Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бухгалтерскую (финансовую) отчетность как один из методов бухгалтерского учета.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- описать требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
- охарактеризовать основные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3-5
1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….6
1.1 Понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности…………..6-8
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности………………...8-10
1.3 Пользователи отчетности и сроки ее предоставления………………....11-12
2. Формы бухгалтерской отчетности…………………………………………..13
2.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………………13-15
2.2 Отчет о прибылях и убытках……………………………………………15-17
2.3 Отчет об изменении капитала…………………………………………...17-20
2.4 Отчет о движении денежных средств…………………………………..20-22
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу………………………………..22-23
2.6 Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках………………………………………………………………………..23-24
2.7 Аудиторское заключение……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….......26-27
Список использованной литературы……………………………………..…28-29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

-право собственности  на товар перешло от организации к покупателю;

-произведенные расходы  могут быть определены.

Если в отношении  денежных средств и иных активов  не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.

Аналогично в бухгалтерском  учете признаются и расходы.

Если в отношении  расходов не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете  признается дебиторская задолженность.

Отчет о финансовых результатах  дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

2.3 Отчет об изменениях капитала

Отчет об изменении капитала (см. приложение 3) заполняется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам 80 «уставный капитал», 82 «резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 96 «резервы предстоящих расходов» и др. В нем отражается состояние и движение всех видов источников собственных и приравненных к ним средств организации (т. е. обязательств организации перед учредителями, собственниками).  В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

В I разделе раскрывается состав и движение собственного капитала (Уставный Капитал, Добавочный Капитал, Резервный Капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).

В новом образце Отчета об изменениях капитала по каждому  числовому показателю приводятся данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, т.е. выполняется требование п.10 ПБУ 4/99.[13] В новую форму Отчета включена строка "Изменения в учетной политике", которая позволяет соблюсти сопоставимость показателей при внесении изменений в учетную политику организации (например, в случае изменения законодательства, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета).

Во II разделе информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резерв на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств).

В III раздел включаются показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).

В IV разделе - данные заполняют  хозяйственные общества; в нем  приведены показатели, отражающие изменения  капитала отчетного года в сравнении  с предыдущим.

В соответствии с п.30 ПБУ 4/99 хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. [13]

Бухгалтерский учет уставного капитала ведется на счете 80, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации.

Графа "Добавочный капитал", который включает:

- суммы прироста стоимости  вне оборотных активов (имущества) в результате до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других активов организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

- курсовые разницы,  образовавшиеся при внесении  учредителями вкладов в уставный капитал организации в иностранной валюте;

- эмиссионный доход,  возникающий при продаже акций  по цене, которая превышает их  номинальную стоимость, увеличении  номинальной стоимости акций  либо дополнительном выпуске  акций;

другие аналогичные  суммы.

Графа "Резервный капитал". Резервный капитал или фонд создается как гарантия на вложенный в производство капитал и представляет собой зарезервированную на определенные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Резервный капитал формируется путем обязательных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера, предусмотренного уставом общества.

В графе "Резервный  капитал" показывается остаток резервного капитала на начало и конец предыдущего и отчетного года, а также сумма отчислений в него в предыдущем и отчетном году.

Графа "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) представляет собой сумму чистой прибыли (убытка) организации прошлых лет и отчетного года. Средства, учитываемые на счете 84, состоят из сумм чистой прибыли (убытка):

- отчетного года и  подлежат распределению между  участниками, в том числе на  выплату доходов (дивидендов) участникам (акционерам);

- прошлых лет и оставлены в организации после расчетов с участниками (акционерами) по доходам (дивидендам) для использования, как правило, на производственное развитие организации.

В графе 6 отражаются показатели, оказывающие влияние на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации в период между 31 декабря предыдущего года и 1 января отчетного года.

Изменение величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) происходит за счет:

- изменений в учетной  политике.

Резервы, образованные в  соответствии с законодательством, и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, представляют собой разновидность уставных резервов (резервный капитал (фонд), образующийся из чистой прибыли).

Образование резервного капитала может носить обязательный (в соответствии с законодательством Российской Федерации) и добровольный (в соответствии с порядком, установленным учредительными документами или учетной политикой) характер.

Организация в целях  равномерного включения предстоящих  расходов в издержки производства или обращения отчетного периода может создавать резервы предстоящих расходов: на оплату отпусков, ремонт основных средств покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России

Перечень, порядок создания резервов, предельный размер отчислений в них, а также способы учета, существенно влияющие на оценку и  принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Резервирование должно происходить на основании составленных специальных расчетов или смет.

Формирование хозяйствующими субъектами резервов предстоящих расходов осуществляется на добровольной основе, т.е. не является обязательным.

2.4 Отчет о  движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (см. приложение 4) составляется на основе  данных по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55»Специальные счет в банках» и др. В нем отражается информация о состоянии (остатках на начало и конец отчетного периода), поступлении и выбытии всех денежных средств организации. Данные отчеты позволяют отслеживать направление движения денежных потоков и на основании последующего анализа принимать управленческие решения ох их оптимизации. [1] По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.

Информация отчета о  движении денежных средств необходима для оценки:

- возможности предприятия генерировать в будущем периоде положительный денежный поток,

- меры платежеспособности предприятия,

потребности в дополнительном финансировании,

- факторов, приведших к количественному различию величин нераспределенной прибыли отчетного периода и сальдо денежных поступлений и платежей.

Между показателями бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств существует взаимосвязь. Она  выражается следующим соотношением: величины "Остаток денежных средств на начало года" и "Остаток денежных средств на конец отчетного периода" формы №4 идентичны с аналогичными данными, содержащимися в бухгалтерском балансе ("Денежные средства" соответственно на начало и конец отчетного периода). Взаимосвязь прослеживается также и между формой бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, характеризует прирост имущества организации за счет накопления полученной в отчетном периоде прибыли. Следует заметить, что значительная часть товарно-денежного оборота - внешние инвестиционные и заемные операции, пополнение уставного капитала, - не фиксируется в отчете о прибылях и убытках, хотя и оказывает влияние на соответствующие статьи бухгалтерского баланса. Отчет о движении денежных средств призван восполнить этот пробел.

2.5 Приложение  к бухгалтерскому балансу

Приложение к бухгалтерскому балансу (см. приложение 5) составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 01 «Основные средства»; 02 «Амортизация основных средств»; 04 «Нематериальные активы; 05 «Амортизация нематериальных активов»; 58 «Финансовые вложения»; 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»;25 «общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»,;71 «Расчеты с подотчетными лицами»и др.

В нем содержится информация:

- о наличии на начало и конец отчетного периода возникновении и погашении дебиторской и кредиторской задолженности;

- составе амортизируемого имущества (нематериальных активах, основных средствах) в разрезе видов и укрупненных групп на начало и конец отчетного периода, поступивших и выбывших за период;

- видах долгосрочных  и краткосрочных финансовых вложений, имевшихся у организации на начало и конец отчетного периода;

- расходах по обычным видам деятельности, произведенных в отчетном и предыдущем периоде (по элементам затрат);

- расходах на научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические работы;

- расходах на освоение  природных ресурсов;

- обеспечениях;

- государственной помощи.

Если при составлении  бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» выявляется недостаточность  данных для формирования полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в состав бухгалтерской отчетности  включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. [13]

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приходиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованным пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Использование приложений к бухгалтерскому балансу предоставляет  в распоряжение пользователя дополнительную информацию двух видов: детализацию  статей баланса и отчета о прибылях и убытках и движение по данным статьям в течение года, что дает возможность точнее оценить объем операций предприятия.

2.6 Пояснительная  записка к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках

Пояснительная записка  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках не имеет типовой формы, а строится с учетом запросов внешних потребителей информации. Министерства и ведомства для подведомственных организаций разрабатывают и публикуют  макеты пояснительных записок (там могут содержаться динамика важнейших экономических показателей; факторы, повлиявшие на финансовые результаты работы организации, и т. д.).

Заполнение пояснительной записки осуществляется согласно требованиям п. 4 статьи 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете"[11], а также п. 6.4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (4/96 ПБУ). [13]

Основное назначение пояснительной записки к годовой  бухгалтерской отчетности дополнить  содержание приведенных в ней  форм с целью получения более  полной информации о финансовом положении  организации и ее месте на рынке продукции, товаров, работ и услуг.

В пояснительной записке  следует указать факты, когда  те или иные правила ведения бухгалтерского учета не могут быть применены, и  дать соответствующее обоснование. В противном случае неприменение таких правил дает основание рассматривать эту ситуацию, как уклонение от их выполнения и признается нарушением организацией действующего законодательства о бухгалтерском учете.

Содержание пояснительной  записки должно включать основные технико-экономические  показатели текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, в том числе сведения о распределении или не распределении прибыли организации, остающейся в ее распоряжении. Дается подобная характеристика учетной политики в части применяемых методов оценки производственных запасов и т.п.

При оценке финансового  состояния организации привести данные его анализа. В частности, дать показатели оценки удовлетворительности структуры баланса, текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и возможностями восстановления (утраты) платежеспособности.

Информация о работе Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета