Поддержка малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:50, реферат

Описание работы

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.

Содержание работы

Введение
1.Понятие малого бизнеса……………………………………………………4
2. Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...5
3. Преимущества малого бизнеса……………………………………………7
4. Недостатки малого бизнеса……………………………………………….8
5. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….8
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса…………………………………..10
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………….....12
6. Помощь малому бизнесу западный опыт………………………………..13
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БУ.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

2. Имущественная поддержка (ст.18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

3. Информационная поддержка  (ст.19) - осуществляется в виде  создания федеральных, региональных  и муниципальных информационных  систем и информационно-телекоммуникационных  сетей и обеспечения их функционирования  в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка  (ст.20) - осуществляется в виде:

- создания организаций,  образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства и оказывающих  консультационные услуги субъектам  малого и среднего предпринимательства,  и обеспечения деятельности таких  организаций

- компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных  субъектами малого и среднего  предпринимательства, на оплату  консультационных услуг.

Кроме того, в Законе N 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

- поддержка в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров (ст.21);

- поддержка в области  инноваций и промышленного производства (ст.22);

- поддержка в области  ремесленной деятельности (ст.23);

- поддержка субъектов,  осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность (ст.24);

- поддержка субъектов,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность (ст.25).

4. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах

 

 

 

 

5.1 Прямая поддержка малого бизнеса

 

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные  субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

Приоритетными отраслями  в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство  и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных  ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете  постоянно сокращается. В России они также не могут служить  основным средством поддержки малого бизнеса, потому что способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует  признать аграрную сферу. В Соединенных  Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения  проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

Кроме того, прямая поддержка  малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения  квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы  собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается  сфера деятельности и тенденции  её развития, конкурентная позиция  фирмы и её доля на рынке, качество менеджмент а и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние  банковского счета, показатели баланса  и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный  процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу  в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего  оставляют свои активы в тени и  не имеют на своем балансе основных фондов для залога.

Необходимо также поддерживать региональные малые и средние  банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем  снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном  банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые  полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае - у зарубежных инвесторов под 17-20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов  магазинов, кафе и предприятий сферы  услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

Упрощенная система налогообложения  позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и  полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы  выручки. В результате налоговая  нагрузка снижается в 2-2,5 раза, и  уменьшаются расходы на налоговый  учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности.

Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента  регистрации, а при фактическом  начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной  системы поддержки малого бизнеса.

 

5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса

 

Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % - на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются  с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг Аутсорсинг - (в переводе с английского - заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами, особенно иностранными или теми, которые не имеют профсоюза). Он заключается в передаче функций разработки, производства, технической поддержки сбыта продукции, обслуживания, администрирования, финансирования и других бизнес-услуг высококвалифицированным специалистам сторонней организации главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

На долю лизинга в России приходится лишь 4-5 % общей суммы  инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства  и крупного бизнеса, эффективнее  всего решают основную проблему конкурентоспособности  малого бизнеса - быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

Венчурное финансирование в  развитых зарубежных странах покрывает  до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании  со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и  разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных  фирм, помогает сдержать эмиграцию  специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

 

6. Помощь малому бизнесу западный опыт

 

Предел мечтаний для представителей малого бизнеса России, Украины и других независимых государств бывшего СССР в том, чтобы их государство просто не мешало им жить и работать: многочисленными проверками (МВД, ГНА, СЭС, пожарные, Гостандарт, всего несколько десятков контролирующих инстанций), правовым бесправием предпринимателей, запутанной формой бухгалтерского учета, наконец, откровенным беспределом и поборами МВД и др. проверяющих органов.

На Западе совсем по иному. Там всерьез считают, что малый бизнес нуждается в помощи и поддержке, он ведь малый. Поэтому на Западе создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. Она осуществляется в различных формах:

 ● Защита на уровне  законодательства. В западных странах  законодательство относительно  малого бизнеса является стабильным, прозрачным и внятным, оно подчинено  устранению бюрократических препон, а значит, способствует развитию  бизнеса. Практически во всех  странах регистрация предприятия  является простой и быстрой  процедурой. Например, в Испании  предприниматель получает подтверждение  уже спустя сутки после подачи  документов. Сама регистрация проводится  в режиме «одного окна». В  США можно регистрироваться даже  по домашнему адресу, что особенно  распространено для бизнеса, связанного, например, с программированием. В  Америке нет ограничений для  предпринимателей по найму работников, достаточно получить специальный  номер в налоговой службе для  уплаты налогов за своих работников. А в Германии принят закон,  упрощающий передачу бизнеса  наследнику. Если он хотя бы 10 лет будет вести дела в прежних  объёмах, его полностью освободят  от уплаты полагающегося налога. В Великобритании закон даёт  право малым предприятиям с  числом занятых до 50 человек, откладывать  оплату за полученные товары  и услуги на месяц.

 ● Гарантированная  помощь малому бизнесу в получении... государственных заказов. Например, в США уже давно 23% заказов  госбюджета непременно достаётся  малому бизнесу. В кризис администрация  Обамы увеличила эту долю до 26% всех госзакупок. Более того, если заказ слишком крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20% оборонных заказов.

 ● Дешёвые кредиты  малому бизнесу. Известно заявление  Обамы о готовности предоставить малому бизнесу $30 миллиардов, которые вернули по программе TARP американские банки. Они пойдут на дешевые кредиты (4-6% вместо обычных — 8-15%). В США льготный кредит для малого бизнеса составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования малых предприятий существует специальный фонд объемом €2 млрд. В Германии в кризис выросло число микрокредитов (до €25 тыс.), кстати, выдаются они под невиданные на постсоветском пространстве под 4—6% годовых (обычные кредиты в разы больше). Так что знаменитое: «банк - это место, где вам с удовольствием одолжат денег... если вы докажете, что зарабатываете достаточно, чтобы в них не нуждаться» для немецкого малого бизнеса не актуально. А в Южной Корее в своё время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно малые предприятия.

 ● Налоговые льготы  малому бизнесу. Одной из самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат (в Испании – на 5 лет), в кризис налог на прибыль снизили с 39% до менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды соцстрахования (взнос по безработице – с 6,5% до 3,3%). Во Франции созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов, снижаются другие налоги, для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения, иногда им даже выплачиваются подъёмные. В США малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы в 19% (стандартная ставка – 33%). Там бизнесмен может сэкономить на налоге за счёт собственного отпуска. В кризис правительство Италии объявило о годовом моратории по ипотеке и некоторым другим видам долга для средних и малых компаний. Так что проводимая на постсоветском пространстве налоговая политика явно идёт вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально «убивает» малое предпринимательство, порой оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Воистину, западному предпринимателю трудно понять российскую шутку "хочешь завести маленький бизнес, купи большой и заплати один раз все налоги".

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в России