Отчетность как элемент метода бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является осветить вопросы, касающиеся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
Задачи курсовой работы: рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности; раскрыть информационное содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание работы

Введение
1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности
Понятие, цели, задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.3 Пользователи отчетности и сроки ее предоставления
2. Информационное содержание бухгалтерской отчетности
2.1 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности
2.2 Отчет о прибылях и убытках как источник информации бухгалтерской отчетности
2.3 Отчет об изменении капитала как источник информации бухгалтерской отчетности
2.4 Отчет о движении денежных средств как источник информации бухгалтерской отчетности
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу как источник информации бухгалтерской отчетности
2.6 Пояснительная записка как источник информации бухгалтерской отчетности
2.7 Аудиторское заключение как источник информации бухгалтерской отчетности
3. Практическое задание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

43938.rtf

— 1.92 Мб (Скачать файл)

К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся работники организации: руководители различного уровня, экономисты, плановики, аналитики. К внешним относятся юридические или физические лица, находящиеся вне организации.

Внешних пользователей можно подразделить еще на 2 группы: пользователи, имеющие прямую заинтересованность в успешной деятельности организации (банки, поставщики и подрядчики, акционеры и т.д.), и пользователи, имеющие косвенную заинтересованность в успешной деятельности организации (налоговая служба, внебюджетные фонды, фондовые биржи, профсоюзы и т.д.).

В установленные законодательством адреса годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании года, а промежуточная в течение 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не установлено законодательством РФ.

Представлению годовой бухгалтерской отчетности должно предшествовать ее утверждение. Порядок утверждения устанавливается учредительными документами организации.

Организация, чья бухгалтерская отчетность по законодательству является публичной, обязана ее опубликовать (годовую не позднее 1июня года, следующего за отчетным, промежуточную - не позднее 60 дней по окончании отчетного года).

 

 

2. Информационное содержание бухгалтерской отчетности

 

2.1 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности

 

Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учета является баланс. Бухгалтерский баланс - это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета - имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца (прил.1).

В РК "Прибой" в соответствии с законом ПБУ 4/99 и приказом в состав годовой бухгалтерской отчетности включают:

Бухгалтерский баланс (форма №1);

Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

3) Отчет об изменениях капитала (форма №3);

4) Отчет о движении денежных средств (форма №4);

5) Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма №5);

Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным.

В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета - средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.

Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть - пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих жесредств и их величину (сумму).

Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса - это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.\

Активы делятся на: оборотные (многократно обращающиеся в течение отчетного периода); вне оборотные (длительного использования).

Актив играет доминирующую роль в балансе - именно здесь отражается информация о реальных ценностях предприятия, которые были получены от инвесторов. Также выбор оценок в учете и отчетности отражается прежде всего в активе баланса.

По данным бухгалтерского баланса выявляются недостатки в работе и финансовом положении, а также их причины. На основе информации, которая содержится в балансе, можно разработать мероприятия по их устранению.

Информация, содержащаяся в балансе, применяется для исследования положения предприятия (информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества), всеми категориями пользователей.

Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период.

 

 

2.2 Отчет о прибылях и убытках как источник информации бухгалтерской отчетности

 

Отчет о прибылях и убытках (прил 2.)содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.

В отчете о прибылях и убытках указывается выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом обязательных платежей, ее себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, расчетным путем выявляется результат от реализации. Доходы и расходы от финансовой деятельности (купли-продажи ценных бумаг, кредитования со стороны банков, поставщиков и т.п.) указаны отдельно, а прибыль/или убыток от нее показывается в сумме с результатом от хозяйственной деятельности. К ним добавляется разница между прочими не реализационными доходами и расходами, образуя прибыль/убыток в целом за отчетный период. Платежи в бюджет за счет прибыли отражаются отдельно (налог на прибыль и отвлеченные средства). Итогом деятельности предприятия является сумма нераспределенной прибыли, которую оно использует по своему усмотрению.

Системообразующими элементами отчета являются доходы и расходы.

Доходы - увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов участников.

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.

Доходы должны признаваться, если удовлетворяются условия:

-организация имеет право на получение выручки в соответствии с договором;

-сумма выручки может быть определена;

-имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод;

-право собственности на товар перешло от организации к покупателю;

-произведенные расходы могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.

Аналогично в бухгалтерском учете признаются и расходы.

Если в отношении расходов не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.

Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйствующего органа, является прибыль и убытки (финансовый результат).

Совокупный финансовый результат включает:

-прибыль и убытки от продажи продукции, определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг; операционные доходы и расходы; доходы и расходы по вне реализационным операциям; чрезвычайные доходы и расходы.

Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.

Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

 

2.3 Отчет об изменениях капитала как источник информации бухгалтерской отчетности

 

Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в Отчете об изменениях капитала (прил. 3). В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

В I разделе раскрывается состав и движение собственного капитала (УК, ДК, РК, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).

В новом образце Отчета об изменениях капитала по каждому числовому показателю приводятся данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, т.е. выполняется требование п.10 ПБУ 4/99.. В новую форму Отчета включена строка "Изменения в учетной политике", которая позволяет соблюсти сопоставимость показателей при внесении изменений в учетную политику организации (например, в случае изменения законодательства, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета).

Во II разделе информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резерв на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств).

В III раздел включаются показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).

В IV разделе - данные заполняют хозяйственные общества; в нем приведены показатели, отражающие изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.

В соответствии с п.30 ПБУ 4/99 хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Бухгалтерский учет уставного капитала ведется на счете 80, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации.

Графа"Добавочный капитал", который включает:

- суммы прироста стоимости вне оборотных активов (имущества) в результате до оценки основных средств, объектов капитального строительства и других активов организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

- курсовые разницы, образовавшиеся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации в иностранной валюте;

- эмиссионный доход, возникающий при продаже акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, увеличении номинальной стоимости акций либо дополнительном выпуске акций;

другие аналогичные суммы.

Графа"Резервный капитал". Резервный капитал или фонд создается как гарантия на вложенный в производство капитал и представляет собой зарезервированную на определенные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Резервный капитал формируется путем обязательных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера, предусмотренного уставом общества.

В графе "Резервный капитал" показывается остаток резервного капитала на начало и конец предыдущего и отчетного года, а также сумма отчислений в него в предыдущем и отчетном году.

Графа "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) представляет собой сумму чистой прибыли (убытка) организации прошлых лет и отчетного года. Средства, учитываемые на счете 84, состоят из сумм чистой прибыли (убытка):

- отчетного года и подлежат распределению между участниками, в том числе на выплату доходов (дивидендов) участникам (акционерам);

- прошлых лет и оставлены в организации после расчетов с участниками (акционерами) по доходам (дивидендам) для использования, как правило, на производственное развитие организации.

В графе 6 отражаются показатели, оказывающие влияние на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации в период между 31 декабря предыдущего года и 1 января отчетного года.

Изменение величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) происходит за счет:

- изменений в учетной политике.

Резервы, образованные в соответствии с законодательством, и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, представляют собой разновидность уставных резервов (резервный капитал (фонд), образующийся из чистой прибыли).

Образование резервного капитала может носить обязательный (в соответствии с законодательством Российской Федерации) и добровольный (в соответствии с порядком, установленным учредительными документами или учетной политикой) характер.

Организация в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода может создавать резервы предстоящих расходов: на оплату отпусков, ремонт основных средств покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России

Перечень, порядок создания резервов, предельный размер отчислений в них, а также способы учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Резервирование должно происходить на основании составленных специальных расчетов или смет.

Формирование хозяйствующими субъектами резервов предстоящих расходов осуществляется на добровольной основе, т.е. не является обязательным.

 

2.4 Отчет о движении денежных средств как источник информации бухгалтерской отчетности

Информация о работе Отчетность как элемент метода бухгалтерского учёта