Отчет по практике в ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 21:19, отчет по практике

Описание работы

Местом прохождения производственной практики стал филиал ОАО «Сбербанк» в поселке Нижнеивкино Кировской области.
Целью прохождения практики явилось исследование в области организации и осуществления деятельности ОАО «Сбербанк». В связи с этим были поставлены следующие задачи:
изучить общие принципы организации и функционирования банка;
изучить экономическую и нормативную документацию;
оценить организационно-экономический уровень деятельности банка;
ознакомиться с деятельностью структурного подразделения;
дать оценку используемым банковским технологиям в изучаемом банке и его подразделениях;
овладеть практическими навыками в области одного из направлений деятельности банка.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные сведения об ОАО «Сбербанк» 5
1.1 Краткая характеристика деятельности Сбербанка России 5
Банковские операции и другие сделки 6
1.2 Управленческая деятельность в Операционном отделе Нижнеивкинского филиала Сбербанка России. 9
1.3 Организационная структура Нижнеивкинского филиала ОАО «Сбербанк» 11
1.4 Организация труда работников Отдела операционного обслуживания 13
1.5 Кадровая политика ОАО «Сбербанк» 16
2. Характеристика операций ОАО «Сбербанк» 19
2.1 Активы и пассивы Банка 19
2.2 Акционерный капитал 20
3. Анализ результатов деятельности ОАО «Сбербанк» 24
3.1 Доходы ОАО «Сбербанк» в 2009 году 24
3.2 Расходы ОАО «Сбербанк» в 2009 году 27
3.3 Достаточность капитала 31
Заключение 33
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Отчет по практике в ОАО Сбербанк.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

Отдел Операционного обслуживания участвует в подготовке и выполнении показателей бизнес-плана Банка по направлениям деятельности Отдела. Инициирует разработку  и участвует в создании и внедрении в практику новых банковских продуктов, услуг, технологий.

Обеспечивает  своевременную подготовку и передачу периодической отчетности, закрепленной за Операционный отделом.

 

1.3 Организационная структура Нижнеивкинского филиала ОАО «Сбербанк»

 

Филиал возглавляет Управляющий, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Президента Банка. Заместители управляющего, а также работники назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с порядком, установленным правлением Банка. Отдел возглавляет Начальник, который назначается на должность по представлению Управляющего.

Организационная структура филиала  представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Организационная структура филиала

 

Управляющий осуществляет руководство деятельностью филиала, организует разработку перспективных и текущих планов управления, координирует работу и оказывает помощь соответствующим структурным подразделениям территориальных банков и осуществляет необходимый контроль за их деятельностью, способствует созданию необходимых условий труда, представляет на рассмотрение руководству Банка предложения по изменению структуры, штатного расписания филиала.

Функции заместителя управляющего. В период отсутствия Управляющего выполняет его функции, в соответствии с распоряжением Президента Банка.

Функции Отдела Операционного обслуживания юридических лиц:

  • Ведет счета юридических лиц; 
  • Совершает   операции   по   купле-продаже  иностранной   валюты  в безналичной форме за счет и по поручению клиентов;
  • Проводит документарные операции по поручению клиентов;
  • Оказывает консультационные и информационные услуги юридическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
  • Осуществляет иные операции и сделки, входящие в компетенцию Отдела в установленном Банком порядке;
  • Участвует в разработке и внедрении автоматизированных систем, использующихся при осуществлении отделом своей деятельности.

Контроль за правомерным проведением  платежей в иностранной валюте и  рублях РФ между резидентами и нерезидентами, в соответствии с валютным законодательством РФ осуществляет отдел валютного контроля.

Функции Отдела Пластиковых  карт. Выдача карт и ПИН-конвертов к ним, прием сдаваемых клиентами карт, прием заявлений по утрате карт,  обслуживание счетов клиентов по расчетам с использованием карт,  прием от юридических лиц списков на зачисление денежных средств на счета банковских карт и передача их в Операционный отдел.

Функции Отдела Ценных бумаг и анализа рынка. Выдача и оплата векселей, внебалансовый учет операций по векселям, прием в залог векселей Сбербанка России и их выдача из залога, выдача и оплата депозитных сертификатов Сбербанка России.

Функции Кассового Отдела. Оформление документов на прием и выдачу наличных денежных средств по счетам, оформление документов на выдачу чековых книжек, проверка кассовой дисциплины организаций, оформление приходных и расходных документов сотрудникам банка на внесение платежей, получение командировочных расходов и так далее, учет ценных бланков.

Функции отдела обслуживания частных вкладов. Открытие и закрытие счетов, обслуживание счетов физических лиц, перечисление средств со счета по поручению клиента, составление отчетов и передача их в Операционный отдел Учета и Контроля.

 

1.4 Организация труда работников Отдела операционного обслуживания

 

В своей служебной деятельности контролер подчиняется непосредственно начальнику Отдела операционного обслуживания юридических лиц.

При поступлении прямых указаний или  распоряжений руководства он выполняет  их в установленные сроки, докладывая непосредственному руководителю о полученных заданиях и ходе их исполнения.

В своей служебной деятельности контролер руководствуется нормативными документами Банка, обязательными к выполнению всеми работниками, Положением об Отделе операционного обслуживания, текущими планами работ и распоряжениями руководства.

Задачи контролера Отдела операционного  обслуживания Операционного управления:

1. Осуществление расчетно-кассового  обслуживания счетов юридических  лиц в валюте Российской Федерации  и иностранной валюте.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление контроля за операциями, совершаемыми клиентами Операционного управления.

3. Доведение до сведения клиентов  нормативных актов Банка России  и Сбербанка России, касающихся расчетно-кассового обслуживания.

Обязанности контролера:

  • Операционное обслуживание клиентов Операционного управления, в т.ч. с использованием системы "Клиент-Сбербанк", включая операции овердрафтного кредитования.
  • Прием, проверка правильности и полноты заполнения представляемых клиентами расчетных денежных документов, в том числе соответствие подписей и печати карточкам образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.
  • Проверка наличия остатков на счетах клиентов при проведении платежей и выдаче наличных денежных средств.
  • Проведение операций по списанию средств с лицевых счетов клиентов на основании расчетных документов.
  • Списание с лицевых счетов клиентов комиссий, предусмотренных договором банковского счета.
  • Ежедневное формирование реестров проведенных документов в установленные внутренним порядком Операционного управления сроки.
  • Ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам.
  • Выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи.
  • Постановка расчетных документов в картотеку к внебалансовым счетам № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и № 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты", списание с них и осуществление контроля за внебалансовым учетом операций, отраженных по указанным счетам.
  • Осуществление переписки по операциям, расчетно-кассового обслуживания.
  • Выверка документов, числящихся в картотеке не оплаченных документов, по состоянию на последний рабочий день отчетного месяца.
  • Применение и реализация программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученные преступным путем, и финансированию терроризма.
  • Участие в работе комиссий, рабочих групп по направлениям деятельности подразделения в соответствии с письменным распоряжением руководителя.
  • Соблюдение требований конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Сбербанка России.
  • Своевременное и качественное выполнение работ по подготовке и выполнению бизнес-плана Операционного управления, а также плановые работы по отдельным направлениям деятельности и по распоряжению руководства Отдела операционного обслуживания.

Контролер имеет право:

  • Получать   документацию,   материалы,   инструменты   и   программные   продукты, необходимые для выполнения его служебных обязанностей.
  • Получать документы и данные из взаимодействующих подразделений центрального аппарата.
  • Вносить   предложения   по   совершенствованию   работы   Отдела   операционного обслуживания.
  • Повышать свой профессиональный уровень и квалификацию в учебных заведениях согласно установленному в Банке порядку.
  • Принимать участие в конференциях и совещаниях, проводимых в Сбербанке по вопросам, входящим в его компетенцию.
  • Пользоваться льготами в области социального обеспечения работников в порядке, установленном в Банке.
  • В установленном порядке вносить предложения руководству об улучшении условий труда.

В соответствии с должностными обязанностями  контролер несет ответственность за:

  • Своевременное и качественное выполнение возложенных на него обязанностей.
  • Своевременное и качественное выполнение порученных ему работ.
  • Соблюдение им конфиденциальности, производственной дисциплины, правил внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты.

Контролер должен руководствоваться в работе Законами,   Указами   Президента   Российской   Федерации,   постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующими на территории РФ, и относящимися к деятельности Отдела операционного обслуживания. Приказами,   инструкциями   и   нормативными   документами   Банка   России. Основами экономики, перспективами развития финансово-банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности Сбербанка России и его центрального аппарата. Структурой, функциями и задачами Отдела операционного обслуживания. Основой научной организации труда.

 

    1.   Кадровая политика ОАО «Сбербанк»

На 31 декабря 2009 года в российских подразделениях и филиалах Сбербанка работало 249 829 человек. Свыше 75% работников имеют более чем 3-летний стаж работы в Сбербанке, из них более 10% работают в Банке более 20 лет. Около 173 тыс. работников Сбербанка закончили высшие учебные заведения и 52 тыс. имеют среднее профессиональное образование.

В 2009 году многие стратегические проекты Банка перешли в активную фазу и охватили всю систему Сбербанка. Была реорганизована структура центрального аппарата, оптимизирована организационная модель филиальной сети и численность персонала. В результате к концу 2009 года фактическая численность персонала Банка сократилась на 7,2%. На рисунке 2 представлена структура персонала ОАО «Сбербанк».

Рисунок 2 – Информация о численности  и квалификации персонала ОАО  «Сбербанк»

Динамика фактической численности  персонала отображена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Динамика численности  фактического персонала ОАО «Сбербанк»

 

  1. Характеристика операций ОАО «Сбербанк»

 

2.1 Активы и пассивы  Банка

Основные показатели деятельности Сбербанка за 2009 год представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основные показатели деятельности Сбербанка за 2009 год

В 2009 году мы видим увеличение операционного дохода (648,1 млрд. руб. по сравнению с 449,5 млрд. руб. в 2008 году). Однако представленная величина является операционным доходом до резервов. Расходы по резервам под обесценение кредитного портфеля в 2009 году возросли в 4 раза и составили 388,9 млрд. руб. Такая динамика связана прежде всего с мировым экономическим кризисом, который охватил всю банковскую систему РФ.

Рентабельность активов и собственных  средств также снижалась в  течение исследуемого периода. Однако размер этих активов все таки возрос на 5,5% и составил 7105 млрд. руб. Доля средств, размещаемых клиентами, увеличилась на 13,4%.

Но, кроме роста активов (на 5,5%) и  собственных средств Банка (на 3,8%), увеличились также и обязательства  банка на 5,7%. На 31 декабря 2009 года они составили 6326 млрд. руб.

Вследствие все того же экономического кризиса чистая прибыль Банка  сократилась на 75% по сравнению с 2008 годом и более чем в 4 раза по сравнению с 2007 годом.

 

2.2 Акционерный капитал

Общее количество размещенных  акций Сбербанка составляет:

      • обыкновенных акций номиналом 3 руб. — 21 586 948 000 шт.
      • привилегированных акций номиналом 3 руб. — 1 000 000 000 шт.

В соответствии с Уставом предельное количество объявленных обыкновенных акций, которые Банк вправе размещать дополнительно к уже размещенным акциям, составляет 15 000 000 000 шт. номинальной стоимостью 3 руб.

Акции Банка, находящиеся в обращении, имеют следующие индивидуальные государственные регистрационные номера, присвоенные Банком России 11 июля 2007 года:

обыкновенные — 10301481В ;

привилегированные — 20301481В;

Акции Банка включены в котировальные  списки ведущих организаторов торговли — ЗАО «ФБ ММВБ» и ОАО  «РТС». Количество акционеров Сбербанка по сравнению с 2008 годом возросло на 13,1% и составляет более 274 тыс. Акциями Банка владеют инвесторы из более чем 50 стран, причем среди нерезидентов около половины акций принадлежит институциональным инвесторам из Великобритании, США и Канады. Основная доля в голосующих акциях, по-прежнему, принадлежит Банку России — 60,25%. Доля нерезидентов по сравнению с 2008 го дом снизилась с 28,17 до 24,30%, в то время как возросла доля частных акционеров — резидентов: с 3,47 до 6,25%.

Начиная со II квартала 2009 года акции  Сбербанка уверенно возвращали утраченные позиции, опережая в росте основные индексы российских торговых площадок и развивающихся рынков. Стоимость обыкновенных акций Сбербанка по итогам года возросла в 3,6 раза, привилегированных — в 7,6 раз, при росте индекса ММВБ в 2,2 раза. По мере роста котировок спред между привилегированными и обыкновенными акциями Сбербанка сужался. С 1 декабря 2009 года привилегированные акции Банка были включены в расчет индекса MSCI Russia c долей 1,13%.

Акции Банка можно охарактеризовать как более волатильные относительно рынка в целом. Коэффициент бета за 2009 год составил 1,31 для обыкновенных акций и 1,18 для привилегированных акций.

Динамика стоимости акций Сбербанка  и индексов ММВБ представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Динамика стоимости  акций Сбербанка и индексов ММВ

 

Права акционеров по получению дивидендов и процедура их выплаты закреплены в Уставе Банка и Дивидендной политике, принятой Наблюдательным советом Банка в 2008 году. Право на получение дивидендов имеют акционеры — владельцы обыкновенных и привилегированных акций. Акционеры — владельцы привилегированных акций имеют право на получение дивидендов в размере не ниже 15% от номинальной стоимости привилегированной акции.

Решение о выплате годовых дивидендов и их размере принимает Общее  собрание акционеров на основании  рекомендаций Наблюдательного совета Банка. Информацию о своей дивидендной политике Банк размещает на своем корпоративном сайте в сети Интернет по адресу www.sberbank.ru.

Рекомендации Наблюдательного  совета Банка Общему собранию акционеров по дивидендам учитывают интересы акционеров и самого Банка с точки зрения дальнейшего развития бизнеса. В основе рекомендаций — прибыль Банка по российским правилам бухгалтерского учета.

В соответствии с Уставом Сбербанка  дивиденды выплачиваются акционерам в денежной форме за вычетом соответствующего налога в течение 30 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов. Выплата дивидендов осуществляется в безналичном порядке путем перечисления на банковские счета акционеров, как юридических, так и физических лиц.

Сбербанк придерживается политики регулярных выплат дивидендов по акциям, на которые последние несколько лет направляется 10% чистой прибыли Банка. Решение о выплате и размере дивидендов за 2009 год принято Общим собранием акционеров Банка 4 июня 2010 года.

 

3. Анализ результатов деятельности ОАО «Сбербанк»

 

3.1 Доходы ОАО «Сбербанк» в 2009 году

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк»