Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат в строительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета и формирования отчетных показателей по данному участку ООО «Строймонтаж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение законодательных актов и отраслевых рекомендаций по аудиту затрат в строительстве;
- ознакомление с организационной структурой, ведением учета и системой документооборота аудируемого предприятия
Введение …………………………………………………………………-3-
Глава 1. Теоретическая часть
Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве...-5-
Цели и задачи аудита затрат строительной организации……….-7-
Этапы аудита затрат в строительных организациях…………….-8-
Глава 2. Практическая часть.
Проведение аудита на ООО «Строймонтаж».
2.1. I этап – Подготовительный
аудиторской проверки на примере ООО «Строймонтаж» .…….-13-
2.2. II-этап: Планирование аудита. ……………………………………-22-
2.3. III – Проведение аудита……………………………………………-26-
2.4. IV этап - Аудиторское заключение для ООО «Строймонтаж».…-38-
Заключение……………………………………………..………………..-40-
Список использованной литературы…………………………………..-43-
По итогам проведенных тестов (табл. 3- 4) можно сделать вывод, о том, что учет ведется на высоком уровне и внутрихозяйственный риск низкий.
2.2. II-этап: Планирование аудита.
Оценка уровня существенности производится на основании бухгалтерской отчетности ООО «Строймонтаж» и представляется в табличной форме (табл. 5) с использованием системы базовых показателей:
Таблица 5. Расчет уровня существенности на ОАО «Строймонтаж»
Базовый показатель |
Источник информации |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Уровень существенности, % |
Сумма уровня существенности, тыс. руб. |
1.Нераспределенная прибыль |
Баланс |
28076 |
5 |
1404 |
2. Выручка без НДС |
Отчет о финансовых результатах |
473629 |
2 |
9472 |
3. Валюта баланса |
Баланс |
306351 |
2 |
6127 |
4.Собственный капитал |
Баланс |
44041 |
10 |
4404 |
5. Общие затраты |
Отчет о финансовых результатах |
454684 |
2 |
9093 |
Итого: |
30500 |
1. Расчет среднестатистического
значения уровня
30500/5=6100
2. Расчет отклонения наименьшего
значения уровня
(6100 – 1404)/6100*100%= 77%
3. Расчет отклонения наибольшего
значения уровня
(9472-6100)/6100*100%=155,3%
Требования стандарта не выполняются, т.к. отклонение среднего значения составляет более 20%. Рассчитываем новое среднее значение,:
(6127+4404+9093)/3=6541 т.р.
(6541-4404)/6541*100% = 32%
Условие стандарта «Существенность в аудите» опять не выполняются. Соответственно за уровень существенности берем наименьшее значение – 1404 тыс. руб. Следующим этапом планирования является разработка общего плана и программы аудита с учетом величины аудиторского риска (табл. 6).
Таблица 2.6 План программы аудита затрат на ООО «Строймонтаж»
№ п/п |
Планируемые виды работ |
1. |
Проверка расчетов с субподрядчиками Документы для проверки: договора строительного подряда заключенные с субподрядчиками; регистры бухгалтерского учета по счету 20 Аудиторские процедуры: инспектирование (проверка записей, документов); пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях и выполнение аудитором самостоятельных расчетов). |
2. |
Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства. Документы для проверки: производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме № КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма № М-19) по материально ответственному лицу - производителю работ, начальнику строительного участка; форма № М-29 - ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; регистры бухгалтерского учета по счету 10. Аудиторские процедуры: инспектирование |
3. |
Проверка операций по учету расчетов по оплате труда. Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ; штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табелями учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежными или расчетными ведомостями; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 70. Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет. |
4. |
Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов Документы для проверки: договоры на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменные рапорта о работе машин и механизмов; путевые листы; корешки путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовые отчеты (если ГСМ приобретались за наличный расчет; заправочные ведомости; акты на установку и списание, запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета по счету 25 Аудиторские процедуры: инспектирование |
5. |
Проверка накладных расходов Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского учета по счету 26 Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет |
6. |
Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счету 20; регистры налогового учета и другие документы, необходимые для проведения аудита. Аудиторские процедуры: инспектирование, пересчет. |
7. |
Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулированния инвентарной стоимости готового строительного объекта Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счетам: 20;25;26; регистры налогового учета Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет. |
2.3. III – Проведение аудита.
Таблица 7. Программа аудита затрат ООО «Строймонтаж»
№ п/п |
Наименование и содержание аудиторских процедур |
Метод получения аудиторских доказательств |
Источники информации, рабочие документы аудитора |
1. |
Проверка состояния технического контроля (надзора) за строительным процессом |
Проверка документов, устный опрос персонала |
Договора, приказы |
2. |
Сравнение динамики статей баланса «Незавершенное строительство» и «Основные средства» |
Аналитические процедуры |
Анализ счета 01 и 08 (обороты по данным четам) |
3. |
Проверка расчетов с субподрядчиками и поставщиками | ||
3.1 |
Проверка расчетов с поставщиками оборудования, подрядными, проектными и другими организациями |
Сканирование |
Сопоставление данных анализа счета 60,76 по субконто, Главной книги по счетам 07, 08; |
3.2 |
Сравнение фактических и плановых показателей, исчисление удельного веса отдельных видов капитальных затрат в их совокупной величине |
Аналитические процедуры |
Сметы, анализ счета 60 «Субподрядчики» |
3.3 |
Проверка информации о реальности остатков счетов кредиторской задолженности |
Подтверждение |
Письменный или устный запрос у третьей стороны по поводу задолженности |
3.4 |
Проверка реальности задолженности и соответствия объемов выполненных работ по документам и по факту |
Инвентаризация расчетов |
|
4. |
Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства | ||
4.1 |
Проверка наличия договоров о материальной ответственности |
Проверка документов, подтверждение |
Список материально-ответственных лиц, договора о материальной ответственности |
4.2 |
Проверка наличия приказа и образцов подписей лиц, имеющих право подписи документов на расход материалов |
Проверка документов |
Приказы, образцы подписей |
4.3 |
Проверка соответствия определения фактической себестоимости материалов при их списании на производство варианту оценки, предусмотренному в учетной политике |
Проверка документов, прослеживание, составление альтернативного баланса |
Учетная политика, материальные отчеты (ф. № М-19) |
4.4 |
Проверка правильности отнесения в состав оборотных средств инвентаря и хозяйственных принадлежностей, порядок их включения в затраты на производство строительно-монтажных работ |
Проверка документов, пересчет, проверка соблюдения правил учета по данным операциям |
Приходные ордера и другие документы на оприходование инвентаря и хозяйственных принадлежностей, карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», материальные отчеты (ф. № М-19), данные оперативного учета |
4.5 |
Сличение данных учетных регистров бухгалтерского и складского учета |
Сканирование |
Приходные ордера (ф. М-4), акты о приемке материалов (ф. М-7), лимитно-заборные карты (ф. М-8), карточки учета материалов (ф. М-17), материальные отчеты (ф. № М-19), оборотные ведомость по группам материалов |
4.6 |
Проверка отражения в учете результатов инвентаризации строительных материалов (инвентаризацию рекомендуется проводить с участием аудитора и эксперта-строителя) |
Инвентаризация, проверка документов |
Инвентаризационные описи, сличительные ведомости |
4.7 |
Сопоставление стоимости списанных на строительство материалов по нормам против фактически израсходованной их величины |
Подготовка альтернативного баланса |
Анализ счета 20 по субконто, карточка счета 20, материальные отчеты (ф. № М-19) |
5. |
Проверка операций по учету расчетов по оплате труда | ||
5.1 |
Изучение Положения по оплате труда |
Проверка документов |
Положение по оплате труда |
5.2 |
Сопоставление разработочной таблицы распределения зарплаты по направлениям затрат |
Сканирование |
Анализ счета 20, 25, 26 по субконто, карточка счета 70, 69 |
5.3 |
Проверка нарядов на сдельные работы и полноты их дальнейшего отражения в учете |
Прослеживание |
Трудовые договора на сдельные работы, наряды на дополнительные работы, анализ счета 20 по субконто |
5.4 |
Проверка документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда |
Проверка документов |
Наряды, трудовые соглашения |
5.5 |
Проверка лицевых счетов для получения информации об удержаниях и доплатах, проверка удержаний на предмет соблюдения законодательства и правильности их расчета |
Проверка документов, прослеживание, пересчет |
Лицевые счета, исполни тельные листы |
5.6 |
Проверка соответствия записей по начислению заработной платы в лицевых счетах и удержаний документам, представленным работниками на удержания (следует пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты) |
Проверка документов, пересчет, подтверждение |
Расчетно-платежная ведомость, лицевые счета, Положение по оплате труда |
5.7 |
Проверка достоверности записей в ведомостях на заработную плату по окладам, нарядам и т.п. |
Проверка документов, пересчет, прослеживание |
Положение по оплате труда, наряды, штатные расписания |
5.8 |
Проверка норм выплат заработной платы, сверхурочных оплат, оплат за вынужденные простои; проверка наличия санкции руководителя на эти выплаты |
Проверка документов, пересчет, устный опрос |
Приказы, Положение по оплате труда |
5.9 |
Проверка наличия приказов на выплату премий и вознаграждений |
Проверка документов |
Приказы, Положение по оплате труда |
5.10 |
Соответствие задолженности по оплате труда, значащейся в расчетно- платежных ведомостях и в Главной книге |
Прослеживание, проверка документов |
Главная книга сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», свод- ная ведомость по начислению и удержанию заработной платы |
5.11 |
Проверка правильности включения в затраты на производство строительно-монтажных работ расходов на оплату труда |
Проверка документов, пересчет, подтверждение |
Сводная ведомость по начислению и удержанию средств, справка о распределении затрат по объектам учета |
5.12 |
Проверка правильности включения в затраты на производство строительно-монтажных работ отчислений на социальные нужды |
Проверка документов, пересчет, прослеживание |
Главная книга по сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», сводные ведомости по начислению и удержанию заработной платы |
5.13 |
Выборочный пересчет итогов платежной ведомости по горизонтали и вертикали |
Проверка арифметических расчетов |
Платежные ведомости |
6. |
Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов | ||
6.1 |
Проверка наличия разрешений на право эксплуатации машин и механизмов |
Проверка документов |
Лицензии |
6.2 |
Проверка правильности списания расходов по использованию строительных машин и механизмов |
Сканирование |
Сопоставление анализа счета 60 по субконто и Главной книги по сч. 20, 25 |
6.3 |
Проверка правильности начисления амортизации строительных машин и механизмов |
Пересчет |
Ведомости начисления амортизации, нормы |
6.4 |
Проверка правильности начисления оплаты тру- да рабочим, обслуживающим строительные машины и механизмы |
Проверка документов, пересчет, подтверждение |
Лицевые счета, журнал ф. ЭСМ-6 |
6.5 |
Проверка правильности списания горюче-смазочных материалов на работу машин и механизмов |
Проверка документов, пересчет, прослеживание, подтверждение |
Нормы расхода ГСМ, журнал учета работы машин и механизмов |
6.6 |
Проверка расходов по использованию привлеченных машин и механизмов |
Проверка документов, пересчет |
Акт выполненных работ ф. 2 и справка КС-3, справка ЭСМ-7 |
6.7 |
Проверка правильности документального оформления выполненного объема перевозок привлеченным автотранспортом |
Проверка документов, подтверждение |
Отрывные талоны на заказ транспорта, прилагаемые к счетам, предъявленным строительной организации |
6.8 |
Проверка правильности документального оформления выполнения перевозок автотранспортом строительной организации |
Проверка документов, подтверждение |
Путевые листы ф. 4-С, 4-П |
6.9 |
Проверка правильности начисления амортизации на автотранспорт строительной организации |
Пересчет, проверка соблюдения правил учета |
Путевые листы, ведомость начисления амортизации |
6.10 |
Проверка правильности начисления оплаты тру- да водителям и обслуживающему персоналу |
Проверка документов, пересчет |
Путевые листы, Положение по оплате труда, табеля учета рабочего времени |
6.11 |
Проверка правильности списания горюче- смазочных материалов |
Проверка документов, пересчет |
Ведомость учета работы автомобилей, нормы ГСМ |
6.12 |
Проверка расходов на ремонт автомобилей и основных средств автомобильного транспорта |
Проверка документов, подтверждение, пересчет |
Ведомости дефектов автомобильного транспорт- та, акты списания запасных частей и ремонтных материалов |
7. |
Проверка накладных расходов | ||
7.1 |
Проверка расходов административно-хозяйственного назначения |
Проверка документов, прослеживание |
Данные аналитического учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени |
7.2 |
Проверка расходов по обслуживанию работни- ков строительства |
Проверка документов, прослеживание |
Данные аналитического учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени |
7.3 |
Проверка расходов по организации работ на строительных площадках |
Проверка документов, прослеживание, устный и письменный опрос |
Данные аналитического учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени |
7.4 |
Проверка прочих расходов, проверка обоснованности отнесения расходов к данному виду, проверка полноты и своевременности отражения их в учете |
Проверка документов, прослеживание |
Данные аналитического учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени |
7.5 |
Выделение из общей величины прочих капитальных затрат расходов, не связанных с проектно-изыскательскими, и их проверка |
Проверка документов |
Анализ счета 26 по субконто |
7.6 |
Проверка правильности распределения накладных расходов |
Проверка документов |
Расчет распределения, учетная политика |
8. |
Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ | ||
8.1 |
Проверка правильности отражения и документального оформления объема выполненных субподрядных работ |
Проверка документов, прослеживание |
Акты формы КС-2 и КС-3 на принятые субподрядные работы, анализ счета 20 по субконто |
8.2 |
Проверка правильности отражения и документального оформления объема принятых заказчиком работ |
Проверка документов, прослеживание |
Акты формы КС-2 и КС-3 сданные работы, анализ счета 20, 90 по субконто |
9. |
Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования инвентарной стоимости готового строительного объекта | ||
9.1 |
Проверка объемов выполненных работ, участие в инвентаризации |
Проверка документов, натуральное измерение |
Акты на выполнение строительно-монтажных работ ф. КС-3, ф. КС-2, акты инвентаризации |
9.2 |
Проверка соблюдения порядка оформления сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ |
Проверка документов, прослеживание |
Журнал учета выполненных работ ф. КС-6, справка ф. КС-3 |
9.3 |
Проверка правильности калькуляции затрат, возмещаемых заказчиком сверх договорной стоимости строительства |
Проверка документов, пересчет |
Договоры, в которых указаны возмещаемые затраты |
9.4 |
Сверка данных учетных регистров по калькулированию себестоимости строительного объекта |
Сканирование |
Сопоставление анализа счета 20, 90, 26, карточки счета 90 Главной книги по счетам 20, 90 |
2.4. IV этап - Аудиторское заключение для ООО «Строймонтаж».
Уровень организации бухгалтерского учета ООО «Строймонтаж» высок. Практически все бухгалтерские операции автоматизированы, компьютеры работников бухгалтерии объединены в сеть, в которой сервером служит компьютер финансового директора. Кроме того, все необходимая информация содержится и на бумажных носителях в распечатанном виде, сгруппирована в соответствии с хронологией и подшита. Как правило, оформление документов и способы ведения учета соответствуют утвержденной законом методологии, однако в процессе проведения аудита в ООО «Строймонтаж» были выявлены следующие замечания:
Источники информации: акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журнал проводок 20
Выявлено в бухгалтерском учете: в учете за июль отражены работы по субподрядчику ОАО «Строймонтаж» на сумму 122.9 тыс. руб., а в справке КС-3 отчетный месяц указан июнь.
Последствия данного нарушения: В соответствии со ст. 120 НК РФ несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и ведет к применению налоговых санкций в виде штрафа в размере 15 тыс. руб., если нарушения совершены в течение более одного налогового периода. Несвоевременное отражение хозяйственных операций, если оно привело к занижению налоговой базы, может привести при налоговой проверке и к начислению штрафных санкций.
Рекомендации: Своевременно отражать в учете субподрядные работы.
Источники информации: акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журнал проводок 90, 20.4
Выявлено в бухгалтерском учете: большой объем работ, выполненных субподрядными организациями и отраженный в учете Общества, не имеет документального подтверждения.
Например: по субподрядчику ООО «Стройиндустрия» отсутствует справка о стоимости выполненных работ КС-3 по субподрядным работам включенным в состав затрат Общества в июле в сумме 100,000 тыс. руб.
Комментарии: В соответствии со ст. 9 Закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании первичных документов, формы которых содержатся в альбомах унифицированных форм первичной документации.
Согласно требованиям п.1ст. 252 Главы 25 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому затраты, отраженные в учете без наличия первичных документов и по первичным документам, оформленным не должным образом, не будут приняты при налоговой проверке в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Указанные выше замечания отмечены для того, чтобы обратить внимание аудируемого лица на некорректность в ведении учета. Данные замечания признаются не влияющими на достоверность основных финансовых показателей.
Заключение.
Аудит затрат на капитальное строительство – очень эффективный инструмент для проверки точности калькуляции себестоимости строительного производства, стоимостной оценки готовых строительных объектов и принятия решения, основанного на выборе альтернативного образа действий.
Аудиторская проверка затрат в строительных организациях является довольно трудоемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат.
Исследования практики проведения аудита независимыми аудиторскими организациями свидетельствуют о том, что качество проверки зависит от того, насколько тщательно проведена работа до начала аудиторской проверки: по сбору и получению информации о проверяемой организации, установлению и принятию условий и обязательств аудита экономическим субъектом и аудиторской организацией, планированию аудита и т.д.
Качество планирования аудиторской проверки существенно возрастает при использовании определенного алгоритма планирования, который включает ряд направлений, учитывающих особенности проведения аудиторской проверки в строительных организациях.
При планировании предстоящей аудиторской проверки крайне важной является оценка существенности и аудиторского риска.
Определить состояние бухгалтерского и налогового учета, внутреннего и технического контроля позволят также разработанные анкеты-тесты. Используемые аудитором тесты целесообразно разделить на тесты проверки средств контроля и тесты проверки оборотов и сальдо по счетам учета расходов на осуществление капитального строительства.
Информация о работе Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве