Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат в строительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета и формирования отчетных показателей по данному участку ООО «Строймонтаж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение законодательных актов и отраслевых рекомендаций по аудиту затрат в строительстве;
- ознакомление с организационной структурой, ведением учета и системой документооборота аудируемого предприятия

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………-3-

Глава 1. Теоретическая часть
Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве...-5-
Цели и задачи аудита затрат строительной организации……….-7-
Этапы аудита затрат в строительных организациях…………….-8-

Глава 2. Практическая часть.
Проведение аудита на ООО «Строймонтаж».
2.1. I этап – Подготовительный
аудиторской проверки на примере ООО «Строймонтаж» .…….-13-
2.2. II-этап: Планирование аудита. ……………………………………-22-
2.3. III – Проведение аудита……………………………………………-26-
2.4. IV этап - Аудиторское заключение для ООО «Строймонтаж».…-38-

Заключение……………………………………………..………………..-40-
Список использованной литературы…………………………………..-43-

Файлы: 1 файл

Практическая часть.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

 

По итогам проведенных тестов (табл. 3- 4) можно сделать вывод, о том, что учет ведется на высоком уровне и внутрихозяйственный риск низкий.

 

2.2. II-этап: Планирование аудита.

Оценка уровня существенности производится на основании бухгалтерской отчетности ООО «Строймонтаж» и представляется в табличной форме (табл. 5) с использованием системы базовых показателей:

 

Таблица 5. Расчет уровня существенности на ОАО «Строймонтаж»

Базовый показатель

Источник информации

Значение базового показателя, тыс. руб.

Уровень существенности, %

Сумма уровня существенности, тыс. руб.

1.Нераспределенная прибыль

Баланс

28076

5

1404

2. Выручка без НДС

Отчет о финансовых результатах

473629

2

9472

3. Валюта баланса

Баланс

306351

2

6127

4.Собственный капитал

Баланс

44041

10

4404

5. Общие затраты

Отчет о финансовых результатах

454684

2

9093

Итого:

     

30500


 

1. Расчет среднестатистического  значения уровня существенности:

30500/5=6100

2. Расчет отклонения наименьшего  значения уровня существенности  от среднего в %-х:

(6100 – 1404)/6100*100%= 77%

3. Расчет отклонения наибольшего  значения уровня существенности  от среднего в %-х:

(9472-6100)/6100*100%=155,3%

 

Требования стандарта не выполняются, т.к. отклонение среднего значения составляет более 20%. Рассчитываем новое среднее значение,:

(6127+4404+9093)/3=6541 т.р.

(6541-4404)/6541*100% = 32%

 

Условие стандарта «Существенность в аудите» опять не выполняются. Соответственно за уровень существенности берем наименьшее значение – 1404 тыс. руб. Следующим этапом планирования является разработка общего плана и программы аудита с учетом величины аудиторского риска (табл. 6).

Таблица 2.6 План программы аудита затрат на ООО «Строймонтаж»

№ п/п

Планируемые виды работ

1.

Проверка расчетов с субподрядчиками

Документы для проверки: договора строительного подряда заключенные с субподрядчиками; регистры бухгалтерского учета по счету 20

Аудиторские процедуры: инспектирование (проверка записей, документов); пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях и выполнение аудитором самостоятельных расчетов).

2.

Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства.

Документы для проверки: производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме № КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма № М-19) по материально ответственному лицу - производителю работ, начальнику строительного участка; форма № М-29 - ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; регистры бухгалтерского учета по счету 10.

Аудиторские процедуры: инспектирование

3.

Проверка операций по учету расчетов по оплате труда.

Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ; штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табелями учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежными или расчетными ведомостями; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 70.

Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет.

4.

Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов

Документы для проверки: договоры на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменные рапорта о работе машин и механизмов; путевые листы; корешки путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовые отчеты (если ГСМ приобретались за наличный расчет; заправочные ведомости; акты на установку и списание, запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета по счету 25

Аудиторские процедуры: инспектирование

5.

Проверка накладных расходов

Документы для проверки: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского учета по счету 26

Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет

6.

Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ

Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счету 20; регистры налогового учета и другие документы, необходимые для проведения аудита.

Аудиторские процедуры: инспектирование, пересчет.

7.

Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулированния инвентарной стоимости готового строительного объекта

Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счетам: 20;25;26; регистры налогового учета

Аудиторские процедуры: инспектирование; пересчет.


 

2.3. III – Проведение аудита.

Таблица 7. Программа аудита затрат ООО «Строймонтаж»

п/п

Наименование и содержание аудиторских процедур

Метод получения аудиторских доказательств

Источники информации, рабочие документы аудитора

1.

Проверка состояния технического контроля (надзора) за строительным процессом

Проверка документов, устный опрос персонала

Договора, приказы

2.

Сравнение динамики статей баланса «Незавершенное строительство» и «Основные средства»

Аналитические процедуры

Анализ счета 01 и 08 (обороты по данным четам)

3.

Проверка расчетов с субподрядчиками и поставщиками

3.1

Проверка расчетов с поставщиками оборудования, подрядными, проектными и другими

организациями

Сканирование

Сопоставление данных анализа счета 60,76 по субконто, Главной книги по счетам 07, 08;

3.2

Сравнение фактических и плановых показателей, исчисление удельного веса отдельных видов капитальных затрат в их совокупной величине

Аналитические процедуры

Сметы, анализ счета 60 «Субподрядчики»

3.3

Проверка информации о реальности остатков счетов кредиторской задолженности

Подтверждение

Письменный или устный запрос у третьей стороны по поводу задолженности

3.4

Проверка реальности задолженности и соответствия объемов выполненных работ по документам и по факту

Инвентаризация расчетов

 

4.

Проверка материальных затрат на осуществление капитального строительства

4.1

Проверка наличия договоров о материальной ответственности

Проверка документов, подтверждение

Список материально-ответственных лиц, договора о материальной ответственности

4.2

Проверка наличия приказа и образцов подписей лиц, имеющих право подписи документов на расход материалов

Проверка документов

Приказы, образцы подписей

4.3

Проверка соответствия определения фактической себестоимости материалов при их списании на производство варианту оценки, предусмотренному в учетной политике

Проверка документов, прослеживание, составление альтернативного баланса

Учетная политика, материальные отчеты (ф. № М-19)

4.4

Проверка правильности отнесения в состав оборотных средств инвентаря и хозяйственных принадлежностей, порядок их включения в затраты на производство строительно-монтажных работ

Проверка документов, пересчет, проверка соблюдения правил учета по данным операциям

Приходные ордера и другие документы на оприходование инвентаря и хозяйственных принадлежностей, карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», материальные отчеты (ф. № М-19), данные оперативного учета

4.5

Сличение данных учетных регистров бухгалтерского и складского учета

Сканирование

Приходные ордера (ф. М-4), акты о приемке материалов (ф. М-7), лимитно-заборные карты (ф. М-8), карточки учета материалов (ф. М-17), материальные отчеты (ф. № М-19), оборотные ведомость по группам материалов

4.6

Проверка отражения в учете результатов инвентаризации строительных материалов (инвентаризацию рекомендуется проводить с участием аудитора и эксперта-строителя)

Инвентаризация, проверка документов

Инвентаризационные описи, сличительные ведомости

4.7

Сопоставление стоимости списанных на строительство материалов по нормам против фактически израсходованной их величины

Подготовка альтернативного баланса

Анализ счета 20 по субконто, карточка счета 20, материальные отчеты (ф. № М-19)

5.

Проверка операций по учету расчетов по оплате труда

5.1

Изучение Положения по оплате труда

Проверка документов

Положение по оплате труда

5.2

Сопоставление разработочной таблицы распределения зарплаты по направлениям затрат

Сканирование

Анализ счета 20, 25, 26 по субконто, карточка счета 70, 69

5.3

Проверка нарядов на сдельные работы и полноты их дальнейшего отражения в учете

Прослеживание

Трудовые договора на сдельные работы, наряды на дополнительные работы, анализ счета 20 по субконто

5.4

Проверка документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда

Проверка документов

Наряды, трудовые соглашения

5.5

Проверка лицевых счетов для получения информации об удержаниях и доплатах, проверка удержаний на предмет соблюдения законодательства и правильности их расчета

Проверка документов, прослеживание, пересчет

Лицевые счета, исполни тельные листы

5.6

Проверка соответствия записей по начислению заработной платы в лицевых счетах и удержаний документам, представленным работниками на удержания (следует пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты)

Проверка документов, пересчет, подтверждение

Расчетно-платежная ведомость, лицевые счета, Положение по оплате труда

5.7

Проверка достоверности записей в ведомостях на заработную плату по окладам, нарядам и т.п.

Проверка документов, пересчет, прослеживание

Положение по оплате труда, наряды, штатные расписания

5.8

Проверка норм выплат заработной платы, сверхурочных оплат, оплат за вынужденные простои; проверка наличия санкции руководителя на эти выплаты

Проверка документов, пересчет, устный опрос

Приказы, Положение по оплате труда

5.9

Проверка наличия приказов на выплату премий и вознаграждений

Проверка документов

Приказы, Положение по

оплате труда

5.10

Соответствие задолженности по оплате труда,

значащейся в расчетно-

платежных ведомостях и в Главной книге

Прослеживание,

проверка документов

Главная книга сч. 70

«Расчеты с персоналом

по оплате труда», свод-

ная ведомость по начислению и удержанию заработной платы

5.11

Проверка правильности

включения в затраты на

производство строительно-монтажных работ расходов на оплату труда

Проверка документов, пересчет,

подтверждение

Сводная ведомость по

начислению и удержанию средств, справка о распределении затрат по объектам учета

5.12

Проверка правильности включения в затраты на производство строительно-монтажных работ отчислений на социальные нужды

Проверка документов, пересчет, прослеживание

Главная книга по сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», сводные ведомости по начислению и удержанию заработной платы

5.13

Выборочный пересчет итогов платежной ведомости по горизонтали и вертикали

Проверка арифметических расчетов

Платежные ведомости

6.

Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов

6.1

Проверка наличия разрешений на право эксплуатации машин и механизмов

Проверка документов

Лицензии

6.2

Проверка правильности

списания расходов по

использованию строительных машин и механизмов

Сканирование

Сопоставление анализа счета 60 по субконто и Главной

книги по сч. 20, 25

6.3

Проверка правильности

начисления амортизации строительных машин и механизмов

Пересчет

Ведомости начисления

амортизации, нормы

6.4

Проверка правильности

начисления оплаты тру-

да рабочим, обслуживающим строительные машины и механизмы

Проверка документов, пересчет,

подтверждение

Лицевые счета, журнал

ф. ЭСМ-6

6.5

Проверка правильности

списания горюче-смазочных материалов на работу машин и механизмов

Проверка документов, пересчет,

прослеживание, подтверждение

Нормы расхода ГСМ,

журнал учета работы

машин и механизмов

6.6

Проверка расходов по использованию привлеченных машин и механизмов

Проверка документов, пересчет

Акт выполненных работ ф. 2 и справка КС-3, справка ЭСМ-7

6.7

Проверка правильности

документального

оформления выполненного объема перевозок привлеченным автотранспортом

Проверка документов, подтверждение

Отрывные талоны на

заказ транспорта, прилагаемые к счетам, предъявленным строительной организации

6.8

Проверка правильности

документального

оформления выполнения перевозок автотранспортом строительной организации

Проверка документов,

подтверждение

Путевые листы

ф. 4-С, 4-П

6.9

Проверка правильности

начисления амортизации на автотранспорт строительной организации

Пересчет, проверка соблюдения

правил учета

Путевые листы, ведомость начисления амортизации

6.10

Проверка правильности

начисления оплаты тру-

да водителям и обслуживающему персоналу

Проверка документов, пересчет

Путевые листы, Положение по оплате труда,

табеля учета рабочего времени

6.11

Проверка правильности

списания горюче-

смазочных материалов

Проверка документов, пересчет

Ведомость учета работы

автомобилей, нормы

ГСМ

6.12

Проверка расходов на

ремонт автомобилей и

основных средств автомобильного транспорта

Проверка документов, подтверждение, пересчет

Ведомости дефектов автомобильного транспорт-

та, акты списания запасных частей и ремонтных материалов

7.

Проверка накладных расходов

7.1

Проверка расходов

административно-хозяйственного назначения

Проверка документов, прослеживание

Данные аналитического

учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени

7.2

Проверка расходов по

обслуживанию работни-

ков строительства

Проверка документов,

прослеживание

Данные аналитического

учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени

7.3

Проверка расходов по

организации работ на

строительных площадках

Проверка документов, прослеживание, устный и

письменный опрос

Данные аналитического

учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени

7.4

Проверка прочих расходов, проверка обоснованности отнесения расходов к данному виду, проверка полноты и своевременности отражения их в учете

Проверка документов, прослеживание

Данные аналитического

учета по сч. 26 «Общехозяйственные расходы», анализ счета 26 по субконто, штатное расписание, табеля учета рабочего времени

7.5

Выделение из общей

величины прочих капитальных затрат расходов, не связанных с проектно-изыскательскими, и их проверка

Проверка документов

Анализ счета 26 по субконто

7.6

Проверка правильности

распределения накладных расходов

Проверка документов

Расчет распределения, учетная политика

8.

Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ

8.1

Проверка правильности отражения и документального оформления объема выполненных субподрядных работ

Проверка документов, прослеживание

Акты формы КС-2 и КС-3 на принятые субподрядные работы, анализ счета 20 по субконто

8.2

Проверка правильности отражения и документального оформления объема принятых заказчиком работ

Проверка документов, прослеживание

Акты формы КС-2 и КС-3 сданные работы, анализ счета 20, 90 по субконто

9.

Проверка выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования инвентарной стоимости готового строительного объекта

9.1

Проверка объемов выполненных работ, участие в инвентаризации

Проверка документов, натуральное измерение

Акты на выполнение строительно-монтажных работ ф. КС-3, ф. КС-2, акты инвентаризации

9.2

Проверка соблюдения порядка оформления сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ

Проверка документов, прослеживание

Журнал учета выполненных работ ф. КС-6, справка ф. КС-3

9.3

Проверка правильности калькуляции затрат, возмещаемых заказчиком сверх договорной стоимости строительства

Проверка документов, пересчет

Договоры, в которых указаны возмещаемые затраты

9.4

Сверка данных учетных регистров по калькулированию себестоимости

строительного объекта

Сканирование

Сопоставление анализа счета 20, 90, 26, карточки счета 90 Главной книги по счетам 20, 90


 

 

2.4. IV этап - Аудиторское заключение для ООО «Строймонтаж».

Уровень организации бухгалтерского учета ООО «Строймонтаж» высок. Практически все бухгалтерские операции автоматизированы, компьютеры работников бухгалтерии объединены в сеть, в которой сервером служит компьютер финансового директора. Кроме того, все необходимая информация содержится и на бумажных носителях в распечатанном виде, сгруппирована в соответствии с хронологией и подшита. Как правило, оформление документов и способы ведения учета соответствуют утвержденной законом методологии, однако в процессе проведения аудита в ООО «Строймонтаж» были выявлены следующие замечания:

  1. Суть замечания: несвоевременное отражение в учете работ, выполненных субподрядными организациями

Источники информации: акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журнал проводок 20

Выявлено в бухгалтерском учете: в учете за июль отражены работы по субподрядчику ОАО «Строймонтаж» на сумму 122.9 тыс. руб., а в справке КС-3 отчетный месяц указан июнь.

Последствия данного нарушения: В соответствии со ст. 120 НК РФ несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и ведет к применению налоговых санкций в виде штрафа в размере 15 тыс. руб., если нарушения совершены в течение более одного налогового периода. Несвоевременное отражение хозяйственных операций, если оно привело к занижению налоговой базы, может привести при налоговой проверке и к начислению штрафных санкций.

Рекомендации: Своевременно отражать в учете субподрядные работы.

  1. Суть замечания: по документальному оформлению работ, выполненных субподрядными организациями и учтенных в себестоимости выполненных СМР.

Источники информации: акты КС-2, справки КС-3, принятые обществом от субподрядных организаций, журнал проводок 90, 20.4

Выявлено в бухгалтерском учете: большой объем работ, выполненных субподрядными организациями и отраженный в учете Общества, не имеет документального подтверждения.

Например: по субподрядчику ООО «Стройиндустрия» отсутствует справка о стоимости выполненных работ КС-3 по субподрядным работам включенным в состав затрат Общества в июле в сумме 100,000 тыс. руб.

Комментарии: В соответствии со ст. 9 Закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании первичных документов, формы которых содержатся в альбомах унифицированных форм первичной документации.

Согласно требованиям п.1ст. 252 Главы 25 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому затраты, отраженные в учете без наличия первичных документов и по первичным документам, оформленным не должным образом, не будут приняты при налоговой проверке в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Указанные выше замечания отмечены для того, чтобы обратить внимание аудируемого лица на некорректность в ведении учета. Данные замечания признаются не влияющими на достоверность основных финансовых показателей.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Аудит затрат на капитальное строительство – очень эффективный инструмент для проверки точности калькуляции себестоимости строительного производства, стоимостной оценки готовых строительных объектов и принятия решения, основанного на выборе альтернативного образа действий.

Аудиторская проверка затрат в строительных организациях является довольно трудоемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат.

Исследования практики проведения аудита независимыми аудиторскими организациями свидетельствуют о том, что качество проверки зависит от того, насколько тщательно проведена работа до начала аудиторской проверки: по сбору и получению информации о проверяемой организации, установлению и принятию условий и обязательств аудита экономическим субъектом и аудиторской организацией, планированию аудита и т.д.

Качество планирования аудиторской проверки существенно возрастает при использовании определенного алгоритма планирования, который включает ряд направлений, учитывающих особенности проведения аудиторской проверки в строительных организациях.

При планировании предстоящей аудиторской проверки крайне важной является оценка существенности и аудиторского риска.

Определить состояние бухгалтерского и налогового учета, внутреннего и технического контроля позволят также разработанные анкеты-тесты. Используемые аудитором тесты целесообразно разделить на тесты проверки средств контроля и тесты проверки оборотов и сальдо по счетам учета расходов на осуществление капитального строительства.

Информация о работе Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве