МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство
по образованию и науке Российской
Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Российский
Государственный Торгово-Экономический
Университет
Кафедра
Бухгалтерского учета и аудита
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
Аудит
Вариант 4
1. План, программа аудита,
аудиторская организация
Аудит — это предпринимательская деятельность по
независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой отчетности организации
и индивидуальных предпринимателей.
Планирование
аудита — один из обязательных этапов,
который заключается в определении стратегии
и тактики аудита, объема проверки, составлении общего
плана, разработке программы и конкретных
аудиторских процедур.
Для повышения эффективности аудита
и координации аудиторских процедур
с работой персонала клиента
аудитор вправе обсуждать отдельные
разделы общего плана аудита и
определенные аудиторские процедуры
с руководством и персоналом клиента.
При этом он несет ответственность за
содержание общего плана, программы аудита.
Общий план является описанием предполагаемого
объема и порядка проведения проверки.
При разработке
общего плана аудита аудитору необходимо
принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том
числе:
- общие экономические факторы
и условия в отрасли, влияющие на деятельность
аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица,
его деятельности, финансовое состояние,
требования к его финансовой (бухгалтерской)
или иной отчетности, включая изменения,
произошедшие с даты предшествующего
аудита;
- общий уровень компетентности
руководства;
б) системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля, в том
числе:
- учетную политику, принятую
аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных
правовых актов в области бухгалтерского
учета на отражение в финансовой (бухгалтерской)
отчетности результатов финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе
аудиторской проверки тестов средств
контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том
числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого
риска и риска средств контроля, определение
наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности
для аудита;
- возможность (в том числе на
основе аудита прошлых лет) существенных
искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей
бухгалтерского учета, в том числе таких,
где результат зависит от субъективного
суждения бухгалтера, например, при подготовке
оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и
объем процедур, в том числе:
- относительную важность различных
разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной
системы ведения учета и ее специфических
особенностей;
- существование подразделения
внутреннего аудита аудируемого лица
и его возможное влияние на процедуры
внешнего аудита;
д) координацию и направление работы,
текущий контроль и проверку выполненной
работы, в том числе:
- привлечение других аудиторских
организаций к проверке филиалов, подразделений,
дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально
обособленных подразделений одного аудируемого
лица и их пространственную удаленность
друг от друга;
- количество и квалификацию
специалистов, необходимых для работы
с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
- возможность того, что допущение
о непрерывности деятельности аудируемого
лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие
особого внимания, например, существование
аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании
аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора
и их участие в оказании сопутствующих
услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и
представления аудируемому лицу заключений
и иных отчетов в соответствии с законодательством,
правилами (стандартами) аудиторской деятельности
и условиями конкретного аудиторского
задания.
Программа аудита - является
набором инструкций для аудитора, а также
средством контроля и проверки надлежащего
выполнения работы.
В соответствии
с аудиторскими стандартами различают
программу тестов средств контроля и программу
сальдо счетов и групп однотипных операций.
При разработке программы аудита необходимо
принимать во внимание вопросы, аналогичные
возникающим при подготовке общего плана
аудита.
Аудиторская организация - это
коммерческая организация, осуществляющая
аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие
аудиту услуги. Аудиторская организация
осуществляет свою деятельность по проведению
аудита после получения лицензии. Она
может быть создана в любой организационно
- правовой форме, за исключением открытого
акционерного общества. При этом не менее
50% кадрового состава аудиторской организации
должны составлять граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на территории
Российской Федерации, а в случае, если
руководителем аудиторской организации
является иностранный гражданин, - не менее
75%. В штате аудиторской организации должно
состоять не менее пяти аудиторов.
2. Права и обязанности
аудиторов и аудиторских организаций
и аудируемых лиц.
Основные права и обязанности
аудиторов, аудиторских организаций
и проверяемых субъектов определены
Законом об аудите и могут быть
конкретизированы при заключении договора.
В соответствии со ст. 5 данного Закона
индивидуальные аудиторы и аудиторские
организации имеют, в частности,
право:
а) самостоятельно определять формы
и методы аудита;
б) проверять у аудируемых лиц документацию
о финансово-хозяйственной деятельности,
получать разъяснения и дополнительные
сведения, необходимые для проверки;
в) отказаться от проведения аудиторской
проверки или от выражения своего
мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности в аудиторском
заключении в следующих случаях:
- непредставления
аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе
проверки обстоятельств, оказывающих
или могущих оказать существенное влияние
на мнение о степени достоверности финансовой
отчетности.
Данным правам аудиторов
и аудиторских организаций соответствуют
обязанности проверяемого субъекта
(ст. 6 Закона об аудите), в частности:
- а) создавать аудитору
(аудиторской организации) условия для
своевременного и полного проведения
аудиторской проверки, предоставлять
всю документацию, необходимую для ее
проведения, а также давать по запросу
аудитора разъяснения и объяснения в устной
и письменной форме, запрашивать необходимые
для проверки сведения у третьих лиц;
- б) оперативно устранять
выявленные аудиторской проверкой нарушения
порядка ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
- в) не предпринимать
действий в целях ограничения круга вопросов,
подлежащих выяснению в процессе проведения
аудиторской проверки;
- г) заключать договоры
на проведение обязательного аудита с
аудиторскими организациями в установленные
законодательством РФ сроки;
- д) своевременно
оплачивать услуга аудиторских организаций
(индивидуальных аудиторов) в соответствии
с договором независимо от высказанного
аудитором мнения, в том числе в случае
неполного выполнения аудиторами работы
по независящим от них причинам.
Закон предусматривает
широкий круг обязанностей для аудиторов
(аудиторских организаций). Так, аудиторы
(аудиторские организации) обязаны:
а) соблюдать при осуществлении
аудиторской деятельности требования
законодательства; б) предоставлять
аудируемому лицу по его требованию необходимую
информацию о требованиях законодательства,
касающихся аудита, а после ознакомления
с заключением аудитора - о нормативных
актах, на которых основываются изложенные
замечания и выводы; в) в срок, установленный
договором, передать заключение аудируемому
лицу или лицу, заключившему договор; г)
обеспечивать сохранность документов,
получаемых и составляемых в ходе аудиторской
проверки, не разглашать их содержание
без согласия аудируемого лица.
С обязанностями аудиторов
(аудиторских организаций) корреспондируют
предусмотренные ст. 6 вышеуказанного
Закона права аудируемых лиц и (или)
лиц, заключивших договор об оказании
аудиторских услуг.
Статьей 202 Уголовного кодекса РФ предусмотрена
ответственность за злоупотребление
полномочиями аудиторами, а именно
за использование частным аудитором
своих полномочий вопреки задачам
своей деятельности и в целях
извлечения выгод и преимуществ
для себя и для других лиц, либо
нанесение вреда другим лицам, если
это деяние причинило существенный
вред правам и законным интересам
граждан или организаций либо
охраняемым законом интересам общества
или государства. Среди обстоятельств,
отягчающих это преступление, в части
второй данной статьи указано злоупотребление
полномочиями в отношении заведомо
несовершеннолетнего или недееспособного.
Данное преступление совершается умышленно,
с целью извлечения выгод для
себя или других лиц либо нанесения
вреда другим лицам.
3. Виды аудиторских заключений
Различают
четыре вида аудиторских заключений:
безусловно положительное, условно-положительное,
отрицательное, отказ от выражения
мнения.
В
безусловно положительном аудиторском
заключении мнение аудиторской фирмы
о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта означает, что
эта отчетность подготовлена таким образом,
чтобы обеспечить во всех существенных
аспектах отражение активов и пассивов
экономического субъекта на отчетную
дату и финансовых результатов его деятельности
за отчетный период, исходя из нормативного
акта, регулирующего бухгалтерский учет
и отчетность в Российской Федерации.
В
условно положительном аудиторском
заключении мнение аудиторской фирмы
о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта означает,
что, за исключением определенных в
аудиторском заключении обстоятельств,
бухгалтерская отчетность подготовлена
таким образом, чтобы обеспечить
во всех существенных аспектах отражение
активов и пассивов экономического
субъекта на отчетную дату и финансовых
результатов его деятельности за
отчетный период, исходя из нормативного
акта, регулирующего бухгалтерский
учет и отчетность в Российской Федерации.
В
отрицательном аудиторском заключении
мнение аудиторской фирмы о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического
субъекта означает, что в связи
с определенными обстоятельствами
эта отчетность подготовлена таким
образом, что она не обеспечивает
во всех существенных аспектах отражение
активов и пассивов экономического
субъекта на отчетную дату и финансовых
результатов его деятельности за отчетный
период, исходя из нормативного акта, регулирующего
бухгалтерский учет и отчетность в Российской
Федерации.
Отказ
аудиторской фирмы от выражения
своего мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта в
аудиторском заключении означает, что
в результате определенных обстоятельств
аудиторская фирма не может выразить
и не выражает такое мнение в одной
из установленных настоящим порядком
форме.
Мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта должно
быть выражено так, чтобы этому субъекту
и пользователям были очевидны его
содержание и форма.
4. Как при проведении
аудита используются результаты
работы другого аудитора
Аудиторы в процессе
осуществления аудиторской деятельности
могут использовать результаты работы
третьих лиц: другого аудитора, внутреннего
аудитора, эксперта.
Главный аудитор - это аудитор,
отвечающий за подготовку заключения
по финансовой отчетности субъекта в
случае, когда такая отчетность включает
информацию по подразделениям или филиалам,
проверяемым другим аудитором.
Другой аудитор –
это лицо, проверяющее финансовую
информацию представительства или
филиала и включенную в финансовую
отчетность субъекта.
Аудитор должен определить,
может ли он действовать в качестве
главного аудитора. Для этого рассматриваются:
- значимость проверяемой им
части финансовой отчетности;
- его знания о деятельности
филиала или представительства;
- риск искажений в отчетности
филиала или представительства.
Главный аудитор должен
проанализировать профессиональную компетентность
другого аудитора. Например: может
обратиться в профессиональную организацию,
членом которой является другой аудитор;
опросить других аудиторов, которые
имели опыт работы с этим аудитором;
лично пообщаться с другим аудитором.
Главный аудитор может также
ознакомиться с рабочими документами,
которые составил другой аудитор
в ходе проверки.
Если главный аудитор
приходит к выводу, что он может
использовать результаты работы другого
аудитора, то в своей рабочей документации
он делает ссылки, что информация была
проверена другим аудитором, и указывает
все его индивидуальные характеристики.
Если работу другого аудитора нельзя
использовать, а главный аудитор
не может выполнить достаточные
процедуры в отношении информации
филиала или представительства,
то аудитор должен выразить положительное
мнение с оговоркой или отказаться
от выражения мнения.