Отчет по практике в Сбербанке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:20, отчет по практике

Описание работы

Учетно-аналитическая практика является одной из составных частей самостоятельного исследования. Практика является подготовительным этапом к проведению более глубоких исследований, а именно подготовке дипломных работ и исследований, выполняемых в проблемных группах кафедры.
Целью практики является закрепление навыков проверки достоверности информации, используемой для учета и анализа деятельности банка, ее систематизация и группировка.

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Учетно-аналитическая  практика является одной из составных  частей самостоятельного исследования. Практика является подготовительным этапом к проведению более глубоких исследований, а именно подготовке дипломных работ  и исследований, выполняемых в проблемных группах кафедры.

Целью практики является закрепление навыков проверки достоверности  информации, используемой для учета  и анализа деятельности банка, ее систематизация и группировка.

Цель написания данного  отчета –  рассмотреть, как проводится учет в банке, какие при этом составляются проводки, а также провести анализ баланса, анализ структуры доходов и расходов и определить показатели ликвидности банка.

В ходе работы необходимо решить ряд задач, а именно:

    • как ведется учет основных средств;  учет МБП; учет расчетных и кассовых операций; депозитных, ссудных операций; ценных бумаг; валютных операций; учет доходов, расходов и финансовых результатов;
    • рассмотреть структуру баланса, т. е. определить удельный вес активов, пассивов в общей сумме баланса, а также определить отклонения в руб. и в %;
    • дать оценку удельного веса доходов и расходов;
    • провести анализ показателей прибыльности, определить ликвидность.

Объектом наблюдения в отчете является ОАО Сбербанк России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика деятельности

ОАО Сбербанк России

 

    1. Развитие и организация банка

СбербанкРоссии  создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка  России, соответственно от 22. 03. 91 и 28. 03. 91 гг.

Сбербанк России выполняет следующие операции:

    • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
    • размещение привлеченных средств от имени Банка;
    • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
    • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
    • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также осуществление иных операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ и правилами банка;
    • инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
    • куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
    • выдачу банковских гарантий;
    • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
    • приобретение право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
    • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
    • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
    • осуществление лизинговых операций;
    • оказание консультационных и информационных услуг;
    • распространение и обслуживание пластиковых карточек международных и российских платежных систем, членом которых является Банк или с которыми Банком подписаны соглашения о сотрудничестве;
    • покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады, с иными ценными бумагами, осуществление операций по которым не требует получения специальной лицензии в соответствии с законодательством РФ.

Филиал вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ, в объеме, определенном в доверенности, выданной его руководителю банком;

    • банковские операции и сделки осуществляются в рублях, и инвалюте.

Уставный капитал в 1997 году составлял 700 100 млн. руб.

Валюта баланса – 355 793 млн. руб.

Собственный капитал  – 16 400 млн. руб.

Прибыль – 4 521 227 млн. руб.

 

 

 

 

2. Учет  в Приморском банке 

Сбербанка России

 

2.1 Учет  основных средств

Основные  средства – это материально-вещественные ценности. Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются и их стоимость включается в затраты банка путем начисления амортизации. Для учета основных средств предназначен активный счет 604 «Основные средства».

Аналитические счета ведутся по каждому ОС или  по их группам. На этих счетах основные средства учитываются по первоначальной стоимости.

Износ основных средств в ЦБ РФ учитывается на счете 606 «Износ основных средств. По кредиту  – начисление износа. По дебету –  списание его по выбывшим основным средствам.

Остаточная стоимость  определяется как первоначальная стоимость минус износ.

Каждому прибывшему объекту присваивается инвентарный  номер. Учет основных средств ведется  в журнале учета, а переоценка основных средств ведется в Журнале  переоценки основных средств.

Основные средства приобретаются банком за счет собственных источников: уставного капитала или специальных фондов банка и нераспределенной прибыли текущего года или прошлых лет. Отражение в учете:

Приобретение  основных средств Д 10702 «Фонды специального назначения» и  К 10703 «Фонды специального назначения, использованные на производственное и социальное развитие».

Износ основных средств производится ежемесячно Д  70209 «Другие расходы» и К 606 «Износ основных средств».

Выбытие основных средств Д 606 «Износ основных средств»  и К 604 «Основные средства банков по их видам».

Переоценка – Д 604 «Основные средства банков по их видам» и К 10601 «Прирост стоимости имущества при переоценке».

 

2.2 Учет малоценных  и быстроизнашивающихся предметов.

Материальные  ценности, служащие менее 1 года или  стоимостью ниже установленной на счете 611 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы».

В аналитическом учете  МБП: в эксплуатации, на складе.

Поступление Д 61101  «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы»  и  К 60312 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями».

Износ МБП Д 70209 «Другие расходы» и К 61103 «Износ МБП»

Списание – Д 70209  «Другие расходы» и К  61101 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы».

 

2.3 Учет расчетных  и кассовых операций в иностранной  валюте.

2.3.1 Организация  и порядок учета расчетных операций

в иностранной  валюте

Экономическое содержание операций в иностранной  валюте соответствует операциям, осуществляемым в национальной валюте. Банк выполняет  расчетные, кассовые и прочие операции.

Для организации  учета расчетных операций в иностранной валюте используется счет 40702 «Коммерческие предприятия и организации», кроме того, используются счета, на которых в уполномоченном банке хранится собственная инвалюта и инвалюта клиентов. Эти счета открываются в иностранных банках (нерезидентах) или в банках РФ (резидентах). Такие счета носят название «Ностро».

В то же время  в коммерческом уполномоченном банке  открываются корреспондентские  счета другим банкам для хранения и использования в расчетах иностранной  валюты. Они называются «Лоро».

В банке производятся расчеты с помощью аккредитивов, инкассо, перевода и т. д.

Аккредитив  – поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный  товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Расчеты аккредитивами носят общий порядок, в частности:

    • аккредитив выставляет плательщик (покупатель) на имя поставщика до момента отгрузки поставщиком товара в его адрес и на его условиях;
    • банк получателя сообщает о сумме и условиях выставленного аккредитива;
    • поставщик отгружает товары и представляет в свой банк соответствующие  условиям контракта отгрузочные документы, благодаря чему на его счет зачисляется платеж  Д 47422 «Обязательства банка по прочим операциям» и К 40911 «Транзитные счета».

Аккредитив  представляется в 4 экземплярах: первый экземпляр пересылается бенефициару; второй – инобанку плательщика; третий используется как приходный ордер  в банке поставщика; четвертый  экземпляр аккредитива остается в досье.

Если импортером-покупателем является коммерческий банк России, то он берет на себя обязательство обеспечения платежа или за счет свободного остатка средств на текущем счете клиента, или за счет выданной ему ссуды. При этом делается бухгалтерская запись: Д 40702 «Коммерческие предприятия и организации» и К 47409 «Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям».

Затем выполняются  все условия контракта. По мере получения  документов от банка поставщика об отгрузке товара оформляется платеж.

Высылается  авизо банку о дебетовании счета «Ностро» в инобанке: Д 47409 «Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям» и К 30112 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах» . Инобанк сообщает о дебетовании счета на сумму аккредитива и комиссии.

Дальше коммерческий банк выдает клиенту документы об отгрузке, полученные от банка поставщика. По ним плательщик-получатель получит товар в таможне.

Со счета  аккредитива списывается только стоимость товара, а страховой  полис и комиссию банк списывает  со счета клиента: Д 40702 «Коммерческие предприятия и организации» и К 30112 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах».

Инкассо –  поручение поставщика-экспортера своему банку о востребовании платежа  у плательщика или подтверждении  о выплате его в установленные  сроки.

Различают:

    • чистое инкассо – финансовое, при котором движению подлежат только финансовые документы (переводные и простые векселя), т. е. сводится к получению денежных средств;
    • документарное инкассо – кроме финансовых документов участвуют коммерческие документы, сопровождающие поставки, выполненные работы, услуги.

При импортом инкассо банк плательщика регистрирует инкассовое поручение  и учитывает  его на внебалансовом счете 91101 «Документы и ценности, принятые от клиентов для  отсылки на инкассо в банки-нерезиденты» – приход; выдает документы об отгрузке покупателю для получения груза и согласно установленному сроку списывает их сумму с внебалансового счета 91101 – расход и с текущего валютного счета плательщика: Д 40702 «Коммерческие предприятия и организации» и К 70103 «Доходы, полученные от операций с иностранной валютой»

Расчеты с  иностранными поставщиками и покупателями посредством перевода в первую очередь  предусматривают заключение договора-контракта. Перевод денежных средств (в валюте договора) обычно осуществляется по поступлении товара от поставщика в страну покупателя. Плательщик передает в свой банк заявление на перевод, последний пересылает кредитовое авизо на зачисление платежа поставщику.

В бухгалтерском  учете коммерческого банка клиента-поставщика происходит зачисление валюты Д 301 Корреспондентский счет К Транзитный счет;

То же в  банке клиента-плательщика Д Текущий счет К 301.

Кассовые  операции отражаются как в рублях, так и в иностранной валюте соответствующих государств. Для  выполнения операций в валюте предусмотрена должность валютного кассира . Лицу, занимающему эту должность должны быть знакомы виды и коды валют различных стран, внешние признаки подлинности банкнот. Приступая к работе, валютный кассир знакомится с требованиями инструкции ЦБ РФ «О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками» № 27 от 27. 02. 95 г.

С каждым кассиром банк заключает индивидуальный договор  о полной материальной ответственности. Кассы и кассиры по обслуживанию клиентов и хранению денежных средств в рублях и иностранной валюте разделены, хотя взаимодействия их могут быть очень тесными, особенно по обменным операциям.

Документальное  оформление кассовых операций происходит через выписку расходных и приходных валютных ордеров. Приходные валютные операции очень ограничены, так как наличная валюта не используется в расчетах между физическими и юридическими лицами в РФ. Основанием для выписки документов и выполнения операций являются заявления клиентов, платежные документы.

Последовательность  выполнения обязанностей по кассовым валютным операциям:

    1. Клиент обращается с заявлением или прочими основаниями на право получения или сдачи наличной иностранной валюты;
    2. Операционист выписывает кассовые документы, подписывает их у ответственных лиц, имеющих право контрольной подписи (приходные ордера в 3-4 экземплярах). В кассу передаются все экземпляры приходных кассовых ордеров, а по расходным документам: контрольный талон выдается клиенту, а расходный ордер (без контрольного талона) передается кассиру;
    3. Кассир проверяет наличие подписей должностных лиц банка и соответствие  их имеющимся образцам,  подписывает все экземпляры, принимает инвалюту _первый экземпляр приходного ордера оставляет у себя, второй – с печатью кассы выдает клиенту вместо квитанции, остальные экземпляры передаются учетно-операционному отделу). По расходным документам кассир проверяет наличие подписи о получении ценностей, по номеру контрольного талона с номером на кассовом документе, выдает сумму, подписывает документы. По окончании операционного дня кассир составляет справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей в кассе и передает ее заведующему кассой;
    4. Заведующий кассой составляет сводную справку о кассовых оборотах и остатках, сверяет ее с данными учета операциониста.

Кассовые  операции могут выполняться приходными, расходными или приходно-расходными кассами, кроме того при банках создаются  хранилища валютных и других ценностей. Для их учета открывается специальная  книга.

Книга учета ценностей по кладовой ведется в следующем разрезе:

    • наличная валюта  - по видам валют;
    • платежные документы – по наименованиям банков-эмитентов (выписавших документы), по видам валют;
    • бланки строгой отчетности – оп их наименованию и количеству блокнотов.

Остатки ценностей выводятся по состоянию на каждый следующий день. При закрытии кладовой ответственные лица проверяют соответствие фактического наличия валютных и других ценностей кладовой данным остатков по книге. Главный бухгалтер банка ежедневно контролирует полноту и правильность оприходования   и выдачи ценностей, сверяя с ежедневным балансом, лицевыми счетами, со справкой о кассовых оборотах за день, оборотов кассовых документов дня, общие остатки ценностей в книге.

Информация о работе Отчет по практике в Сбербанке России