Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение издержек обращения, его понятия, состава и методики расчёта.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике;
Изучить факторы, влияющие на издержки обращения;
Рассмотреть классификацию издержек обращения;
Изучить планирование издержек обращения.
2. Групповая структура
товарооборота. Различным
3. Скорость обращения
товаров. Чем ниже период
4. Уровень производительности
труда работников. Чем выше объем
товарооборота, приходящегося
5. Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет неторговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.
6. Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньше объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.
Сумма и уровень издержек обращения находятся под воздействием фактора цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.
Для расчета влияния цен на уровень издержек обращения необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, индексах должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами и займами. Затем уровень издержек обращения по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых дает влияние ценового фактора.
Учет этих факторов позволяет
более эффективно управлять издержками
обращения торгового
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объему реализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.
Чистые издержки обращения - затраты, связанные с товарной формой продукта и функций материального обеспечения по осуществлению смены форм стоимости. К ним относятся затраты, связанные с временем реализации товаров, ведением учета, денежным обращением. Эти издержки в отличии от дополнительных не увеличивают стоимости материальных ценностей и возмещающихся за счет чистого дохода, который создается трудом в отраслях материального производства. Эти издержки составляют незначительную величину.
Дополнительные издержки обращения - затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения. Это расходы по транспортировке продукции, хранению ее на складах, подготовке к потреблению, придание товарного вида: доработка, сортировка, фасовка, упаковка. Транспортировка товаров, доставка их из пунктов производства в районы потребления являются завершением производственного процесса, так как только в результате осуществления этих операций товар приобретает реальную потребительную стоимость и становится готовым к потреблению.
Подготовка товаров к потреблению доработка, сортировка, упаковка, хранение способствуют удовлетворению определенных потребностей. Эти операции не увеличивают стоимости товаров, но предохраняют их от порчи, от потерь, сохраняют созданную стоимость, что равносильно ее увеличению. Труд работников, выполняющих эти операции участвует в создании стоимости товара, переносит на товар стоимость потребленных материалов и средств труда и создает новую стоимость, в том числе и чистый доход общества. Дополнительные издержки обращения являются основными и преобладающими, участвуя в увеличении стоимости товара, не переносят всей суммы на стоимость товара, так как стоимость определяется не всяким, а только общественно-необходимым трудом. Следовательно, в стоимость товара войдут лишь те издержки обращения, которые необходимы при данном уровне развития транспорта, складского и тарного хозяйства, при рациональной организации доставки, хранения товаров. Вновь созданная стоимость товара и является источником покрытия дополнительных издержек обращения.
По отношения к объему реализации товаров издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменными называются такие издержки обращения, которые в прямой зависимости от объема и структуры товарооборота и изменяются вместе с ним. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, хранению, подработке, подсортировке и упаковке товаров, проценты за пользование банковским кредитом, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм естественной убыли, расходы на тару и большая часть статьи “Прочие расходы”.
С увеличением товарооборота в основном пропорционально увеличиваются абсолютные суммы условно-переменных издержек обращения, однако относительная величина их обычно снижается.
Условно-постоянными называются такие издержки обращения, абсолютные суммы которых не изменяются или изменяются незначительно с увеличением товарооборота. К этим издержкам относятся затраты на аренду, амортизацию, содержание и ремонт основных средств, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы на торговую рекламу и частично статью “Прочие расходы”.
Прежде всего выделяют внешние или явные издержки и внутренние или неявные издержки. Как правило основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства. Другими словами – это ее фактические расходы на оборудование , сырье , энергию , полуфабрикаты , заработную плату , аренду помещения и т.д.
Вместе с тем, часто фирма использует ресурсы , которые принадлежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения , профессиональные навыки владельца фирмы и т.п.) . Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов , они для нее являются как бы «бесплатными» . Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ничего не бывает , каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость . Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении , т.е. с определенными издержками . Такие альтернативные издержки использования ресурсов , принадлежащих самой фирме , называются неявными издержками . Например , владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату , не получает арендной платы за здание , в котором находится магазин . Если он вкладывает денежные средства в торговлю , то не получает так называемую нормальную прибыль . В противном случае он не будет заниматься этим делом . Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек .Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки) , их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений , что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы . Исходя из этого , в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов , в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя , необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Так , в нормальную прибыль войдут : процент на собственный капитал , арендная плата , которую можно было бы получить , сдавая внаем собственное здание , доход от продажи собственных услуг труда и т.п. , как мы уже отметили выше.
Некоторые явные издержки , однако , не принимаются в расчет при принятии экономических решений . Это так называемые невозвратные издержки – одноразовые издержки , которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия . К невозвратным издержкам относятся , например , затраты на изготовление вывески с названием фирмы . Невозвратные издержки не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки . В связи со сказанным выше , имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль .
Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками . Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными , включая нормальную прибыль предпринимателя) . Таким образом , экономическая прибыль представляет собой доход , полученный сверх нормальной прибыли .
Научная классификация издержек обращения предопределяется содержанием и структурой занятого в торговле живого и овеществленного труда, характером услуг, оказываемых торговле другими отраслями хозяйства. В соответствии с этим издержки обращения торговли делятся на следующие группы:
План издержек обращения отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли.
В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения. зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий.
Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.
С учетом указанных факторов торги (объединения, фирмы) составляют проект плана издержек обращения и представляют его в управление торговли, а последние — в министерства торговли союзных республик. Согласованный и увязанный с расчетами прибыли, фондами стимулирования проект плана издержек обращения служит для обоснования указанных планов в низовых звеньях торговли и общественного питания.
В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.
Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.
В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям.
Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100.
Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.
В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и др.).
С увеличением объема товарооборота уровень издержек обращения снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут расти издержки обращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния товарооборота издержки принято делить на условно-переменные (транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы и др.