Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:59, реферат
В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит ежегодной аудиторской проверке.
К таким субъектам относятся:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
Введение
1. Общие положения
2. Принципы планирования
3. Этапы планирования
3.1 Предварительное планирование
3.2 Подготовка и составление общего плана
3.3 Подготовка и составление программы аудита
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НОУ ВПО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Аудит»
Тема:
«Планирование аудита»
По специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Выполнила: Оленева
Виктория Евгеньевна
Проверила: Липухина
Марина Анатольевна
Новокузнецк, 2009г.
Содержание
Введение
1. Общие положения
2. Принципы планирования
3. Этапы планирования
3.1 Предварительное планирование
3.2 Подготовка и составление общего плана
3.3 Подготовка и составление программы аудита
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит ежегодной аудиторской проверке.
К таким субъектам относятся:
1) организация имеет
2) организация является
кредитной организацией, бюро кредитных
историй, страховой организацией, обществом
взаимного страхования, товарной
или фондовой биржей, инвестиционным
фондом, государственным внебюджетным
фондом, фондом, источником образования
средств которого являются
3) объем выручки от продажи
продукции (выполнения работ, оказания
услуг) организации (за исключением
сельскохозяйственных
Под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Эта деятельность включает оказание услуг: осуществление независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых расчетов, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов а также постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства; обучение и др.
В Федеральном Законе дается следующее определение аудита:
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Главная цель аудита - определение достоверности финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Различают аудит внутренний и внешний.
Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутреннего контроля, а также о достоверности годового отчета. Такое заключение является основанием для утверждения или неутверждения (отказа от утверждения) проверенного годового бухгалтерского отчета. Организация сама вправе выбрать аудитора для проведения проверки.
Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки заключения.
Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
1. Планирование аудита;
2. Получение аудиторских доказательств;
3. Использование работы
других лиц и контакты с
руководством экономического
4. Документирование аудита;
5. Обобщение выводов, формирование
и выражение мнения о
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
1. Общие положения
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в России "Планирование аудита" создано на базе международного стандарта аудита МСА 300. Основные принципы этих стандартов очень близки.
Причем российский стандарт более подробный и практичный документ Российское правило (стандарт) в этой части содержит много дополнительного материала по сравнению с международным аналогом. Вместе с тем опыт совместной работы с ведущими западными аудиторскими фирмами показал, что они уделяют большое внимание предварительному знакомству с потенциальным клиентом и внутренние правила их работы часто содержат много требований, близких к требованиям российского правила (стандарта) "Планирование аудита".
Некоторые особенности аудиторского задания, которые предписывается включать в общий план аудита, обязательны для отражения. Например, выполняется ли для проверяемого предприятия допущение непрерывности его деятельности, существуют ли у клиента заслуживающие внимания аудитора родственные и зависимые организации. Требуется также отразить в общем плане аудита, какие особенности имеет данная проверка, не содержится ли в контракте каких-либо необычных дополнительных условий (необычные требования по предоставлению заказчику дополнительных сведений и отчетов, договоренность об оказании сопутствующих аудиту услуг и т.п.). Поэтому автор рекомендует включать все вышеперечисленные пункты в общий план аудита для приближения уровня наших аудиторских проверок к международному стандарту аудита
Но и в России и на Западе процесс планирования включает в себя:
- стадию изучения деятельности
клиента (аудируемого лица) - получение
базовой информации о клиенте,
включая информацию о
- стадию оценки возможных
аудиторских рисков - определение
уровня существенности и
- организационную (механическую)
стадию - на этой стадии решаются
вопросы организации работы
Поэтому на стадии изучения выявляются области, значимые для аудита, и оценивается эффективность системы внутреннего контроля.
На стадии оценки устанавливается приемлемый уровень существенности, изучается и оценивается аудиторский риск.
Уровень существенности определяется в соответствии с утвержденной методикой в отношении всей бухгалтерской отчетности клиента.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность проверяемой организации может содержать невыявленные существенные ошибки и/или искажения после подтверждения ее достоверности или что будет признано, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Причем аудиторский риск состоит из трех компонентов:
1) внутрихозяйственный риск;
2) риск средств контроля;
3) риск необнаружения ошибок и т.п.
При оценке рисков применяется обычно не более трех их градаций, например:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий.
2. Принципы планирования
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма - обязательства и до заключения договора о проведении аудита.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:
- комплексности;
- непрерывности;
- оптимальности планирования.
Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным в отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить его вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
- предварительное планирование;
- подготовка и составление общего плана;
- подготовка и составление программы аудита.
3. Этапы планирования
3.1 Предварительное планирование
Для эффективного планирования аудита до написания письма - обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомится с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
- внешних факторах, влияющих
на деятельность
- внутренних факторах, влияющих
на деятельность
Аудитору также следует ознакомится с:
- организационно-управленческой
структурой экономического
- видами производственной деятельности, номенклатурой выпускаемой продукции;
- структурами капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);
- технологическими
- уровнем рентабельности;
- основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
- порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- существованием дочерних и зависимых организаций;
- системой внутреннего контроля;
- принципами формирования оплаты труда персонала.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
- устав экономического субъекта;
- документы о регистрации экономического субъекта;
- протоколы заседаний
Совета директоров, собраний акционеров
либо других аналогичных
- документы, регламентирующие
учетную политику
- бухгалтерская отчетность;
- статистическая отчетность;
- документы планирования
деятельности экономического
- контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
- внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
- внутрифирменные инструкции;
- материалы налоговых проверок;
- материалы судебных и арбитражных исков;
- документы, регламентирующие
производственную и
- сведения, полученные из
бесед с руководством и
- информация, полученная
при осмотре экономического
На этапе предварительного планирования организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
При планировании состава специалистов, входящих в группу аудиторской организации обязаны учитывать:
- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
- предполагаемые сроки работы;
- количественный состав;
- должностной уровень членов группы;
- преемственность персонала;
- квалификационный уровень членов группы.
3.2 Подготовка и составление общего плана
Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку ее риска (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет такую информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.