Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:58, доклад

Описание работы

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд Российской Федерации.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это  крупнейшая федеральная система  оказания государственных услуг  в области социального обеспечения  в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного  фонда - 8 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Председатель Правления  ПФР  
ДРОЗДОВ Антон Викторович

ИСТРОИЯ РАЗВИТИЯ.Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  №442–1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально  новый процесс финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный  бюджетный механизм и стали формироваться  за счёт поступления обязательных страховых  взносов. Положением о Пенсионном фонде  России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие  из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного  фонда России был сбор страховых  взносов на финансирование выплаты  пенсий по старости, инвалидности и  по случаю потери кормильца. Однако ещё  в 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить  с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам  ПФР полномочий по назначению и выплате  пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера  пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял  в интересах работника его  работодатель. В системе Пенсионного  фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта  для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями  ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых  взносов была закреплена Федеральным  законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым  определен новый статус ПФР, как  страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов  правоотношений по обязательному пенсионному  страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции  ПФР и внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в  частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. При этом базовая  часть финансируется за счет средств  федерального бюджета, страховая часть  – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой  части трудовой пенсии, накопительная  – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные  гражданами, или негосударственные  пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются  социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд. рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также  возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С  этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр  федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям  социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена  дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК  будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон  не предусматривает возможность  распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи  с неблагоприятной экономической  ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам  с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР  была проведена вся необходимая  организационная работа и практически  сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые  с 1 января 2010 года в значительной степени  изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного  фонда Российской Федерации существенно  расширилась.

ЦЕЛЬ. Первоначально денежные средствы ввиде пенсионных отчислений поступают в Пенсионный Фонд России (ПФР). 
Пенсионный фонд РФ выполняет функции по пенсионному обеспечению граждан РФ.

Цель Пенсионного фонда РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

Необходимо отметить, что  для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.

Управление Пенсионным фондом обязательного страхования осуществляется централизованным органом – Правлением, возглавляемым Председателем. В задачи Правления входит стратегическое, тактическое и оперативное управление средствами обязательного пенсионного страхования, а также обеспечение распоряжения данными средствами в соответствии с действующим законодательством.

 

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ.

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляет ряд значимых функций:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288; Федерального закона от 05.05.1997 №77-ФЗ);

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

– организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

– межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

– проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

– разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и  социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты  ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

СТРУКТУРА. ПФР и подчиненные  ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую  средствами обязательного пенсионного  страхования в России:

1) федеральный уровень – ПФР  (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской  Федерации – управления ПФР  в федеральных округах (структурные  подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской  Федерации – территориальные  отделения ПФР (в соответствующих  регионах);

4) местный – городской (районный) уровень – управления (отделения)  ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим  органам. Структура Пенсионного  фонда РФ показана на рис. 1.

 

Рис. 1. Структура Пенсионного фонда

 

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом  – исполнительной дирекцией. В субъектах  Российской Федерации действуют  региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный  уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и  городах. Они в основном выполняют  функции по назначению и выплате  пенсий.

В целом для ПФР как страховщика  характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная  с выполнения основных функций в  области пенсионного обеспечения  и кончая контролем над расходами  на содержание аппарата пенсионного  фонда.

ПФР и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться  на принципах обязательного социального  страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного  социального страхования. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и  средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как  собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования  и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в  ПФР. Все средства, уплачиваемые в  виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. В  этом и проявляется главная черта  обязательного пенсионного страхования  – ее коллективный солидарно-распределительный  характер, что определяет саму сущность и смысл такого страхования.

В России в настоящее время такой  солидарно-распределительной системы  обязательного пенсионного страхования  в чистом виде нет. С принятием  в декабре 2001 года новых пенсионных законов изменилась сама сущность существовавшей до этого системы обязательного пенсионного страхования. В структуру трудовой (страховой) пенсии наряду с ее базовой и страховой частями принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть. Она обычно функционирует вне системы обязательного пенсионного страхования. Граждане добровольно избирают варианты пенсионных накоплений, но только в порядке негосударственного пенсионного страхования. В настоящее время в России вместо солидарно-распределительной страховой пенсионной системы функционирует индивидуально-накопительная пенсионная система, которая сохраняет отдельные распределительные черты. ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации