Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:07, лекция
Предпосылки документирования. Одной из особенностей бухгалтерского учета в отличие от других видов учета является его документированность. Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующим первичным учетным документом. Например, на поступление денежных средств в кассу выписывается приходный кассовый ордер, на расход – расходный кассовый ордер; на поступление материалов могут быть выписаны приходные ордера, акты о приемке материалов, на расход – требования, лимитно-заборные карты и т.п.
Первичный учет, функции и принципы первичного учета
Роль и значение документов
Классификация документов
Реквизиты документов
Формы документов
Требования, предъявляемые к составлению документов
Бухгалтерская обработка документов
Понятие о документообороте
Хранение документов
Инвентаризация и ее значение
Порядок проведения инвентаризации
Оформление и выявление результатов инвентаризации
Документы хранят в специальных архивах, обеспечивающих их сохранность. Архивы бывают текущие и постоянные:
- текущий архив бухгалтерии до 1 года;
- текущий архив организации до 5 лет;
- постоянный областной архив.
В текущем архиве бухгалтерии
хранят документы за текущий год,
которыми часто пользуются работники
бухгалтерии, он находится непосредственно
в помещении бухгалтерии
В текущем архиве организации
хранят бухгалтерские документы, учетные
регистры, отчеты, балансы за прошедшие
годы. Сюда же сдают на хранение свои
дела и другие отделы. Основные требования
к организации архива сводятся к
обеспечению сохранности
Сроки хранения различных
видов документов устанавливает
Федеральная архивная служба. В соответствии
с правилами организации
Папки, в которых хранятся документы, называются делами. Каждое дело должно быть снабжено заголовком.
Оформленный в установленном
порядке систематизированный
Рекомендуется следующий порядок расположения дел в номенклатуре:
Расположение дел закрепляется индексацией дел, т.е. условным обозначением каждого дела. Индекс дела включает в себя номер структурного подразделения и порядковый номер заголовка дела.
Изъятие первичных учетных документов может производиться только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией, на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. На изъятые документы должна составляться специальная опись, в которой отражается содержание изъятых документов.
Для того чтобы работ
организации после изъятия
По истечении установленных сроков хранения документы, имеющие особо важное значение, сдают в государственные архивы, а остальные уничтожают (или используют как макулатуру) с составлением акта о выбытии документов из бухгалтерского архива по истечении сроков их хранения, делают отметку в архивной книге.
10. Инвентаризация и ее значение
Важнейшее требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету – точность и достоверность информации о состоянии и движении хозяйственных средств организации.
Все записи в бухгалтерском учете производятся на основе первичных учетных документов. Но могут быть и расхождения между данными документов и фактическим наличием средств и расчетов по разным причинам. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и наличия средств осуществляется инвентаризация.
Инвентаризация – это способ бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков ценностей и расчетов с данными учета и осуществления контроля за сохранностью собственности организации.
Назначение инвентаризации. В процессе проведения инвентаризации выявляются:
-
фактическое наличие средств
(основных фондов, материально-производственных
запасов, денежных средств,
-
наличие материально-
-
наличие неходовых,
Кроме того, при проведении инвентаризации проверяется:
- соблюдение
правил и условий хранения
материально-производственных
- реальная стоимость учтенных средств на балансе организации;
- состояние
складского и
- обоснованность
подбора материально-
В ходе инвентаризации выявляются хозяйственные операции и факты, которые не могут быть выявлены, измерены и отражены в процессе первичного учета.
В зависимости
от классификации признаков
Таблица 9
Классификация инвентаризации
№ |
Признаки классификации |
Виды инвентаризаций |
Цель и содержание инвентаризации |
1 |
Способ проведения |
Плановые (обязательные)
Заранее объявленные (назначенные) Внеплановые |
В соответствии с положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и положении по инвентаризации имущества и расчетов. Материально-ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться по мере необходимости, в основном внезапно. Материально-ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней. |
2 |
Полнота охвата (объем проверки) |
Полные Частичные
Выборочные |
Охватывают все виды средств и расчетов. Охватывают один или несколько видов средств, незавершенное производство. Для контроля работы материально-ответственных лиц, например, залежалых, дорогостоящих товаров. |
3 |
Периодич-ность проведения |
Текущие
Перманентные (постоянные, непрерывные) |
Для выявления фактического расхода товарно-материальных ценностей в производстве, на соответствие действующих норм расхода материалов их фактическому расходу. Подвергаются проверке в натуре отдельные виды товарно-материальных ценностей, когда их остаток является минимальным. |
4 |
Перечень вопросов |
Комплексные Тематические |
Инвентаризация всех средств и расчетов. Инвентаризация отдельных участков (основных средств, кассы и т.д.) |
5 |
Принадлеж-ность |
Имущество в организации вне ее |
При этом рассматриваются две задачи – инвентаризация средств, находящихся во владении организации или в ее собственности. |
6 |
Цель |
Вступительные
Последующие (текущие) |
Необходимы в начале любой хозяйственной жизни. Для убедительности точности учетных данных. Проводятся при следующих обстоятельствах:
2.
По сигналам, когда администрации
сообщают о неблагополучии в
деле хранения и продажи |
7 |
Последовательность |
От объекта к регистру
От регистра к объекту |
Наиболее эффективна, т.к. материально-ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится представит объективную картину дел |
8 |
Субъект проверок |
Ординарные
Экстраординарные |
Проводимые по инициативе собственников или администрации. Предпринимаемые по настоянию сторонних органов (арбитража, судов, банков) |
9 |
Использование данных |
Информативные
Доказательные
|
Необходимы только для подтверждения какого-либо факта, например, насколько обоснованы испрашиваемые организацией кредиты. Здесь преследуются экономические цели. Применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения его. Они преследуют юридические цели. |
10 |
Форма описи |
Устная Письменная На машинных носителях |
Деление по видам носителей |
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передачи средств в аренду, выкупе, продаже;
-
при смене форм собственности
(преобразование
-
перед составлением годовой
-
при смене материально-
-
при выявлении фактов хищения,
злоупотребления или порче
-
в случае стихийного бедствия,
пожара или других
-
при реорганизации или
-
в других случаях,
Инвентаризация средств производится по каждому их местонахождению и материально-ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
Инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие организации и учитываемые за балансом.
11. Порядок проведения инвентаризации
Вся работа по проведению инвентаризации
возлагается на рабочую или постоянно
действующую комиссию, которая создается
и утверждается руководителем организации
из представителей администрации, специалистов.
При малом объеме работ и наличии
в организации ревизионной
Перед проведением инвентаризации проводится подготовительная работа:
- производится
инструктаж с членами комиссии
с вручением приказа, в
- должны
быть сделаны все записи в
документах (закончена обработка
всех документов по
- все первичные
документы должны быть сданы
в бухгалтерию, о чем
- материально-ответственные лица приводят в порядок места хранения ценностей.
Перед началом инвентаризации комиссия обязана:
- опломбировать
подсобные помещения, подвалы
и другие места хранения
- проверить
исправности всех
- получить
последние на момент
Рабочие инвентаризационные комиссии:
Члены комиссии несут ответственность:
- за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых средств;
- за правильность
указания в описи
- за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
12.Оформление и выявление
Фактические
остатки по каждому наименованию
ценностей инвентаризационная комиссия
вносит в инвентаризационные описи
(ведомости), по номенклатуре и в
единицах измерения, принятых в учете.
Формы описей даны в альбоме унифицированных
форм первичной учетной
Информация о работе Первичный учет, функции и принципы первичного учета