Отличия в работе аудитора и бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская и аудиторская профессия в настоящее время являются одними из наиболее престижных и высокооплачиваемых. Вместе с тем работа в должности бухгалтера или аудитора сопряжена с повышенной ответственностью за результаты принятых решений, совершенных действий.

Файлы: 1 файл

Отличия в работе бухгалтера и аудитора.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Что общего между аудитором и бухгалтером и чем они отличаются друг от друга? Главное отличие аудитора от бухгалтера состоит в уровне его профессиональной подготовленности. Аудитор - это специалист, который должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого объекта, это специалист, обладающий достаточно широким кругозором в области экономики и финансов, умеющих брать ответственность на себя и рисковать в необходимых случаях.

Отличительной особенностью аудиторской и бухгалтерской профессий является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому их ответственность не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, бухгалтеры и аудиторы обязаны соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики и морали.7

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую, повышенную ответственность перед обществом – государственных служащих, врачей, профессиональных бухгалтеров, к которым относят и аудиторов.

Этический кодекс профессионального поведения бухгалтеров был сформулирован и провозглашен Международной федерацией бухгалтеров сравнительно недавно – в конце прошлого столетия. Хотя профессиональных бухгалтеров и аудиторов в международной практике иногда объединяют в одну профессию, кодексы этики их поведения имеют различия, и правильно будет говорить о наличии двух кодексов.

Необходимость специального кодекса этики поведения бухгалтеров, работающих в качестве учетных работников на предприятиях, в учреждениях и других организациях, обусловлена специфическим содержанием выполняемых бухгалтерией функций и общественным назначением учетной профессии.

Общественное предназначение бухгалтерской профессии проявляется в том, что бухгалтеры способствуют эффективному и рациональному использованию ресурсов, предотвращают нерациональные траты, непроизводительные расходы, обеспечивают сохранность своего, принадлежащего предприятию и примеченного для хозяйственной деятельности чужого имущества. Они контролируют соблюдение законодательства при совершении сделок и хозяйственных операций собственным персоналом и сторонними лицами и организациями. Вместе с аудиторами они обеспечивают необходимую для всех участников делового сообщества достоверность финансовой отчетности.8

Правительство, инвесторы, кредиторы, работодатели и общественность в целом по данным этой отчетности в индивидуальном или свободном виде принимают решения, от которых зависят состояние экономики страны, финансовое положение и состояние организаций, которые имеют дело с данным предприятием. Без достоверных данных бухгалтерского учета невозможен эффективный финансовый менеджмент, а также налогообложение, осуществление всех основных функций управления. Они являются необходимым условием предоставления кредитов и займов, привлечения стороннего капитала отечественных и зарубежных инвесторов. Не будет преувеличением утверждение о том, что профессиональное поведение бухгалтеров и аудиторов в процессе их деятельности влияет на экономическое благосостояние общества и государства.

Профессиональные бухгалтеры могут пользоваться доверием всех, кто имеет с ними дело, если будут не только делать свою работу на высоком качественном уровне, но и вести себя в соответствии с этическими нормами своей профессии, кодексом профессионального поведения. Целями этого кодекса являются:

• установление общих принципов, которыми должны руководствоваться профессиональные бухгалтеры и аудиторы в своей работе и поведении;

• формулирование правил поведения профессиональных бухгалтеров на различных этапах жизненного цикла предприятия и в разных ситуациях;

• изложение порядка разрешения этических конфликтов и ситуаций, когда взгляды и мнения профессиональных бухгалтеров, клиентов и работодателей не совпадают.

Для достижения целей бухгалтерской профессии и поддержания ее высокого авторитета в обществе необходимо соблюдение определенных условий и фундаментальных принципов. К ним относятся честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность (добросовестность) в работе, конфиденциальность, профессиональное поведение, необходимость регламентации и использования руководящих стандартов.

Честность – обязательное качество каждого порядочного человека. Применительно к бухгалтерам и аудиторам оно означает необходимость действовать открыто и честно, следуя общим нормам морали и представлениям о понятиях справедливости, правдивости, прямоты и искренности.

Объективность требует, чтобы профессиональный бухгалтер не был подвержен влиянию предубеждений, пристрастий, конфликтам интересов. Это особенно важно для аудиторов, которым для обеспечения объективности суждения о достоверности учета и отчетности необходимо избегать возможности давления со стороны заинтересованных лиц, руководствоваться здравым смыслом, избегать отношений, которые могут допустить предвзятость и необъективность.

Профессиональная компетентность бухгалтера – непременное условие деятельности, без которого она невозможна. Она обеспечивается общим, специальным и высшим образованием с соответствующей сдачей аттестационных экзаменов и подтверждается аттестатами, дипломами и сертификатами. Важную роль в профессиональной компетенции работников учета играет опыт практической работы по специальности. Бухгалтер и аудитор обязаны постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом для качественного выполнения своей работы.

Добросовестность в работе всегда была отличительным признаком бухгалтерской профессии. Без этого бухгалтер создаст много проблем не только для себя при поиске и исправлении ошибок, но и для других, для которых невнимательность или небрежность коллеги приведет к их собственным ошибкам или неправильным выводам и решениям при использовании учетной информации.

Принцип конфиденциальности означает, что профессиональный бухгалтер обязан не разглашать устно и письменно информацию, полученную в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязательства по сохранению конфиденциальности сохраняются и после прекращения отношений между руководством организации и профессиональным бухгалтером.

Профессиональное поведение означает, что профессиональный бухгалтер обязан действовать в соответствии с высокой репутацией своей профессии и воздерживаться от каких-либо действий, высказываний и поступков, которые могли бы нанести ей ущерб. Это положение кодекса этики профессионального бухгалтера касается в первую очередь бухгалтеров – физических лиц.

Необходимость регламентации и использования единых стандартов в бухгалтерском учете – одна из отличительных особенностей этой профессии. Она обусловлена ее общественным предназначением. Бухгалтерский учет на предприятии не может быть творчеством свободного художника. Профессиональный бухгалтер обязан выполнять свою работу в соответствии с действующими нормативными положениями и документами, техническими и профессиональными стандартами.

Для достижения профессиональных целей аудитор обязан соблюдать ряд исходных условий и принципов:

• честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно;

• объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни другие факторы;

• профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации и работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг;

• профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы ее дискредитировать;

• конфиденциальность, обусловленная тем, что аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме названных. Размер оплаты зависит от объема и качества предоставляемых услуг, может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионализма; его авторитета и степени ответственности аудитора.

Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и причинах замены аудитора.

Информирование вновь назначенного аудитора производится в письменной форме с соблюдением этических норм о конфиденциальности.

Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.

Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.

Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.

Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.

Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире экономические профессии становятся популярными. Так, появляются новые профессии, которые наряду с более старыми нам не очень понятны. Многие люди путают профессию бухгалтер и аудитор, считая, что это одно и то же. На самом же деле это две разные профессии, которые имеют различную квалификацию.

Бухгалтером называют специалиста, который работает по системе учета в соответствии с законом государства. Он должен правильно и главное вовремя платить налоги. Также бухгалтер отчитывается перед необходимыми  государственными органами, партнерами фирмы, ее клиентами. Он следит за состоянием финансов в фирме, сводит баланс к единому показателю.

Целью аудитора же является проверка бухгалтерских отчетов на достоверность. Аудитор является помощником и советчиком в финансовых делах, он дает предпринимателю четкие и обоснованные рекомендации по поводу деятельности фирмы. Обычно аудитор является ревизором, который позволяет исправить допущенные ошибки, подсказывает, как не допустить необоснованных и неаргументированных денежных потерь (штрафов), оказывает помощь в составлении финансовых учетов.

Получается, что аудитор является контролирующим органом и даже защитником бухгалтеров, которые не всегда могут вовремя отследить новые законы, углубляясь в свои дела. Аудитор имеет большой практический опыт в области ведения бухгалтерии. Он обязан не разглашать полученную на фирме информацию, кроме тех случаев, когда есть разрешение на предоставление полученной информацию. Так как аудиторы выступают частными лицами, они не контролируются государством. Если ними был замечен факт мошенничества на фирме или скрытие доходов, они не обязаны сообщать об этом в службы.

Если бухгалтер является узким специалистом, то аудитор всесторонним. Он обладает знаниями в области экономики, финансов, имеет понятие о той фирме, деятельность которой проверяет. Таким образом, бухгалтер проводит кропотливую работу над ведением учетов и формированием отчетности. Аудитор же не только проводит ревизию бухгалтерии, но и консультирует, помогает и объясняет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рябова, М.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / М.А. Рябова, Н.А. Богданова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 135 с.
  2. http://eup.ru/ - библиотека экономической и управленческой литературы
  3. http://audit-plus.com.ua/audit_principles/predmet-metod-i-obekti-audita/otlichie-audita-ot-buhgalterskogo-ucheta.html
  4. В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник/ В.Р. Захарьин., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2009 - 350 с.
  5. Коваль, Л.С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учёта. Учебно-методическое пособие / Л.С. Коваль - М.: Гелиос АРВ, 2007.
  6. Кувшинов, М.С. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс: учебное пособие/ М.С. Кувшинов. - изд: e-book, 2009.
  7. Лахина, Л.А. Теория бухгалтерского учёта: учебное пособие. / Л.А. Лахина, Ю.А. Котлова - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. − 214 с.
  8. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие /Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов - М.: Дело, 2007.
  9. Абленов Д.О. Аудит: теория и практика: Учебник. - Алматы: Экономика, 2005
  10. Аудит: учебник/под ред. В.И. Подольского. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Экономистъ, 2007
  11. Аренс А., Лоббек Д. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 2001
  12. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита. - Алматы: Экономика, 1995
  13. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1995
  14. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами (теория и методология). - Алматы: Экономика, 2002
  15. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита/под ред. В.К. Радостовца. Учебник.. - Алматы: Экономика, 1995
  16. Ержанов М.С. Аудит - Алматы, 2005
  17. Ержанов М.С. Теория и практика аудита. - Алматы: Гылым, 1994
  18. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.: «Дело и сервис», 1998
  19. Миргородская Т.В.: Аудит. - М.: КНОРУС, 2011
  20. Невешкина Е.В.: Бухгалтерский учет в торговле. - М.: Дашков и К, 2011
  21. Пластинин А.М.: Бухучет в торговых организациях. - М: Дело и Сервис, 2011
  22. Полещук Т.А.: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011
  23. Зонова А.В.: Бухгалтерский финансовый учет. - СПб.: Питер, 2011
  24. Камысовская С.В.: Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке. - М: КНОРУС, 2011
  25. Котин М.: 1С: Предприятие 8.2.Управление небольшой фирмой. - СПб.: Питер, 2011
  26. Левкевич М.М.: Практический курс бухгалтерского учета. - М: ИНФРА-М, 2011

Информация о работе Отличия в работе аудитора и бухгалтера