Отчетность и ее роль в построении концептуальных основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская(финансовая) отчетность представляет собой совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 1

1.Понятие, значение, функции и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………………….. 2

1.1 Значение и функции бухгалтерской (финансовой) отчетности………….. 2

1.2 Понятие и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности…………….. 6

2.Основные аспекты финансовой отчетности…………………………………14

2.1 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности……………..... 14

2.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России……... 17

3.Особенности принципов учета и основные характеристики финансовой отчетности, составленной по МСФО………………………………………..... 22

3.1 Общая характеристика принципов подготовки и составления финансовой отчетности, как принципиальной основы перехода на международные стандарты………………………………………………………………………. 22

3.2 Практическое значение принципов подготовки и составления финансовой отчетности……………………………………………………………………… 31

Заключение…………………………………………………………………….. 33

Список используемой литературы…………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Отчетность и ее роль в построении концептуальных основ.docx

— 72.49 Кб (Скачать файл)

- реквизит «Единица измерения»  — указывается формат представления  числовых показателей: тыс.руб.  — код 384 по ОКЕИ; млн руб.  — код 385 по ОКЕИ;

- реквизит «Адрес» —  указывается полный почтовый  адрес организации;

- реквизит «Дата утверждения»  — указывается установленная  дата для годовой финансовой  отчетности;

- реквизит «Дата отправки/принятия»  — указывается конкретная дата  почтового отправления финансовой  отчетности или дата ее фактической  передачи по принадлежности;

- реквизит «Орган управления  государственным имуществом» —  организации, имеющие федеральное имущество и обязанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. №696 «Об организации учета федерального имущества» получить свидетельства о внесении в реестр указанного имущества, должны указать номер в реестре федеральной (государственной) собственности («Номер в реестре федерального (государственного) имущества») и наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность. Составление и представление финансовой отчетности производятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

Субъекты малого предпринимательства, общественные организации (объединения) и иные организации при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, и во избежание трудностей использования данных финансовой отчетности могут составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в целых рублях.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке  в валюте Российской Федерации.

Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющая государственную  форму собственности на иную в  отчетном году, представляет отчет по типовым формам годовой финансовой отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).

Вновь созданная организация  показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а организация, созданная после 1 октября отчетного года, включая 1 октября, — по 31 декабря следующего года включительно (указанный порядок не распространяется на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций, их структурных подразделений).

Организация, передающая и  приобретающая новые подразделения  не по состоянию на 1 января, в пояснительной  записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты  хозяйственной деятельности» устанавливают  правила отражения указанных  событий и фактов в финансовой отчетности. При этом события после  отчетной даты и условные факты отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их существенности (значимости). Существенность фактов и событий определяется организацией самостоятельно исходя из требований положений по бухгалтерскому учету.

Последствия событий после  отчетной даты и условных фактов оцениваются в денежном выражении в специальном расчете и показываются в финансовой отчетности либо путем отражения в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой финансовой отчетности, либо путем раскрытия соответствующей информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. При этом условная прибыль как финансовый результат условного факта раскрывается только в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках за отчетный период, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода записи об условной прибыли не производятся.

Порядок расчета и отражения  в бухгалтерском учете и отчетности событий после отчетной даты и условных фактов устанавливается отдельным положением по бухгалтерскому учету.

В отдельных случаях, когда  раскрытие информации по условным фактам хозяйственной деятельности может  отрицательно повлиять на вероятность  наступления этих фактов, организация  может не раскрывать информацию в  полном объеме, а указать в пояснениях к отчету о прибылях и убытках  лишь общий характер условного факта  и причину, из-за которой более  подробна информация не раскрывается. Вопросы, регулируемые ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной  деятельности», тесно связаны с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую финансовую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, за исключением  бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая  финансовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую финансовую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

День представления организацией финансовой отчетности определяется по дате ее почтового отправления или  по дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления  финансовой отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления финансовой отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

 

3. Особенности принципов учета и основные характеристики                  финансовой отчетности, составленной по МСФО

3.1. Общая характеристика  принципов подготовки и составления  финансовой отчетности, как принципиальной основы перехода на международные стандарты

Принципиальной основой  перехода на международные стандарты  является признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Они были приняты Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности в апреле 1989 г. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа, который не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-либо положения международных стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет уменьшаться.

В соответствии с Принципами цель финансовой отчетности состоит  в предоставлении информации о финансовом положении и его изменениях, а  также о результатах деятельности организации. Эта информация необходима широкому кругу пользователей при  принятии экономических решений. К  пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, сотрудников, кредиторов, поставщиков и клиентов предприятий, правительство, государственные и общественные организации. Поэтому важной проблемой подготовки финансовой отчетности в хозяйствующих субъектах является определение различий между категориями учета и отчетности, прежде всего различий в уровнях раскрытия информации в отчетности, бухгалтерских балансах, отчетах о прибылях и убытках и в отчетах об изменениях финансового положения, а также различий, связанных с проводимой учетной политикой.

В этой связи необходимо также отметить, что существуют определенные различия между экономической информацией, представляемой в зарубежных системах бухгалтерского учета для внешнего и внутреннего использования. Внутренний учет охватывает все виды учетной  информации, которая обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководством данного хозяйствующего субъекта. Его цель - обеспечить информацией руководителей, ответственных за достижение конкретных показателей финансовой деятельности.

К бухгалтерской информации, созданной и подготовленной для  использования руководством субъекта, применяются иные правила, нежели к информации, предназначенной для внешних пользователей. При применении международных стандартов следует учитывать не только общие принципы составления финансовой отчетности, но и правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности, на которых они базируются.

Основные преимущества Принципов  подготовки и составления финансовой отчетности состоят в том, что они довольно просты в изучении и осмыслении. Принципы рекомендуют в обязательном порядке в отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами, приводить описание учетной политики, которая использовалась хозяйствующим субъектом, и перечислять основные допущения, которые имели место при составлении данной отчетности.

Принцип начисления. Данный принцип является базовым в Международных стандартах финансовой отчетности. Он основан на том, что доходы и расходы хозяйствующего субъекта отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, использование этого принципа предполагает:

- признание результата  операции на момент ее совершения;

- отражение операции в  отчетности того периода, в  котором она была проведена;

- формирование информации  об обязательствах к оплате  и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.

Реализация данного принципа обеспечивает признание доходов  и расходов по мере возникновения экономических выгод и по мере потребления. Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.

Наиболее важными статьями для субъектов являются их доходы и расходы. Другие статьи также должны отражаться в соответствии с принципом начислений, если они являются существенными (включают проценты по долгосрочным кредитам и ценным бумагам, премии и скидки по ценным бумагам, разницу между стоимостью приобретения ценных бумаг и номинальной стоимостью, по которой они будут погашаться, и т. д.).

Финансовая отчетность, составленная по принципу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, которые будут получены в будущем. Таким образом, такая отчетность обеспечивает предоставление информации о прошлых операциях и прочих событиях и чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.

В российских ПБУ данный принцип реализуется неоднозначно, поскольку российской действительности начисление доходов и расходов на счета доходов и расходов производится только по факту реального движения денежных средств.

Принцип непрерывности деятельности. В соответствии с ним предполагается, что хозяйствующий субъект будет постоянно осуществлять свою деятельность, т. е. продолжит ее в обозримом будущем. Он не намерен ликвидировать или значительно сокращать свои операции и не нуждается в этом. Этот принцип применяется и в российской практике бухгалтерского учета.

В международной практике бухгалтерского учета является нормой, что внешний пользователь при  анализе финансовой отчетности хозяйствующего субъекта исходит из того, что субъект  не будет ликвидирован или объемы его деятельности не будут существенно  сокращены, т. е. речь идет о принципе сохранения юридического лица, принятого  за рубежом. При этом если возникает необходимость в существенном сокращении деятельности хозяйствующего субъекта и (или) его ликвидации, то финансовая отчетность такого субъекта подготавливается на базе других принципов.

Принцип приоритета содержания над формой. В международной практике общепринятым является тот факт, что в бухгалтерском учете операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с юридической формой. Действительно, достоверность отражения учетной информации в хозяйствующих субъектах требует, чтобы операции и другие события отражались в финансовой отчетности в соответствии с их финансовым содержанием, а не только с юридической формой. В некоторых случаях экономическая сущность операций не всегда соответствует тому, чем они кажутся, исходя из содержания юридических документов. Например, хозяйствующий субъект может реализовать свой актив третьему лицу в такой форме, что юридическая документация будет подтверждать переход собственности от предприятия этому лицу, тогда как одновременно может существовать договор, согласно которому организация будет продолжать получать экономические выгоды от уже реализованных активов. В данном случае, если операция отражена как реализация активов, это не будет являться достоверным.

Информация о работе Отчетность и ее роль в построении концептуальных основ