План счетов бухгалтерского учета и бухгалтерские счета, лежащие в его основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Исследование особенностей счетов бухгалтерского учета как способа отражения данных о хозяйственной жизни предприятия, их классификация по различным признакам. Раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
1.1.Бухгалтерские счета как элемент метода бухгалтерского учета. 4
1.2. Классификация счетов бухгалтерского учета 5
1.3. Классификация счетов – основа построения плана счетов бухгалтерского учета. 9
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. 11
2.1.Определение, сущность и разработка плана счетов. 11
2.2.Значение и функции плана счетов 13
2.3. Структура плана счетов 14
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 15
3.1. Формирование счетов социалистического бухгалтерского учета и разработка первых планов счетов 16
3.2. Унификация планов счетов по отраслям народного хозяйства 17
3.3. Переход к единому плану счетов 21
3.4. План счетов в период становления рыночных отношений 24
3.5. Действующий план счетов бухгалтерского учета 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Файлы: 1 файл

курсовая Теско 355.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Итак, выделим  несколько этапов в эволюции плана  счетов бухгалтерского учета.

 

3.1. Формирование счетов социалистического бухгалтерского учета и разработка первых планов счетов

 

 

Чтобы упорядочить  текущий учет затрат на производство, Совещанием бухгалтеров государственной  промышленности в 1925 г. был разработан первый типовой план счетов, который  был объявлен Приказом по Высшему  совету народного хозяйства (ВСНХ) СССР и опубликован в журнале "Счетоводство" N 9 за 1925 г. под названием "Схема  распланировки счетов текущего учета". В августе 1926 г. Всесоюзное совещание  бухгалтеров государственной промышленности приняло несколько обновленную "Типовую  номенклатуру счетов текущего учета" и первую "Типовую схему корреспонденции  счетов", которые были опубликованы Центральной бухгалтерией ВСНХ СССР. 
Планы счетов 1925 и 1926 гг. отличались от дореволюционной системы счетов не только коренным преобразованием социальной природы учитываемых объектов, но и номенклатурой счетов. Появился ряд новых счетов, отражающих принципиально иные взаимоотношения предприятий с государством, а также с рабочими и служащими. Были введены счет "Фонд по улучшению быта рабочих" и регулирующий к нему контрпассивный счет расходов из этого фонда; расходно-распределительный счет "Начисления на заработную плату" (счет "Социальные расходы" в схеме 1925 г.), на котором отражались отчисления на социальное страхование, дополнительные расходы на оказание медицинской помощи, расходы на профессионально-техническое образование; контрпассивный счет "Отчисления в промфонд" (по номенклатуре 1925 г.), на нем учитывались взносы в Промбанк для финансирования капитальных вложений; счета уменьшения и увеличения уставного капитала, контрпассивный и дополняющий к счету "Уставного капитала" операционно-результатный счет "Ликвидация выбывшего имущества". 
В плане счетов 1926 г. для учета материалов было предусмотрено пять балансовых счетов: "Сырье и основные материалы", "Вспомогательные материалы", "Топливо", "Ремонтно-строительные материалы" и "Материалы в пути". Мелкие и малоценные инструменты, предметы оборудования и инвентаря, служащие менее года, было рекомендовано учитывать на счете "Вспомогательные материалы" либо на счете "Имущество и малоценные предметы в эксплуатации", а запасные части для ремонта машин - на счете "Ремонтно-строительные материалы" либо на особом счете "Машинные части и детали". Таким образом, к концу 1926 г. уже наметилась та группировка производственных запасов, которая применяется в настоящее время. Был расширен круг затрат, включаемых в себестоимость промышленной продукции. Счета "Налоги и сборы", "Страхование" и "Амортизация" приобрели характер расходно-распределительных счетов. До революции подобные затраты чаще всего учитывались на счете "Прибыли и убытки", минуя счета производства. Однако многие расходы и потери, которые позднее стали включать в себестоимость, в те годы продолжали относить на финансовые результаты: например, на счет "Прибыли и убытки" списывали убытки от ликвидации выбывшего имущества. Для исчисления себестоимости поступивших материалов был введен калькуляционный счет "Заготовление материалов". 
Для оприходования продукции по условным учетным ценам и последующего выявления разницы между фактической себестоимостью выпуска и его условной счетной оценкой был предназначен операционно-результатный счет "Выпуск готовых изделий и полуфабрикатов". Калькуляционные разницы, образовавшиеся на этом счете, списывались, как правило, на счет "Прибыли и убытки". 
Хотя план счетов 1926 г. не отличался сколько-нибудь значительно от плана 1925 г., нельзя не отметить одно его преимущество: вместо примерного перечня счетов производства по отдельным его отраслям - чугуноплавильного производства, производства сельскохозяйственных орудий, энергетических силовых станций и т.п. - в нем были предусмотрены четыре калькуляционных счета: "Основное производство", "Вспомогательные и обслуживающие производства", "Подсобные производства и хозяйства", "Побочные производства". Эта группировка с некоторыми вариациями сохранялась в типовых планах счетов до конца 1954 г. 
Особо следует отметить, что план счетов 1926 г. включал в себя синтетический счет "Имущество фонда улучшения быта рабочих и служащих". На первоначальную стоимость этого имущества уставный капитал не увеличивался. Такая практика учета основных средств, приобретенных или возведенных за счет собственных средств, заслуживает внимания и сегодня в связи с возрастающим объемом капитальных вложений, финансируемых самими организациями. 
План счетов 1926 г. с некоторыми изменениями действовал до конца 1932 г.

3.2. Унификация планов счетов по отраслям народного хозяйства

 

 

В январе 1932 г. ВСНХ СССР был разделен на три  наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности, а предприятия пищевой  промышленности переданы в ведение  наркомата снабжения. Совет труда  и Обороны СССР поручил названным  наркоматам пересмотреть действующее  положение по исчислению себестоимости  промышленной продукции для максимального  упрощения учетных и калькуляционных  работ и, в частности, уточнить перечень расходов, относимых на счет "Прибыли  и убытки". В соответствии с  этими указаниями в мае 1932 г. было издано Постановление Наркомата  тяжелой промышленности (НКТП) N 500 о  порядке составления калькуляций  себестоимости продукции, а в  январе 1933 г. Центральная бухгалтерия  НКТП выпустила разработанный применительно  к этому Постановлению план счетов текущего учета основной деятельности. Таким образом, с разукрупнением промышленных наркоматов начался период создания отраслевых планов счетов. 
Исходя из того, что снижение себестоимости продукции в те годы было основным показателем качества работы предприятия, был вновь значительно расширен круг затрат, включаемых в себестоимость (отклонения от плановой себестоимости материалов, недостачи материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков), штрафы, пени и неустойки уплаченные (за вычетом полученных), проценты уплаченные (за вычетом полученных), потери от простоев). В систему счетов были введены регулирующие контрарно-дополняющие счета "Отклонения от стоимости материалов", "Разница между фабрично-заводской себестоимостью и расчетной ценой товаров (на складе)" и "Разница между себестоимостью и расчетными ценами отгруженных товаров и выполненных работ". 
Увеличилось число расходно-распределительных счетов: с 8 в плане счетов 1925 г. до 14: "Основная зарплата", "Дополнительная зарплата", "Оплата сторонних лиц за работы, относящиеся к основной деятельности", "Начисления на зарплату", "Расходы по охране труда" (с четырьмя субсчетами), "Вербовка рабочих", "Текущий ремонт", "Амортизационные отчисления", "Расходы по рационализации", "Расходы по интехпомощи", "Цеховые расходы", "Специальные расходы", "Общезаводские расходы", "Общезаводские доходы, исключаемые из себестоимости производства". 
В декабре 1932 г. Наркомат легкой промышленности (НКЛП) СССР принял Приказ N 960, аналогичный Постановлению N 500 НКТП. На 1933 г. был введен и свой план счетов. Текущий учет материалов на складах предписывалось вести по фактической себестоимости, а отклонения плановой себестоимости выявлять лишь при отпуске материалов в производство; для этого предусматривался сопоставляющий счет "Отпуск материалов в производство". 
В связи с ростом капитальных вложений во второй пятилетке план счетов 1933 г., разработанный Наркомтяжпромом, выделял их на самостоятельный баланс. План счетов, утвержденный в том же году Наркомлегпромом, по-прежнему ориентировался на учет этих вложений в балансе основной промышленно-производственной деятельности. 
В июле 1936 г. был внесен ряд существенных изменений в учет основных средств. Помимо счета "Амортизационный фонд", который имел двойственный характер как фондового, так и контрактивного счета, введен регулирующий счет "Износ основных средств" к счету "Основные средства". 
Из состава основных средств были выделены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. С того же времени появился счет "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - сначала как субсчет к счету "Резерв предстоящих расходов", а начиная с 1939 г. - как самостоятельный контрактивный счет. 
Законодательно было закреплено выделение капитальных вложений на самостоятельный баланс. 
Единый счет амортизационного фонда был разделен на два: "Амортизационный фонд, подлежащий взносу в Промбанк" (по сути, расчетный кредиторский счет) и "Амортизационный фонд, выделенный в распоряжение директора предприятия на капитальный ремонт" (фондовый счет). 
В конце 1938 г. наркоматы машиностроения и тяжелой промышленности приняли новые основные положения, учитывая возросший удельный вес амортизации и других расходов на работу оборудования, которые выделяли амортизацию и прочие расходы из состава цеховых расходов. 
Разукрупнение промышленных наркоматов в течение последних предвоенных лет, вызванное ростом промышленного производства, повлекло за собой появление новых счетных планов. К 1941 г. в стране существовал 21 промышленный наркомат. Каждый наркомат вводил свои планы и объемистые руководства к ним. Хотя некоторые из планов мало отличались друг от друга, они вносили подчас ничем не оправданные различия в постановку учета в отраслях промышленности. 
Для устранения различий Наркомфин СССР 9 октября 1940 г. утвердил унифицированный план счетов текущего учета основной деятельности промышленных предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, применявшийся без существенных изменений до 1955 г., а в ноябре 1940 г. - краткие указания к нему. Выход обстоятельного руководства к нему задержался из-за Великой Отечественной войны до 1946 г. 
Характерной особенностью первого унифицированного плана счетов для промышленности было уменьшение числа счетов как первого, так и второго порядка. Кроме того, исходя из содержания и назначения, были уточнены наименования счетов. Все это в определенной мере способствовало упрощению учета, обобщению его данных в отраслевом и народно-хозяйственном масштабах, укреплению централизованного методологического руководства учетом, облегчению организации учета на предприятиях. 
В подробном руководстве к унифицированному плану счетов текущего учета основной деятельности промышленных предприятий, вышедшем в 1946 г., была дана характеристика разделов плана счетов, экономическое содержание каждого счета и отражаемых на нем объектов учета, а также типовая корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям. 
Сокращение номенклатуры счетов в плане счетов 1940 г. было достигнуто главным образом благодаря тому, что некоторые отчетные показатели, ранее вытекавшие из системы записей в счетах первого либо второго порядка, стали получать из записей низового аналитического учета. Так, вместо счетов отдельных видов основных средств (зданий, сооружений, силовых машин и т.д.) был предусмотрен один синтетический счет "Основные средства". В плане счетов 1940 г. уменьшилось число расходно-распределительных счетов: исключен счет "Заготовительно-складские расходы" - подобные расходы стали относить непосредственно на счет "Заготовление и приобретение материалов"; вместо нескольких расходно-распределительных счетов заработной платы оставлен один счет "Основная и дополнительная заработная плата"; исключен счет "Начисления на зарплату". То же можно сказать о регулирующих счетах: были исключены счета изменений уставного фонда и контрпассивные счета расходов за счет специальных фондов. Отражавшиеся на них операции стали учитываться непосредственно по счетам фондов. Разные потери и доходы начали отражать на счете "Прибыли и убытки". Было предложено ежемесячно закрывать этим счетом все счета реализации. 
План счетов 1940 г. сохранил текущий учет материалов и готовой продукции по плановой себестоимости. Однако реальность выявляемых отклонений и возможность использования их для оценки качества работы предприятий ставились под сомнение, так как учтенные отклонения от стоимости материалов во многих случаях не имели ничего общего с действительными отклонениями. Это происходило потому, что плановые цены появлялись нередко с большим опозданием и бухгалтеры пользовались условными ценами или установленными два-три года назад, называя их "плановыми". 
В плане счетов 1940 г. восстанавливался счет "Цеховые расходы" без подразделения на субсчета расходов, связанных с работой оборудования, и накладных расходов цехов, что было шагом назад. 
План счетов 1940 г. применялся с некоторыми изменениями до середины 1950-х гг. За этот период как в хозяйственной жизни страны, так и в области бухгалтерского учета произошли существенные изменения. В октябре 1949 г. вышло Письмо Минфина СССР о введении журнально-ордерной формы счетоводства. Изменились синтетический и аналитический учет, корреспонденция счетов, вышел ряд нормативных документов, в частности новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах. 
Данные обстоятельства потребовали пересмотра действовавших планов счетов. План счетов стал формироваться применительно к журнально-ордерной форме счетоводства, что потребовало сократить количество синтетических счетов. Из Плана счетов, утвержденного в 1946 г. Минфином СССР (упрощенный план счетов для предприятий местного подчинения), были исключены счета "Ликвидация основных средств", "Текущий ремонт", "Заготовление и приобретение материалов", "Результаты выполнения плана" и счета разниц в оценке готовой продукции. Объединены в один счет все счета реализации, все счета расчетов с поставщиками, все счета краткосрочных ссуд Госбанка. 
Можно спорить, насколько правильно это было сделано, так как исключенные из плана счета существовали в бухгалтерской жизни страны всегда. Без применения данных синтетических счетов становилось по меньшей мере проблематичным ведение учета на уровне предприятия. До плана счетов 1946 г. все нужные для бухгалтерской отчетности данные можно было получить из записей синтетического учета. При введении журнально-ордерной формы учета по ряду счетов были совмещены записи аналитического и синтетического учета. При такой форме учета аналитические записи по многим счетам либо предшествуют записям синтетического учета, либо их итоги становятся записями синтетического учета. Записи в Главной книге сохраняют контрольное значение, они служат для проверки равенства дебетовых и кредитовых оборотов всей совокупности счетных записей, а потому отпадает необходимость в развернутой номенклатуре счетов синтетического учета. 
Все это привело к далеко не всегда оправданным различиям между планом счетов и номенклатурой балансовых статей. 
Чтобы устранить параллельное применение в промышленности двух типовых планов счетов - развернутого плана счетов 1940 г. и краткого плана счетов 1949 г. - в ноябре 1954 г. Минфином СССР был утвержден по согласованию с ЦСУ СССР типовой план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных промышленных предприятий союзного и республиканского подчинения, состоящий из 79 синтетических счетов и 142 субсчетов, а в сентябре 1956 г. - сокращенный план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных промышленных предприятий местного подчинения, включающий 37 счетов и 64 субсчета. Это было предпосылкой для создания в дальнейшем единого плана счетов для ряда отраслей народного хозяйства.

3.3. Переход к единому плану счетов

 

 

В условиях многоотраслевой социалистической экономики, каким являлось народное хозяйство нашей страны в те годы, очень важно было обеспечить максимум единообразия учета на различных  предприятиях. Необходимо было создать  такой план счетов, который можно  применять и в промышленности, и в других отраслях народного  хозяйства.

В сентябре 1959 г. Минфин СССР по согласованию с  ЦСУ СССР утвердил единый план счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной  деятельности предприятий, строек и  хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Этот план назывался единым еще и  потому, что он был обязателен для  предприятий различных форм подчинения.

Однако, на наш  взгляд, название "единый" не совсем правильно отражало суть плана счетов. Дело в том, что он не являлся основой  для организации бухгалтерского учета во внешнеторговых, коммерческих, общественных, бюджетных предприятиях и организациях.

При разработке единого плана были учтены все  возможности уменьшения количества счетов первого порядка для "уменьшения трудоемкости". В едином плане  счетов количество синтетических счетов составило 69, в то время как в  отдельных типовых планах 1954 - 1956 гг. их число достигало 90. Но при сокращении счетов первого порядка необходимо было разукрупнить систему счетов второго  порядка, что по мнению автора, никак не снижало трудоемкости учетных работ.

Счета второго  порядка было рекомендовано применять  только в случае, если они необходимы для контроля и анализа, планирования и составления отчетности. Предприятиям и хозяйственным организациям предоставлялось  право вводить в план счетов субсчета исходя из особенностей их деятельности или исключать из него ненужные с разрешения совнархозов, министерств и ведомств. Возможность использования субсчетов в том количестве, которое необходимо предприятию, повышала аналитичность учета.

Были уточнены наименования многих синтетических  счетов и субсчетов. Трехзначный  код синтетических счетов был  заменен двухзначным.

В плане счетов 1959 г. были восстановлены счета: "Топливо", "Переоценка материальных ценностей", "Полуфабрикаты собственного производства", "Прочие денежные средства", "Расчеты  с бюджетом", а также увеличено  число субсчетов к ним, но номенклатура этих субсчетов была плохо увязана  с системой отчетных показателей.

Промышленные  предприятия для учета своих  производственных запасов пользовались в то время следующими счетами: 
05 "Сырье и материалы", субсчета 
1 "Сырье и основные материалы", 
2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия", 
3 "Вспомогательные материалы", 
4 "Запасы и продукция подсобного сельского хозяйства", 
- 5 "Тара и тарные материалы"; 
- 06 "Топливо"; 
- 08 "Запасные части"; 
- 09 "Молодняк животных и животные на откорме"; 
- 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", субсчета 
1 "На складе", 
- 2 "В эксплуатации; 
- 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов"; 
- 15 "Разницы от текущего регулирования оптовых цен".

Этот перечень счетов не совпадал ни с номенклатурой  балансовых статей производственных запасов, ни с номенклатурой затрат на производство по элементам.

В связи с  расширением прав предприятий Минфин СССР по согласованию с ЦСУ СССР Письмом от 28.04.1967 внес изменения  в учет основных фондов, реализации продукции, прибыли, поощрительных  и специальных фондов, банковских кредитов и ссуд.

Возникла  необходимость в трансформации  единого плана счетов бухгалтерского учета. Письмом от 30.05.1968 Минфин СССР объявил о введении с 1 января 1969 г. уточненного единого плана  счетов, в котором была оставлена  прежняя группировка счетов. Основные изменения касались количества синтетических  счетов, содержания и структуры отдельных  из них, а также группировки данных в разрезе субсчетов. Общее количество синтетических счетов возросло с 69 до 82. Увеличение произошло в основном за счет счетов, предназначенных для  использования в отдельных отраслях народного хозяйства, и разукрупнения  некоторых счетов для более четкого  отражения в них хозяйственных  операций.

Следующим этапом в развитии единого плана счетов бухгалтерского учета стал 1985 г.

Говоря о  причинах уточнения единого плана  счетов, выделим: во-первых, совершенствование  хозяйственного механизма в те годы потребовало введения в учетную  практику ряда новых показателей, повысились требования к контролю за сохранностью социалистической собственности и экономным расходованием государственных средств; во-вторых, за период, прошедший со времени утверждения предыдущего плана счетов, практика внесла значительные изменения в содержание отдельных счетов и, следовательно, в инструкцию по его применению. 
План счетов 1968 г. с внесенными в 1970 и 1979 гг. уточнениями в целом обеспечивал отражение всех хозяйственных операций в отраслях народного хозяйства, поэтому причин для его коренного пересмотра не было. Некоторые изменения все же требовалось произвести, в частности, предлагалось дополнить его счетами: 04 "Семена, корма, посадочный материал", 18 "Растениеводство", 19 "Животноводство", 68 "Расчеты по межхозяйственной кооперации", 88 "Специальные фонды", 97 "Расчеты с банком по ссудам населению".

Названия  некоторых счетов были изменены, тем  самым расширена сфера их применения во всех отраслях народного хозяйства: 10 "Заготовление товарно-материальных ценностей", 11 "Транспортно-заготовительные  расходы", 70 "Расчеты по заработной плате", 72 "Расчеты с населением", 87 "Поощрительные фонды".

Упразднили  отдельные счета, в частности, 15 "Разница  от текущего регулирования оптовых  цен", 22 "Расходы по эксплуатации транспорта и связи" (учет перенесен  на счет 20 "Основное производство" на соответствующие субсчета), 27 "Накладные  расходы" (на счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные  расходы"), 32 "Экспедиционные и  погрузочно-разгрузочные работы", 36 "Выполненные работы, оплачиваемые по степени готовности" (на счет 20), 52 "Счет в банке по доходам" (на счет 55 "Прочие счета в банках"), 53 "Счет в банке по разницам в ценах" (на счет 55), 65 "Расчеты по закупкам сельскохозяйственной продукции" (на счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), 66 "Расчеты по перевозкам и услугам" (на счет 60), 81 "Прочие отвлеченные средства" (на счета 85 "Уставный фонд", 86 "Амортизационный фонд"), 95 "Финансирование геолого-разведочных работ" (на счет 96 "Целевое финансирование и целевые поступления").

Структура Плана  счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной  деятельности объединений, предприятий  и организаций и Инструкция по его применению 1985 г. были утверждены по согласованию с ЦСУ СССР Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 N 40 и вводились  в действие с 1 января 1986 г. Структура  Плана счетов 1985 г. в основном была сохранена по сравнению с планом 1968 г. Раздел VII назван "Финансовые результаты и использование прибыли", в который включены счета 80 "Прибыли и убытки", 81 "Использование прибыли", 82 "Использование кредитов банка за счет прибыли и фондов", 83 "Доходы будущих периодов" и 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а разд. VII "Отвлеченные средства", VIII "Недостачи и потери" и XI "Финансовые результаты" были исключены.

Уточнения эти  производились на основании экономического анализа процессов, происходящих в  хозяйственном механизме.

3.4. План счетов в период становления рыночных отношений

 

 

После 1986 г. в стране происходили глубокие изменения  в управлении экономикой, внедрение  и освоение новых методов хозяйствования. Нужно было решать многие проблемы планирования, ценообразования, материально-технического обеспечения, финансов и кредита, организации и оплаты труда. С перестройкой всей экономики остро встал вопрос совершенствования бухгалтерского учета, одним из первых шагов в этом направлении оказался переход на новый план счетов. 
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению были утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56. Этот План счетов на территории Российской Федерации применяли с 1992 г. все организации (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущие учет методом двойной записи. 
План разрабатывался с участием экспертов транснациональных корпораций ООН. Специалисты международных организаций были привлечены для разработки плана счетов и новой методологии бухгалтерского учета с целью привести отечественный учет в соответствие с международными правилами. 
Для учета специфических операций организации могли по согласованию с Минфином России (или другими органами) вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета (первого порядка), используя свободные коды счетов. Субсчета, перечисленные в Плане счетов, использовались исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могли уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять их. Организации не обязаны были использовать все синтетические счета, приведенные в плане счетов. 
Порядок ведения аналитического учета устанавливался организацией, исходя из положений Инструкции по применению плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета. 
Раздел I был переименован в "Основные средства и другие долгосрочные вложения", разд. VIII - в "Капитал и резервы". Количество забалансовых счетов увеличилось, они не имели нумерации раздела. 
В разд. I были включены новые счета для отражения имущества, созданного в процессе научно-технического прогресса и новых экономических отношений: 03 "Доходные вложения в материальные ценности"; 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов"; 06 "Долгосрочные финансовые вложения". Счет 08 "Капитальные вложения" перенесен из разд. III и в нем изменены субсчета. 
Раздел III дополнен счетом 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам". В счетах реализации были выделены счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов". Для учета ценных бумаг вводился счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения". 
В разд. VI появились счета 75 "Расчеты с учредителями" с субсчетами по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов (необходимость в его образовании возникла при создании в стране предприятий различных форм собственности - акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью); 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами"; субсчета счета 61 стали самостоятельными счетами первого порядка. 
В разд. VII внесен счет 82 "Оценочные резервы" для учета резервов по сомнительным долгам и резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. 
Раздел VIII дополнен счетами 86 "Резервный капитал", 87 "Добавочный капитал" (суммы прироста стоимости при переоценке; эмиссионный доход от реализации ценных бумаг; стоимость безвозмездно полученных средств - учитывалась до 01.01.2000); 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"; счет 85 "Уставный фонд" стал называться "Уставный капитал". 
И наконец, разд. IX включил счета 94 "Краткосрочные займы" и 95 "Долгосрочные займы"; 97 "Арендные обязательства" (не применяется с 01.01.1997). 
В забалансовые счета добавлены счета 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию", 008 и 009 - обеспечения полученные и выданные, 014 и 015 - счета износа, 021 "Основные средства, сданные в аренду". 
План счетов бухгалтерского учета 1991 г. изменялся Приказами Минфина России от 28.12.1994 N 173; от 28.07.1995 N 81; от 27.03.1996 N 31 и от 17.02.1997 N 15. После всех изменений в Плане счетов имелось 22 резервных кода плюс 77 заполненных. Практически хозяйствующие субъекты использовали 60 счетов; 31 счет содержал фиксированную структуру субсчетов и на 5 счетах содержание и название субсчетов уточнялись предприятиями. В плане было задействовано 6 регулирующих счетов. 
Формально План счетов 1991 г. почти ничего не изменил - ликвидировали 19 счетов и ввели 17 новых, связанных с особенностями рыночной экономики.

Информация о работе План счетов бухгалтерского учета и бухгалтерские счета, лежащие в его основе