Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть бухгалтерскую (финансовую) отчетность как один из методов бухгалтерского учета.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- описать требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
- охарактеризовать основные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Введение ………………………………………………………………………...3-5
1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….6
1.1 Понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности…………..6-8
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности………………...8-10
1.3 Пользователи отчетности и сроки ее предоставления………………....11-12
2. Формы бухгалтерской отчетности…………………………………………..13
2.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………………13-15
2.2 Отчет о прибылях и убытках……………………………………………15-17
2.3 Отчет об изменении капитала…………………………………………...17-20
2.4 Отчет о движении денежных средств…………………………………..20-22
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу………………………………..22-23
2.6 Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках………………………………………………………………………..23-24
2.7 Аудиторское заключение……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….......26-27
Список использованной литературы……………………………………..…28-29
Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации.
Данные по показателям, которые должны вычитаться из соответствующего показателя и отрицательные значения показателей в бухгалтерской отчетности необходимо показать в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость продукции, проценты к уплате и т.д.).
Если при составлении
бухгалтерской отчетности выявляется
недостаточность данных для формирования
полного представления о
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Годовому отчету предшествует
некоторая подготовительная работа,
обеспечивающая своевременность, полноту
и объективность отражения
Этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается результат оборота по дебету и выводится сальдо каждого месяца. Данные аналитических регистров сверяются с данными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.
Для обеспечения реальности показателей отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности.
В целях обеспечения
1.3 Пользователи
отчетности и сроки ее
Все организации должны предоставлять годовую или квартальную отчетность в соответствии с учредительными документами (кроме бюджетных). А именно: собственнику ее имущества, территориальным органам статистики, налоговой инспекции, а также банку, который финансирует данную организацию. [4]
Пользователи бухгалтерской отчетности - юридические или физические лица, заинтересованные в информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся работники организации: руководители различного уровня, экономисты, плановики, аналитики. К внешним относятся юридические или физические лица, находящиеся вне организации.
Внешних пользователей можно подразделить еще на 2 группы: пользователи, имеющие прямую заинтересованность в успешной деятельности организации (банки, поставщики и подрядчики, акционеры и т.д.), и пользователи, имеющие косвенную заинтересованность в успешной деятельности организации (налоговая служба, внебюджетные фонды, фондовые биржи, профсоюзы и т.д.).
Все сведения, которые должны быть отражены в отчетности, а также порядок ее заполнения, изложены в Положении «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» [14], Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [13] и в приказах Минфина РФ, издаваемых ежегодно:
- учредителям;
- участникам организации;
- собственникам имущества;
- территориальным органам государственной статистики.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает организации предоставлять отчетность также местным налоговым органам.
Муниципальные и государственные
предприятия предоставляют
Бюджетные организации предоставляют ежемесячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу. [7]
В установленные
Представлению годовой бухгалтерской отчетности должно предшествовать ее утверждение. Порядок утверждения устанавливается учредительными документами организации.
Годовая бухгалтерская отчетность - это открытый к публикации документ, который нужен для подробной проверки заинтересованных в этом пользователей (банков, бирж, поставщиков, инвесторов и т. Д.). Например, ОАО обязано опубликовать свою финансовую отчетность за год в течение первого полугодия (определяется годовая отчетность не позже 1 июля). Также хозяйствующий субъект может опубликовать свои финансовые отчеты за любой период одного года.
Финансовая отчетность в обязательном порядке подвергается аудиторской проверке в случаях, которые предусмотрены по законодательству Российской Федерации, а еще по проявленной инициативе администрации либо не менее ¼ части учредителей организации (предприятия).
2. Формы бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность организации включает типовые и специализированные форы. Состав типовых форм регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», прочими нормативными документами. [13] Состав специализированных форм отчетности и порядок их заполнения определяются министерствами и ведомствами соответствующей отрасли. К типовым формам относятся:
- бухгалтерский баланс (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- отчет об изменении капитала (форма №3);
- отчет о движении денежных средств (форма №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
- аудиторское заключение,
подтверждающее достоверность
2.1 Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (см. приложение 1) характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, содержит информацию о состоянии средств организации и источников ее формирования на начало и конец отчетного периода. Заполняется по данным синтетического учета – Главной книги (или оборотной ведомости по синтетическим счетам). Кроме того, для заполнения справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, используется информация по эти счетам.
Числовые характеристики статей баланса отражается в нетто-оценке, т. е. за минусом регулирующих величин. Например, на конец отчетного периода остаток по счетам:
- 01 «основные средства» - 350 000 руб.;
- 02 «Амортизация основных средств» - 40 0000 руб.
В балансе по статье «Основные средства» будет указана сумма 310 000 руб (350 000 – 40 000).
Бухгалтерский баланс - это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета - имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца (прил.1).
Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным.
В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета - средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.
Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть - пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).
Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса - это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.
Активы делятся на оборотные (многократно обращающиеся в течение отчетного периода) и внеоборотные (длительного использования).
Актив играет доминирующую роль в балансе - именно здесь отражается информация о реальных ценностях предприятия, которые были получены от инвесторов. Также выбор оценок в учете и отчетности отражается прежде всего в активе баланса.
Активы и обязательства в зависимости от срока обращения (погашения) подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Их отражают как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства отражаются как долгосрочные.
По данным бухгалтерского баланса выявляются недостатки в работе и финансовом положении, а также их причины. На основе информации, которая содержится в балансе, можно разработать мероприятия по их устранению.
Информация, содержащаяся в балансе, применяется для исследования положения предприятия (информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества), всеми категориями пользователей.
Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период. Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.
2.2 Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках 9см. приложение 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счета 90 «продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99» Прибыли и убытки» и др. В нем отражается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и прочих налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов); прочие доходы, а также имевшие место прочие расходы; сумма полученной валовой прибыли; сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чистой прибыли (убытка).
При составлении бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках следует иметь в виду, что не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Показатели об отдельных видов активов и обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.
Системообразующими элементами отчета являются доходы и расходы.
Доходы - увеличение экономических
выгод в результате поступления
активов или погашения
Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.
Доходы должны признаваться, если удовлетворяются условия:
-организация имеет право на получение выручки в соответствии с договором;
-сумма выручки может быть определена;
-имеется уверенность
в том, что в результате
Информация о работе Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета