Планирование аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе рассматриваются планирование аудиторской проверки, составление плана и программы.
Общие принципы планирования аудиторской проверки изложены в стандарте аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96, протокол № 6).
Целью этого стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская  отчетность экономического субъекта может  содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

    1. внутрихозяйственный риск;
    2. риск средств контроля;
    3. риск необнаружения.

Аудитор обязан изучать эти риски  в ходе работы, оценивать их и  документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий, средний, низкий (возможно применение большего количества градаций).

Внутрихозяйственный риск характеризует  степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статей баланса однотипных групп хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.(28)

Риск средств контроля характеризует  степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего  контроля экономического субъекта, т.е. риск, заключающийся в том, что существующие и регулярно применяемые средства этих систем не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.(3)

Риск необнаружения характеризует  вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие существенные нарушения. Риск необнаружения – показатель эффективности и качества работы аудитора – зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью данного экономического субъекта.

При планировании проверки аудитор  обязан учесть факторы, которые могут  вызвать существенные искажения  бухгалтерской отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня существенности принимает аудитор для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать особенно внимательно и в каких случаях будет применять аудиторскую выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенность, тем ниже общий аудиторский риск, и наоборот.(8)

После сбора и оценки первоначальной информации и предварительного суждения об уровне существенности показателей и эффективности внутреннего контроля аудитору  важно оценить приемлемую  степень риска суммированием всех выявленных рисков и данных о соответствующих контрольных процедурах, учитывая различные аспекты эффективности проверки.(9)

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

При выборе необходимых аудиторских  процедур предпочтение должно отдаваться тем процедурам, которые в наибольшей степени позволяют выявить возможные ошибки. По характеру эти процедуры можно подразделить на тесты, позволяющие определить эффективность систем внутреннего контроля, и на тесты, выявляющие ошибки по счетам и регистрам (аналитические процедуры). Аналитические процедуры могут быть использованы как для проверки остатков по отдельным бухгалтерским счетам, так и для оценки финансовой отчетности предприятия в целом. Аналитические процедуры могут приемлемы, когда они подтверждаются другими процедурами, например, сравнение с предыдущими периодами и выявление тенденций.(12)

Результаты проводимых аудиторских  организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует  детально документировать, так как  эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

 

2. РАЗРАБОТКА ОБЩЕГО ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКИ


2.1. Общий план  проведения аудиторской проверки

 

После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы. (21)

Составляя общий план и программу  аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть  сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.(22)

В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть

-какие конкретные области надо  изучить, чтобы аудит был объективен;

-какие существенные моменты  следует охватить;

-какие выборочные планы  надо разработать;

-формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию  специалистов;

-распределение аудиторов в соответствии  с их профессиональными качествами  и должностными уровнями по  конкретным участкам проверки;

-с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;

-бюджет рабочего времени для  каждого этапа проверки;

-предполагаемые сроки работы группы;

-инструктирование всех членов  группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;

-контроль руководителя за выполнением  плана и качеством работы ассистентов  аудитора, за ведением ими рабочей документации.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость  привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

Общий план проверки оформляется в  виде таблицы (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Общий план аудиторской проверки

Проверяемая организация

 

Период аудиторской проверки

 

Количество человеко-часов

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Руководитель аудиторской группы

 

Состав аудиторской группы

 

Планируемый аудиторский риск

 

Планируемый уровень существенности

 

 

Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской группы:

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудиторской проверки может иметь следующий вид:

-учредительные и другие общие  документы организации (устав,  лицензии, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и т.п.);

-учетная политика предприятия;

-основные средства;

-нематериальные активы;

-производственные запасы;

-расчеты по оплате труда;

-затраты на производство;

-готовая продукция, товары и  реализация;

-денежные средства;

-расчеты (с покупателями, с поставщиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами);

-финансовые результаты и использование  прибыли;

-капитал и резервы;

-кредиты и финансирование;

-учет по забалансовым счетам;

-бухгалтерская отчетность и  приложения

Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел в проверяемой компании.

2.2. Программа  аудиторской проверки

 

Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана  аудита. Программа  является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита (см. приложение). Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля  за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы. (27)

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует  составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в  зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.(41)

Выводы аудитора по каждому разделу  аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

На примере предприятия  ООО «УДР» проведем аудиторскую проверку кассовых операций.

Нормативной базой при  проведении аудита кассовых операций являются следующие документы:

- Федеральный закон  №119 « Об аудиторской деятельности»

- Федеральный закон  № 129- ФЗ « О бухгалтерском  учете»

-Инструкция ЦБ РФ « Порядок ведения кассовых операций»

-Учетная политика предприятия

-Рабочий план счетов

Для проверки учета кассовых операций на предприятии ООО «Уралдомнаремонт»  в таблице представлена аудиторская  программа, предусматривающая возможность  выбора процедур. Реализация ее позволяет получить объективные данные об эффективности контроля и достоверности учетных записей.

                 Таблица .2

 

Программа аудита кассовых операций

Тесты контроля

Процедуры (приемы) контроля

Проверяемые документы


 

Продолжение таблицы 2

 

1

Установление соответствия данных регистров учета кассовых операций с записями в Главной  книге

Проверка соответствия документов

Приходно-расходные ордера, кассовая книга ведомости, журналы-ордера

2

Выборочная инвентаризация кассы

Пересчет, прослеживание

 Результаты инвентаризации,

2

Проверка рабочего плана  счетов

Проверка

Рабочий план счетов

3

Проверить данные инвентаризации кассовых операций и сравнить ее с  результатами данными аналитического учета

Сверка

Инвентаризационные акты, денежных средств в кассе

4

Подготовить список поступления  денежных средств  :

а) подтвердить соответствующие  подписи

б)проверить документально  правильность определения и полноту  отражения в учете поступления  денег в кассу

Сопоставление

Приходные, расходные  кассовые ордера

5

Проверить правильность выдачи зарплаты из кассы

Аналитические расчеты, арифметическая проверка

Расчетно–платежные  документы,

6

Проверить соблюдения лимита денег в кассе

Кассовая заявка

Кассовая заявка

7

Проверить правильность отнесения кассовых операций на синтетические  счета бухгалтерского учета

Сопоставление с рабочим  планом счетов

Кассовые документы, журналы  ордера

8

Проверить правильность расчета и отражения на счетах депанированной зарплаты

Проверка

Расчетно-платежные ведомости

9

Проверка правильности корреспонденции счетов по учету  денежных средств

Проверка

Журналы-ордера

10

Проверка правильности ведения аналитического учета

Сопоставление

Бухгалтерские проводки по учету основных средств

Информация о работе Планирование аудиторской проверки