» в корреспонденции  со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость  товара в ценах поставщика.

Если торговое предприятие учитывает товары по продажным ценам, то при оприходовании товаров следует также отразить торговую наценку (по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

Если в товарной накладной  на поступление товаров поставщик  отдельной строкой выделил НДС, то торговая организация отражает предъявленный  поставщиком НДС в зависимости  от режима налогообложения, который  она применяет: если торговая организация  является плательщиком НДС, то сумма  предъявленного НДС учитывается  на балансовом счете 19 дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиком  товаров». Эта сумма НДС является налоговым вычетом и после расчетов с поставщиком списывается в дебет балансового счета 68 «Расчеты с бюджетом по НДС».

При продаже товаров, т. е. переходе права собственности на товар от продавца к покупателю, составляются записи:

• дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – кредит 90-1 «Продажи» (выручка);

• дебет 90–2 «Себестоимость продаж» – кредит 41-1 «Учетная стоимость проданных товаров»;

• дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» – кредит 68-3 «Расчеты с бюджетом по НДС».

Товарооборот торговой организации  связан с продажей товаров.

Товарооборот – это  обращение товаров, процесс продвижения  их от производителя к потребителю.

Различают товарооборот:

- оптовый – продвижение товаров от производства в розничную торговую сеть;

Информация о работе Особенности учета в торговле