Петербургская школа бухгалтерского учета и ее представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

В XVIII в. правительство Петра I решительно признало отсталость России и встало на путь всесторонней реформы, которая затронула многие стороны хозяйственной и социальной жизни страны. Не избежала коренного изменения и постановка учета. У великого преобразователя не сразу до него дошли руки, но уже в 1710 г. в правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер». С этого момента учету и контролю уделяется огромное внимание. Инструкции по организации учета издаются как государственные акты

Файлы: 1 файл

бух уч.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

                                  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

       по дисциплине: «История бухгалтерского учета и финансов»

                                                  Вариант -8

 

1. Петербургская  школа бухгалтерского учета и  ее представители.

В XVIII в. правительство Петра I решительно признало отсталость России и встало на путь всесторонней реформы, которая затронула многие стороны хозяйственной и социальной жизни страны. Не избежала коренного изменения и постановка учета. У великого преобразователя не сразу до него дошли руки, но уже в 1710 г. в правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер». С этого момента учету и контролю уделяется огромное внимание. Инструкции по организации учета издаются как государственные акты. Первый государственный акт, в котором нашли место вопросы учета, датируется 22 января 1714 г. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и государственной промышленности. Они требовали:

1) своевременности записи и чтобы «счет был бы скорый»;

2) ежедневного ведения приходно-расходных книг;

3) строгого персонального подчинения ответственных лиц.

Крупнейшим  событием в истории русского учета было издание Регламента управления Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 г. Здесь впервые в России появились слова: «бухгалтер», «дебет», «кредит». Особым приказом 11 мая 1722 г. была подчеркнута необходимость составления регламентов на других крупных предприятиях. Причем Адмиралтейский Регламент рассматривался как типовой, но он оказался слишком сложным, и 16 декабря 1735 г. были введены новые книги для учета в Адмиралтействе. Адмиралтейский Регламент оказал огромное влияние на всю систему бухгалтерского учета в России, в частности на общегосударственную методику учета на материальных складах, где последовательно проводился принцип оформления всех фактов хозяйственной жизни с помощью первичных документов. Записи, не оправданные документами, не принимались.

В системе учета центральное место  занимает учет запасов на складах, так как снабжение материалами армии, строительства и промышленности строжайше регламентировалось. В военных интендантских складах провиантмейстер (заведующий) вместе с камериром (воинским инспектором) ежемесячно сдавали в штатс-конторколлегию (интендантское управление) ведомость о наличии остатков. В конце года или в случае возникновения подозрений проводились сплошные инвентаризации.

Огромное  развитие учет получает на уральских металлургических заводах. Их создатель крупнейший металлург XVIII в. В. И. Геннин (1676 — 1750), голландец, находящийся на русской службе с 1698 г., разработал законченную систему учета. Так, учет выработки предусматривал вывешивание у каждой домны табельной доски, на которой отмечалась мастерами выработка готовой продукции, а также количество идущего в переработку сырья. «И в каждую субботу, списав со оных досок таблицами на полулистах, рапортовать ему, мастеру, в припасную контору для записи и с того в приход и расход и лучшего порядка в щетах. А в припасной конторе те подаваемые от мастера табели содержать особливо книгою, собирая их в столпы». Для учета проработанного времени мастер должен был «записывать, кто в который день, у какой работы был, а по прошествии месяца оную роспись мастеру или кому приказано будет, заруча, подать ему, управителю, а он должен свидетельствовать, ежели исправно, писать в Сибирской Обербергамт для заплаты денег». При передаче дел одним мастером (старостой) другому находящиеся на ответственности первого мастера ценности должны были передаваться после инвентаризации. Под инвентаризационной описью расписывался принявший дела мастер.

На  государственных металлургических уральских заводах (1735) материальный учет велся в книгах «С» и «D» (кредит, дебет). Таких книг велось двенадцать — по числу групп материалов. В книгах надо «записывать каждую вещь по содержанию своему щетом, мерою и весом и по цене». Книги должны были быть прошнурованы, листы в них пронумерованы и скреплены печатью. Учет тесно переплетался с планированием, причем вся ответственность за простои в производстве возлагалась на управляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских заводах на виновных налагался штраф.

При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики.

Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны. Промышленный учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены:

сплошное  документирование всех фактов хозяйственной  жизни;

регулярность  проведения инвентаризаций и составления отчетности;

более совершенная методика исчисления затрат;

применение линейной записи в учете;

аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Вместе с тем промышленный учет не знал системы двойной записи.

Третий  этап формирования русской бухгалтерской  школы совпал с первой русской революцией. В учет пришли новые люди, возникли новые течения, появились новые проблемы.

В это время образовалось два научных  направления: петербургская и московская школы. Их разделяло учение о счетах и балансе.

 

 

               Различия московского и петербургского течений

                            русской школы бухгалтерского учета

Московская школа

Петербургская школа

1. Счета — элементы баланса.  Система

счетов задана балансом, следовательно,

учить нужно от баланса

к счету

1. Баланс — следствие системы  счетов, учить нужно от счета  к балансу

2. Баланс — упрощенная форма

инвентаря

2. Баланс опирается только

на счета и не связан с инвентарем

3. Счета делятся на активные

и пассивные (два ряда счетов)

3. Все счета однородные (один ряд счетов)

4. Двойная запись — следствие  группировки счетов в балансе

4. Двойная запись — следствие  закона мены

5. Представители:

Н.С. Лунский — автор балансовой теории учета, занимался вопросами экономического анализа;

Г.А. Бахчисарайцев — сформулировал

положения балансовой теории в 31 тезис;

Ф.И. Бельмер — занимался поднятием

престижа бухгалтерской  профессии

5. Представители:

Е.Е. Сиверс — требовал попередельной калькуляции (полуфабри-

катный метод учета затрат) ; А.И. Гуляев — разработал учение

о структуре себестоимости


 

 

 

 

Представителями петербургской школы бухгалтерского учета являлись А.М. Вольф, Е.Е. Сиверс, Н.А. Блатов, Н.А. Леонтьев.

В конце XIX в. в России начинают выходить профессиональные бухгалтерские журналы. Вокруг них группируются новые молодые люди. Из всех журналов следует выделить лучший - «Счетоводство» (1888 — 1904). Во главе журнала стоял замечательный бухгалтер, человек с международной известностью — член Болонской академии счетоводов, действительный член национального общества итальянских счетоводов, член-корреспондент Коллегии бухгалтеров Урбино, с 1894 г. член-корреспондент Института

нидерландских счетоводов (Роттердам) —Адольф Маркович Вольф.

ВОЛЬФ, Адольф Маркович (1854-1920) - представитель русской учетной мысли, глава журнала "Счетоводство". Вольф был, прежде всего, организатором, давшим несколько новых учетных идей. Не развивая деталей, он сумел набросать эскиз философии учета. В ее основе лежит учение Чербони о классификации хозяйственных функций на учредительные, исполнительные и заключительные. Первая группа включает план (структура предприятия), инвентарь (инвентаризационная опись и сам процесс инвентаризации), смету (финансовый план хозяйственной деятельности на будущий период); вторая группа - счета; третья - отчетность, но не баланс, на котором нигде не акцентируется внимание, а отчет и ревизия или контроль, причем понятия ревизии и контроля признаются тождественными. Из его идей особенно плодотворной оказалось противопоставление науки, получившей в дальнейшем именование счетоведения, практике, названной счетоводством. Это положение стало общепризнанным сначала в петербургской школе, а потом и во всей России. Вольф являлся членом Болонской академии счетоводов, действительным членом Национального общества итальянских счетоводов, членом-корреспондентом Коллегии бухгалтеров Урбино, Института нидерландских счетоводов. Основная работа: "Значение счетоводства, развитие и построение совершенной системы бухгалтерии, пути и преграды к распространению счетоводства".

  Он и его сотрудники преследовали  только одну цель - пропаганду и развитие двойной бухгалтерии. Вольф был прежде всего организатором, давшим несколько учетных идей, из которых особенно плодотворной оказалось противопоставление науки практике. Это положение стало общепризнанным в петербургской школе, а потом и во всей России. Вольфу принадлежит своеобразная классификация ценностей, ставшая потом обязательной для представителей петербургской школы:

  1. ценности вещественные, 2) деньги и 3) ценности условные.

В связи с этим выделяются три группы счетов: имущества, услуг, расчетов (личные).

Представляют  интерес и идеи Вольфа в части предмета науки, под которым он понимал различные стадии кругооборота капитала.

Вольф сумел противопоставить натиску практиков, считавших, что учет —это совокупность приемов, направленных на то, чтобы облегчить запись, идею о том, что самое важное, не как мы учитываем, а что и зачем ведется учет.

На смену авторам журнала «Счетоводство» пришли новые люди - третье поколение русских дореволюционных бухгалтеров. Их появление совпало с первой русской революцией. Это были люди разных возрастов, многие из них начали работать значительно раньше, но деятельность «Счетоводства» оставляла их в тени, другие стали писать именно в эти годы. Эти люди сформировали две школы бухгалтерского учета: петербургскую и московскую.

Петербургская школа сложилась вокруг Русского счетоводного общества взаимной помощи (1907) во главе с Евстафием Евстафьевичем Сиверсом.

СИВЕРС, Евстафий Евстафьевич (1852-1917) - глава петербургской школы бухгалтерского учета. Знания о практике учета Сиверс назвал счетоводством, а науку об учете - счетоведением. Такой подход стал общепризнанным в русской учетной литературе вплоть до 1929 г. В теории учета Сиверс выделял две части (два отдела): теорию учета (теорию бухгалтерского учета в общем смысле) и теорию книг, где излагается методика ведения различных регистров, причем под регистрами понимались только книги. Теория книг трактовалась Сиверсом как наука о методах бухгалтерского учета. Сиверс известен как автор меновой теории, сущность которой заключается в том, что в основе двойной записи лежит обмен (мена) благами. Значение, придаваемое Сиверсом мене в образовании двойной записи, привело его к выводу, что сама двойная запись является основным законом бухгалтерского учета, то есть в данном случае он трактовал двойную запись подобно природному закону, например, закону всемирного тяготения. Исходя из позиции меновой теории, Сиверс группировал и все хозяйственные обороты, трактуемые как меновые, причем присвоение прибыли рассматривалось как обмен ценностей на "права" собственника. Положение о мене как о причине двойной записи привело его к выводу, что баланс является следствием счетов. Отсюда вытекало положение о независимости баланса от инвентаря. Основные работы: "Лекции по общему счетоводству".

  Этот человек знания о практике учета назвал счетоводством, а науку об учете — счетоведением. Такой подход стал общепризнанным в русской учетной литературе вплоть до 1929 г. В теории учета Сиверс выделял две части (два отдела): теорию учета (теорию бухгалтерского учета в общем смысле) и теорию книг, где излагается методика ведения различных регистров, причем под регистрами понимались только книги. Теория книг трактовалась Сиверсом как наука о методах бухгалтерского учета.

Среди регистров мы встречаем ведомость, позволяющую вести учет товаров в течение дня по количеству в графах на каждый товар с разной ценой с тем, чтобы таксировка для стоимостной оценки выполнялась один раз.

Интерес к счетоведению стимулировал интерес к классификации счетов, поэтому не случайно Сиверс дал весьма детальную классификацию счетов, предвосхитив в этом направлении тенденции 30 - 40-х годов XX в. Его классификация выглядит так:

I. Вещественные счета:

1) основные;

2) переходные (калькуляционные)

 а) заготовок,  б) сооружений, в) производства.

II. Личные счета:

1) предпринимательского капитала

 а) основные, б) переходные (результатные);

2) ссудного  капитала

 а) счета  лиц и учреждений, б) счета кредитных запасов.

Для своего времени эта классификация была большим достижением, в ней

выделялись  группы калькуляционных и результатных счетов, причем автор не смешивал эти счета в одной группе операционных счетов.

Большое внимание Сиверс уделял вопросам бухгалтерской терминологии. Например, он доказал, что надо писать глагол дебитовать через «и», показал несостоятельность термина «лицевой счет» (надо личный), ввел термин «оборотная ведомость» и т.д.

Очень много сделал Сиверс как педагог. До него учили бухгалтерии, как сумме практических приемов. Раздавали ученикам бланки подлинных практически применяемых книг, и ученики с помощью учителя эти регистры должны были заполнять. Сиверс показал, что учить надо сущности, а не технике, технике нельзя научить, она может быть выработана только на практике, а сущности дела можно и нужно учить в аудитории. И вместо бланков его ученики заполняли схемы счетов — «самолетики». У него же мы находим и схемы отражения хозяйственных оборотов, где счета показаны в виде фигур, а проводки - в виде прямых линий, соединяющих эти фигуры. Впоследствии  Е.Е. Сиверс трактовал двойную запись как результат обмена и в связи с этим двойная запись, по его мнению, принимала форму закона, а не являлась элементом метода бухгалтерского учета. Е.Е. Сиверс предложил понимать под «счетоводством» практическую деятельность, а под «счетоведением» — науку об учете.

  БЛАТОВ, Николай Александрович (1875-1942) - представитель русской (советской) бухгалтерской мысли. Ученик Е. Сиверса, продолжатель его дела, сторонник обучения от счета к балансу, а не от баланса к счету, на чем настаивали представители московской школы. Он утверждал, что двойная запись всегда отражает только естественный обмен ценностями на предприятии. Блатов развивал идеи Е. Е. Сиверса и А. М. Вольфа о "меновой теории двойной записи". В частности, Блатов в советское время сконструировал специальную модель всех возможных видов обмена в хозяйстве, отражаемых двойной записью. Эта модель известна как "квадрат профессора Блатова". Основные работы: "Баланс промышленного предприятия и его анализ". Л., 1940: "Балансоведение", Л., 1930: "Основы промышленного учета и калькуляции".

Информация о работе Петербургская школа бухгалтерского учета и ее представители