Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 23:16, курсовая работа
Описание работы
Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы -трудовые пенсии и социальные пенсии.
Содержание работы
I. Пенсионное обеспечение. Закон “О государственных пенсиях в РФ”.................................................................................................2 II. Основные виды пенсий 1. Пенсии по старости..................................................................................5 Пенсия по инвалидности...........................................................................7 Пенсия по случаю потери кормильца.......................................................9 III. Пособие на погребение............................................................................10 IY. Реформа пенсионной системы........................................................……..12 Литература
I. Пенсионное обеспечение.
Закон “О государственных пенсиях
в РФ”
В Кодексе законов о труде Российской
Федерации записано, что пенсии в нашей
стране назначаются в соответствии с законом
“О государственных пенсиях в РФ” (в ред.
Закона РФ от 25.09.92 г.). Данным законом установлено,
что пенсионные отношения регулируются
лишь этим законом, то есть изменение условий
и норм пенсионного обеспечения осуществляется
не иначе как путём внесения изменений
и дополнений в настоящий закон.
Целью данного закона является обеспечение
стабильности достигнутого уровня пенсионного
обеспечения и его повышения по мере роста
благосостояния трудящихся.
Основным критерием дифференциации условий
и норм пенсионного обеспечения признается
в законе труд и его результаты. В законе
все пенсии подразделяются на две группы
-трудовые пенсии и социальные
пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий,
которые устанавливаются в связи с трудовой
и иной общественно полезной деятельностью,
засчитываемой в трудовой стаж, четыре
вида:
- по
старости;
- по
инвалидности;
- по
случаю потери кормильца;
- за
выслугу лет.
Соответственно в законе названы основания
для назначения этих пенсий.
Тем гражданам, которые по каким-либо
причинам не имеют право на трудовую пенсию,
устанавливается социальная пенсия. Это
пенсия для всех. Условия определяющие
право на социальную пенсию перечислены
в ст. 113 Закона. По общему правилу гражданам,
которые имеют одновременно право на различные
государственные пенсии, назначается
одна пенсия по их выбору, за исключением
трех категорий граждан имеющих право
на получение двух пенсий (ст.5 Закона).
Финансирование выплаты пенсий осуществляется
Пенсионным Фондом из трех источников:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан;
- ассигнования из Федерального
бюджета.
Выплата пенсий военнослужащим и приравненных
к ним граждан, их семьям, а также социальных
пенсий осуществляется за счёт средств,
ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации из федерального бюджета.
Важным моментом является то, что при
внесении в настоящий Закон изменений
и дополнений, требующих увеличения расходов
на выплату пенсий, в соответствующем
федеральном законе обязательно должен
быть определён источник финансового
обеспечения дополнительных расходов.
Обращаться за пенсией можно в любое
время после возникновения права на неё.
Это правило относится ко всем видам пенсии.
При установлении размеров и условий
выплаты пенсий применяются, такие понятия
как трудовой
стаж и среднемесячный
заработок.
Размер пенсии обычно зависит от длительности
общего трудового стажа, с его учетом определяется
также минимальный и максимальный размер
пенсии по старости. Порядок определения
общего трудового стажа и специального
трудового стажа установлен разделом VI Закона. В статье
89 указана работа, которая включается
в общий трудовой стаж, в ст.90 - военная
служба и другая, приравненная к ней служба,
включается в общий трудовой стаж, в ст.91
- учёба, включаемая в общий трудовой стаж.
Иные периоды, засчитываемые в указанный
трудовой стаж перечислены в ст.92.
С учетом общего
трудового стажа, то есть суммарной
продолжительности той или иной общественно-полезной
деятельности, устанавливается пенсия
по старости, а в соответствующих случаях
пенсия по инвалидности и пенсия по случаю
потери кормильца.
С учетом специального
трудового стажа, то есть суммарной
продолжительности определённой трудовой
деятельности устанавливается пенсия
по старости в связи с особыми условиями
труда (ст.12 Закона), работой на крайнем
Севере (ст.14 Закона), а также пенсия за
выслугу лет ( раздел V Закона).
Периоды, засчитываемые в трудовой стаж,
подсчитываются по их фактической продолжительности,
за исключением случаев, перечисленных
в ст.94 Закона о льготном исчислении периодов(
например, время работы в районах Крайнего
Севера и местностях, приравненных к ним,
учитываются в полуторном размере; военная
служба по призыву, время работы во время
Великой Отечественной войны и период
работы в лепрозориях и противочумных
учреждениях - в двойном размере, а период
работы в Ленинграде во время блокады
- в тройном размере) и особых правил исчисления
выслуги лет (ст. 83 Закона).
Трудовой стаж, приобретённый до регистрации
в качестве застрахованного лица в соответствии
с Федеральным Законом “Об индивидуальном
(персонифицированном) учёте в системе
государственного пенсионного страхования”,
устанавливается на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке соответствующими
государственными и муниципальными органами,
организациями.
А после регистрации в качестве застрахованного
лица, трудовой стаж устанавливается на
основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учёта.
Размер пенсии определяется из
среднемесячного заработка, кроме
случаев, когда пенсия назначается в максимальном
размере.
Гражданам которым пенсия не может быть
исчислена из заработка, она устанавливается
в минимальном размере соответствующей
пенсии.
Состав заработка, из которого исчисляется
пенсия, определяется в ст.100 Закона. В
заработок для исчисления пенсий включаются
все виды выплат (дохода), полученных в
связи с выполнением работы (служебных
обязанностей), предусмотренной статьёй
89 Закона, на которые начисляются страховые
взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Натуральная часть заработка оценивается
по государственным розничным ценам того
периода, когда производилась оплата труда.
Среднемесячный заработок при назначении
пенсии определяется: за 24 последних месяца,
либо за 60 месяцев работы подряд в течение
всей трудовой деятельности перед обращением
за пенсией ( ст.102 Закона).
Порядок подсчета среднемесячного заработка
указаны в ст.103 Закона. Он подсчитывается
путем деления, общей суммы заработка
за 24 месяца работы и 60 месяцев работы
соответственно на 24 и 60.
В этой статье также указывается как
подсчитывается среднемесячный заработок
в том случае, если работа продолжалась
менее 24 месяцев.
Законом предусмотрено повышение, пенсий
для некоторых категорий граждан (ст.110),
а также назначение надбавок к пенсиям.
Общие правила начисления надбавок таковы:
надбавки начисляются после
того, как определена сумма пенсии и она
повышена согласно ст.110 Закона;
пенсия с надбавками не ограничивается
предельной суммой;
если в семье 2 или более неработающих
пенсионеров, то каждый нетрудоспособный
член семьи, находящийся на их общем иждивении,
учитывается для надбавки лишь одному
из пенсионеров.
Пенсионное обеспечение в соответствии
с Законом осуществляется государственными
органами социальной защиты населения.
Правила обращения за пенсией, её назначения
и организация выплаты, ведения пенсионной
документации устанавливаются в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Пенсия назначается со дня обращения
за ней, за исключением нескольких случаев
описанных в ст.119 Закона, когда пенсия
устанавливается ранее дня обращения
за ней. Но во всех случаях пенсия назначается
не ранее чем со дня возникновения права
на неё.
Закон “О государственных пенсиях в
РФ” предусматривает, что организация(гражданин)
несет ответственность за достоверность
сведений содержащихся в документах, выданных
для назначения и выплаты пенсии.
Споры по вопросам назначения и выплаты
пенсии, удержаний из пенсии и т.д. разрешаются
вышестоящим органом социальной защиты
населения.
II. Основные виды пенсий
1. Пенсии по
старости
Пенсии по старости занимают главное
место в расходах Пенсионного Фонда. Для
получения пенсии по старости устанавливается
двуединое условие - достижение определенного
возраста и наличие соответствующего
трудового стажа. Общеустановленный пенсионный
возраст для мужчин - 60 лет, для женщин
- 55 лет. С достижением данного возраста
человек получает возможность прекратить
активную трудовую деятельность и реализовать
свое право на пенсионное обеспечение.
Однако назначение пенсий по старости
осуществляется независимо от того, прекращена
ли работа ко времени обращения за пенсией
или продолжается.
Общеустановленной продолжительностью
трудового стажа для приобретения права
на пенсию по старости является для мужчин
25 лет, для женщин 20 лет. Вместе с тем возможно
получение пенсии и при стаже меньшей
продолжительности, при этом пенсия назначается
в размере, пропорциональном имеющемуся
стажу, но не менее социальной пенсии равной
2/3 минимальной пенсии по старости. Согласно
ст.15 Закона право на пенсию по старости
при неполном стаже возникает при наличии
трудового стажа не менее 5 лет.
Во второй части ст. 242 Кодекса РФ предусматривается,
что отдельным категориям застрахованных
пенсии по старости устанавливаются при
пониженном трудовом стаже. Конкретные
категории таких граждан указаны в Законе
о госпенсиях.
Оснований для снижения пенсионного
возраста и стажа три.
Первое связано с личностью человека,
независимо от того, какую работу он выполняет.
Это пенсии
на льготных основаниях. Они установлены:
для женщин, родивших пять и более детей
и воспитавших их до 8 лет; для матерей
инвалидов с детства, воспитавших их до
8 лет; для инвалидов Великой Отечественной
войны и других инвалидов вследствие военной
травмы; для граждан, больных гипофизарным
нанизмом (лилипутам). Конкретные условия
- пониженный пенсионный возраст и трудовой
стаж указаны в ст.11 Закона.
Второе основание - особые
условия труда ( ст. 12 Закона). Таких
оснований ныне 13 (подземные работы, работы
с вредными условиями труда и в горячих
цехах; работа с тяжёлыми условиями труда
и т.д.). В ряде случаев пенсии в связи с
работой с особыми условиями труда введены
как для мужчин, так и для женщин, а в ряде
случаев - лишь для женщин. Перечни соответствующих
работ с особыми условиями труда утверждены
Правительством РФ.
Третье основание - это длительная работа
на Крайнем
Севере и в местностях, приравненных
к районам Крайнего Севера. Перечень этих
районов утверждается Правительством
РФ.
Пенсия по старости назначается пожизненно.
С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный
Закон от 21 июля 1997 года “ О порядке исчисления
и увеличения государственных пенсий”,
который определяет порядок расчета пенсий
и вносит изменения в ст.7 Закона о гос.
пенсиях. В соответствии с этим законом
расчёт пенсии проводится с использованием
нового показателя - индивидуального
коэффициента пенсионера (ИКП).
ИКП= % от труд.стажа * ЗПпен./ЗПср.
ЗПпен. - заработок пенсионера
ЗПср. - зарплата по стране в тот же
период
Пенсия = ИКП * ЗПср.
ЗПср. - зарплата по стране за предыдущий
период
Порядок определения среднего заработка
за текущий период определен в законе
“О порядке исчисления и увеличения государственных
пенсий”. В соответствии с этим законом,
увеличение размера пенсии в связи с ростом
зарплаты в стране производится четыре
раза в год - 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1
ноября. Для определения размера пенсии
с учетом ИКП берется средняя зарплата
по стране за предыдущий квартал. Эти данные
должны быть утверждены Правительством
РФ по предоставлению Госкомстата РФ не
позднее, чем за 15 дней до соответствующего
срока повышения пенсии.
Процентная величина трудового стажа
рассчитывается в целом также по прежним
правилам, но из общего трудового стажа
исключается целый ряд достаточно продолжительных
периодов.
Несмотря на то, что вводится ИКП, размер
заработка пенсионера окажет на размер
получаемой пенсии ещё меньшее влияние,
так как он будет учитываться не непосредственно,
а в отношении к средней зарплате по стране
в тот же период. Причем согласно новой
редакции ст.7 Закона о гос.пенсиях размер
этого отношения ограничивается числом 1,2, а в период
с февраля 1998 года и до принятия специального
федерального закона по этому вопросу
- 0,7.
Надо также отметить, что хотя новый порядок
расчета пенсий не предлагает ограничения
их размера, на самом деле Правительство
получает целых два инструмента ограничения
размеров пенсий:
ограничение отношения между
заработком пенсионера и заработком по
стране за тот же период;
ограничение текущего размера
средней заработной платы в РФ, с учетом
которого рассчитывается пенсия.
Таким образом, органы исполнительной
власти смогут управлять размерами пенсий
с учетом наличия бюджетных средств, но
практически без учета трудовой деятельности
каждого работника.
Увеличение пенсий, исчисленных по нормам
Закона без применения ИКП производится
в следующие сроки: 1 февраля, 1 мая, 1 августа,
1 ноября.
Если размер пенсии, исчисленный с учетом
ИКП, не достигает размера пенсии, рассчитанного
с использованием других норм пенсионного
законодательства, пенсионер вправе выбрать
исчисление пенсии без применения ИКП.