Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:13, отчет по практике
Коммерческие банки, выполняя большой объем услуг по привлечению и размещению денежных средств в условиях трудно прогнозируемой, нестабильной внешней среды, относятся к классу сложных динамических объектов, в которых тесно сочетаются функции финансово-экономических систем. В связи с этим, как во всякой сложной финансово-экономической системе, в первую очередь выдвигаются задачи сбалансированного взаимодействия между банком и его клиентами, количественного анализа эффективности и согласованности действий участников финансовых операций, а также сокращения рисков, возникающих в процессе операционной деятельности коммерческих банков.
Введение
Анализ и оценка источников кредитно-инвестиционной деятельности АО «Kaspi Bank» за 2013-2014 гг.
Организационно-экономическая характеристика исследуемого банка
Анализ финансового состояния АО «Kaspi Bank» за 2013-2014 гг.
Анализ состава, структуры и динамики депозитного портфеля банка
Организация формирования и реализации депозитной политики АО «Kaspi Bank»
Заключение
Таблица 7 - Географическая концентрация средств клиентов
Обязательства |
Казахстан |
Страны ОСЭР |
Страны не ОСЭР |
31 декабря 2012г. итого |
Средства клиентов (тыс. тенге) |
320381669 |
1507593 |
313768 |
322203030 |
Доля обязательств к итогу (в %) |
99,40 |
0,47 |
0,13 |
100 |
Таблица 8 – Анализ депозитов по срокам за 2013 г.
Обязательства |
Средневзвешенная эффективная процентная ставка, % |
До 1 мес. |
1-3 мес. |
3 мес.-1 год |
1 год-5 лет |
Более 5 лет |
31 декабря 2013г. Всего |
Средства клиентов |
9,31 |
48372272 |
29881790 |
61512397 |
116885862 |
4038948 |
260691269 |
Доля, % |
- |
18,6 |
11,5 |
23,6 |
44,8 |
1,5 |
100 |
Таблица 9 - Анализ депозитов по срокам за 2014 г.
Обязательства |
Средневзвешенная эффективная процентная ставка, % |
До 1 мес. |
1-3 мес. |
3 мес.-1 год |
1 год-5 лет |
Более 5 лет |
31 декабря 2014г. Всего |
Средства клиентов |
9,10 |
45872182 |
29148380 |
196361231 |
73374107 |
4412844 |
349168744 |
Доля, % |
- |
13,1 |
8,3 |
56,2 |
21,2 |
1,2 |
100 |
Из таблицы 8 видно, что наибольший удельный вес в 2013 году по срокам занимают депозиты от года до пяти лет и составляют 44,8 % или 116,9 млн. тенге, а в 2014 году, в таблице 9 доля депозитов от трех месяцев до одного года составляют 56,2 % или 196,3 млн. тенге. Это можно объяснить изменением предпочтений населения, которое стало изымать свои вклады более раньшим сроком, чем в 2014 году.
По видам валют информация о состоянии обязательств на 31 декабря 2013 и 2014 гг. представлена ниже, в таблицах 10 и 11 соответственно:
Таблица 10 - Классификация депозитов по видам валют за 2014 г.
Обязательства |
Тенге |
Доллар США (148,4) |
Евро (191,72) |
Прочая валюта |
31 декабря 2014г. Всего |
Средства клиентов, тыс. тенге |
232490138 |
80717482 |
8858754 |
136656 |
322203030 |
Доля, % |
72,16 |
25,05 |
2,75 |
0,04 |
100 |
Из таблицы 10 видно, клиенты данного банка предпочитают хранить свои вклады в тенге, тем самым поддерживая устойчивость национальной валюты. Значение тенгового вклада составляет 72,16 % или 232,5 млн. тенге, далее по значимости клиенты ставят вклады в долларах США, которые на 31 декабря составили 25,05 % или 80,7 млн. тенге.
Таблица 11 - Классификация депозитов по видам валют за 2013 г.
Обязательства |
Тенге |
Доллар США (147,5) |
Евро (196,88) |
Прочая валюта |
31 декабря 2013г. Всего |
Средства клиентов, тыс. тенге |
192136802 |
60260506 |
7986143 |
307818 |
260691269 |
Доля, % |
73,71 |
23,11 |
3,06 |
0,12 |
100 |
Исходя из данных таблицы 11, можно сделать вывод о том, что и в предыдущем периоде ситуация по предпочтениям не изменилась, что лишний раз доказывает устойчивость национальной валюты, значение которой составило 192,1 млн. тенге или 73,71 %. На втором месте остаются вклады в долах США, которые на отчетную дату составили 60,3 млн. тенге или 23,11 %.
Соответственно удельный вес этих валют в отчетном и предыдущем периоде изменился несущественно. Прочая валюта, т.е. удельный вес и изменение – претерпели незначительное изменение.
1.4 Оценка эффективности депозитной политики АО «Kaspi Bank»
Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами. Схематично это можно представить на рисунке 6:
Рисунок 6 - Укрупненная типовая структура АО «Kaspi Bank»
Так, правление банка определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществляет общий контроль за реализацией депозитной политики.
Комитет по управлению активами и пассивами принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структуру и динамику ресурсов, их сопряженность по срокам и суммам с активами банка с целью выработки в необходимых случаях решений по корректировке депозитной политики банка; осуществляет текущий контроль за реализацией депозитной политики отдельными структурными подразделениями банка.
Финансовое управление банка совместно с казначейством определяет общую потребность банка в депозитных средствах; определяет объемы резервирования привлеченных средств в Национальном Банке; контролирует соблюдение банком нормативов риска по привлеченным средствам, установленных Национальным Банком, и т.д.
Непосредственно привлечением депозитов в различных формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг (выпуск собственных векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), кредитный отдел или отдел активов и пассивов (депозиты юридических лиц) и другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой каждого банка.
Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банк разрабатывает Положения по депозитным (вкладным) операциям (отдельно по вкладам физических лиц и по депозитам юридических лиц), в которых оговариваются:
- правила и условия приема депозитов (вкладов);
- правовой статус субъектов договорных отношений;
- порядок заключения договора банковского вклада;
- его содержание;
- способы приема и выдачи вклада (депозита);
- перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к ним;
- права вкладчиков и
- способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).
Внутрибанковские инструкции о порядке совершения конкретных депозитных (вкладных) операций, содержат организацию работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схему их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.
Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.
С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банк разрабатывает и осуществляет целый комплекс мероприятий. Так, прежде всего важным средством конкурентной борьбы за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).
Обязанность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Национального Банка на право совершения соответствующих банковских операций.
Нормы обязательных резервов устанавливаются Национальным Банком на определенный период времени и могут периодически пересматриваться, но они не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации. Следует отметить, что нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от сроков привлечения средств, их видов (денежные средства юридических или физических лиц), валюты вклада (депозита). Обычно самый высокий норматив резервирования устанавливается по счетам до востребования, так как клиент может в любое время изъять с них свои денежные средства.
Мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений. Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком депозитной политики может сам коммерческий банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия клиентов к финансово-коммерческим институтам.
Далее рассмотрим этапы формирования депозитной политики АО «Kaspi Bank». Весьма важным является исследование вопросов формирования и реализации механизма депозитной политики коммерческого банка, поскольку от эффективности его функционирования во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся перед банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.
Этапы формирования сберегательной политики АО «Kaspi Bank» представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 - Этапы формирования сберегательной политики
Каждый из этапов формирования депозитной политики тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В связи с этим можно выделить следующие направления депозитной политики исследуемого банка:
- анализ депозитного рынка;
- определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;
- минимизация расходов в процессе привлечения средств;
- оптимизация управления депозитным и кредитным портфелем;
- поддержание ликвидности банка и повышение его устойчивости.
На основе анализа сложившейся практики поведения банками депозитных операций АО «Kaspi Bank» разработал схему формирования депозитной политики коммерческого банка, которая представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Схема формирования депозитной политики АО «Kaspi Bank»
Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.
К субъективным проблемам относятся такие как:
1 Масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;
2 Отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;
3 Недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;
4 Отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;
5 Недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке, либо низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка, ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и т.д.
Среди объективных факторов выделяются следующие:
1 Прямое и косвенное воздействие государства и государственных органов;
2 Влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние денежного рынка Казахстана;
3 Межбанковская конкуренция;
4 Состояние денежного и финансового рынка Казахстана;