Особенности учета валютных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
-контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;
-использованием денежных средств по их целевому назначению;
-своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;
-своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности;
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..….3
1.Учет кассовых операций
1.1. Порядок ведения кассовых операций…………………………………………………...…..4
1.1.1. Ограничения хранения наличных денежных средств…………………………….....…5
1.1.2. Предельный размер расчетов наличными денежными средствами……………..….…7
1.1.3. Ответственность за несоблюдение Порядка ведения кассовых операций……..…..…8
1.2. Документальное оформление поступления и выдачи наличных денег…………….……10
Аналитический учет кассовых операций………………………………………………......12
Инвентаризация денежных средств, ревизия кассы…………………………………….…14
Синтетический учет кассовых операций………………………………………………..…16
2. Учет операций по расчетному счету
2.1. Порядок открытия и оформления расчетного счета………………………………………19
2.1.1. Основания списания денежных средств со счета…………………………………..…20
2.2. Порядок оформления расчетных документов…………………………………………..…22
2.2.1. Документальное оформление наличных операций………………………………..…23
2.2.2. Документальное оформление безналичных операций………………………….……23
2.3. Синтетический учет операций по расчетному счету……………………………….…..…29
3.Учет операций на специальных счетах в банке………………………….………31
4.Учет денежных документов и переводов в пути………….……………………..32
5. Особенности учета валютных операций
5.1. Понятие валютных операций…………………………………………………………...…34
5.1.1. Виды валютных операций…………………………………………………………...…35
5.1.2. Порядок перемещения валюты………………………………….…………………..…36
5.1.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства….………………….…39
5.2. Порядок пересчета денежных средств, выраженных в иностранной валюте………..…40
5.3. Учет курсовых разниц………………………………………………………………………43
5.4. Учет суммовых разниц…………………………………………………………………..…47
5.5. Синтетический учет валютных операций……………………………………………....…50
5.5.1.Учет операций по покупке-продаже иностранной валюте…………………….…..…51
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

учет денежных средств.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

2) отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Отзывным называется аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Исполняющий банк обязан осуществить платеж или иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива. 

Безотзывной аккредитив – это аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Срок действия и порядок  расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению, а также другие необходимые документы и условия.

Заявление об открытии аккредитива  представляется в количестве экземпляров, необходимом банку плательщика для выполнения условий аккредитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий выплаты по аккредитиву не производятся.

Если условиями аккредитива  предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то указанные лица обязаны представить исполняющему банку: паспорт или другой, заменяющий его документ; образец своей подписи; командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив, а  проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.

Не принимаются к  оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, почтовых квитанций при отправке товара, номеров или дат приемно-сдаточных документов и видов транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика. Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, третий выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестра счетов, а второй — с приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременно отражения по счету «Аккредитивы к оплате». Выплата аккредитивов наличными деньгами не допускается.

Банки не несут ответственности  за последствия задержки или утери  в пути каких-либо документов.

Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

-по истечении срока  аккредитива;

-по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока на основании заявления поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива (банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком, а нe-использованная сумма перечисляется банку плательщика по его указанию на счет);

-по заявлению покупателя  об отзыве аккредитива полностью  или частично аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка-эмитента, но не более суммы остатка на счете «Аккредитивы». О закрытии аккредитива посылается уведомление банку-эмитенту.

  Расчеты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечении срока для его предъявления не допускается. Это является одним из отличии чека от аккредитива.

Чек должен содержать:

  1. наименование «чек», включенное в текст документа;
  2. поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  3. наименование плательщика и указание счета, с которого должен произведен платеж;
  4. указание валюты платежа;
  5. указание даты и места составления чека;
  6. подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе  какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный  в месте нахождения чекодателя (Приложение 8).

Расчеты требованиями-поручениями

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежные требования выписываются поставщиком на установленном бланке и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает платежное требование плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика.

Платежное требование принимается  при наличии средств на счете  плательщика. Об отгрузке полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении трех дней (Приложение 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Синтетический учет  операций по расчетному счету

Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.

Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер 02 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета 51 за месяц. Для более точного контроля операций по расчетному счету ведутся также и записи по дебету счета 51 – ведомость №2. Все записи в журнале-ордере 02 ведутся на основании выписок с расчетного счета, которые предприятие периодически получает из банка.

Поступление денежных средств на расчетный  счет отражается следующими проводками:

1)  Внесены на расчетный  счет суммы превышения лимита кассы;

    Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» –

2) Поступила выручка от реализации продукции, основных средств, прочих активов.

      Дебет  51 Кредит 46 «Реализация продукции», 47 «Реализация и прочее выбытие  основных средств», 48 «Реализация прочих активов»

  1. Зачислены поставщиками и подрядчиками, ранее полученные авансы:

     Дебет 51 Кредит 61 «Расчеты по авансам  выданным»

4)Получены денежные  средства, поступившие от покупателей  и заказчиков, а также авансы:

    Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

5)Зачислены поступления  по претензиям - Дебет 51Кредит 63 «Расчеты по претензиям»;

6) Получены авансы  от покупателей и заказчиков:

      Дебет 51 Кредит 64 «Расчеты по авансам  полученным» –

7)  Сумма, поступившая на расчетный счет из внебюджетных фондов:

       Дебет 51 Кредит 67 «Расчеты по внебюджетным фондам» –

8)  Сумма возврата  излишне перечисленных налогов:

        Дебет 51 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом»

9) Зачислены страховые  возмещения личного страхования и социального страхования и обеспечения;

Дебет счета 51 Кредит счета 65 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» , 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

(69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по пенсионному фонду», 69-3 «расчеты по медицинскому страхованию», 69-4 «Расчеты по фонду занятости»)

10) от отдельных лиц в погашении задолженности: по беспроцентным ссудам, за причиненный ущерб, за форменную одежду:

     Дебет 51 Кредит 73 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

(73-1 «Расчеты за товары, проданные  в кредит», 73-2 «Расчеты по предоставленным займам», 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»);

11) От учредителей взносы  в уставный капитал:

       Дебет 51 Кредит 75 «Расчеты с учредителями» 

12) Зачислены краткосрочные  и долгосрочные ссуды банка:

Дебет 51 Кредит 90 «Краткосрочные кредиты  банков», 92 «Долгосрочные кредиты  банков», 94 «Краткосрочные займы»,95 «Краткосрочные займы»

  1. Зачислены средства целевого финансирования:

      Дебет 51 Кредит 96 «Целевые финансирование и поступления»

Выбытие денежных средств  с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:

  1. Получены наличные деньги в кассу:  Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет»;
  2. Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:

              Дебет 52 «Валютный счет» Кредит 51 «Расчетный счет»;

  1. Оплата счетов поставщиков, перечисление аванса и перечисления другим организациям и физическим лицам:     Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 61 «расчеты по авансам выданным», 76  «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Кредит 51 
  2. На сумму денежных средств, перечисленную покупателям и заказчикам:

            Дебет 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 64 «Расчеты по авансам выданным», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Кредит 51

  1. На сумму перечисленных платежей во внебюджетные фонды и в бюджет:

           Дебет 67 «Расчеты по внебюджетным платежам», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51

  1. На сумму заработной платы, перечисленной работникам:   Дебет 70 Кредит 51
  2. На сумму средств, перечисленных дочерним организациям и подразделениям:

        Дебет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями»,79 «Внутрихозяйственные расчеты» Кредит 51

  1. На суммы, перечисленные в погашение кредитов банков: Дебет 90, 92, 93 Кредит 51 
  2. На суммы, перечисленные в погашение займов: Дебет 94, 95 Кредит 51
  3. На суммы целевых расходов, произведенных с расчетного счета: Дебет 96 Кредит 51 .

 

 

3. Учет операций на специальных счетах в банке

Помимо счетов 50 и 51 новым  Планом счетов предусмотрено использование  счета 55 «Специальные счета в банках».

На счете 55 учитывают  наличие и движение денежных средств  в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К этому счету 55 могут  быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»  и др.

Порядок осуществления  расчетов при аккредитивной форме  расчетов регулируется Центральным банком РФ.

1) Зачисление денежных  средств в аккредитивы (т. е.  открытие аккредитива) отражается  следующей проводкой:

Дебет счета 55-1 «Аккредитивы» Кредит счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 90 «Краткосрочные кредиты банков» и других счетов;

2) Использование аккредитивов  для оплаты счетов

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» или других подобных счетов Кредит счета 55-1 «Аккредитивы»;

3) Неиспользованные средства  в аккредитивах возвращают в  организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены (т. е. неиспользованная сумма аккредитива зачисляется на расчетный счет).

Информация о работе Особенности учета валютных операций