Понятие, цель и задачи ревизии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий.

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия контрольная.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Введение

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.

  В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквалифицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению, на смену командной системы пришли рыночные и экономические критерии.

Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях функционально обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, - подготовку рекомендаций для принятия решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота. Контроль выявляет слабые стороны позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а так-же избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации неиспользованной работы, достижений науки и техники роль контроля будет усиливаться.

  Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, цель и задачи ревизии.

Наиболее  глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных  действий по документальной и фактической  проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде  хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель  ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

-соответствие  осуществляемой деятельности учредительным  документам;

-обоснованность  расчетов сметных назначений;

-исполнение  смет расходов;

-использование бюджетных средств по целевому назначению;

-обеспечение сохранности денежных средств и  материальных ценностей;

-соблюдение  финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и  составления отчетности;

-обоснованность  операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных  и кредитных операций;

-операции  с основными средствами и нематериальными  активами;

-полнота и своевременность расчетов  с бюджетом и внебюджетными  фондами;

-операции, связанные с инвестициями;

-расчеты по оплате труда и  прочие расчеты с физическими лицами;

-обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью,  и затрат капитального характера;

-формирование финансовых результатов  и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств  федерального бюджета, использование  внебюджетных средств, доходов от имущества  осуществляется как в плановом, так  и в неплановом порядке. Ревизия  организаций любых форм собственности  по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном  порядке в соответствии с действующим  законодательством. Существенные вопросы  ревизии оговариваются в программе  или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, который  должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии  и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить  необходимые законодательные и  другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся  материалы, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность.

Руководитель  ревизионной группы до начала ревизии  знакомит ее участников с содержанием  программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между  его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии  и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость  и возможность применения тех  или иных ревизионных действий, приемов  и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

Руководитель  ревизуемой организации обязан создать  надлежащие условия для проведения ревизии, предоставить помещение, оргтехнику, услуги связи, обеспечить машинописными  работами. Результаты ревизии оформляются  актом, который подписывается руководителем  ревизионной группы, руководителем  и главным бухгалтером ревизуемой организации.

2. Ревизия как инструмент контроля

Ревизия - это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

В зависимости от объекта различают  ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут  быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы  и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По  характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности  отчетных документов и записей в  учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств  и материальных ценностей). Самые  распространенные и прогрессивные - комплексные ревизии, включающие все  участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным  банком РФ, аудиторскими службами).

Финансово-хозяйственный  контроль в основном звене фирмы  и предприятия осуществляют путем  проведения ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических  приемов, используемых при ревизии  посредством процедур, образует контрольно-ревизионный  процесс. Динамический процесс, связанный  с участием средств, предметов труда, состоит из организационной, технологической  и завершающей стадий, применительно  к контрольно-ревизионным подразделениям, имеющимся в структуре органов  управления предприятия, ведомств, министерств, администраций субъектов, городов.

Организационная стадия включает в себя выбор объекта  ревизии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта  зависит от определения первоочередности объектов ревизии. Ими могут быть предприятия, которые должны подвергаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведения, или отдельные  показатели их деятельности, неотложная контрольная проверка которых вызвана  невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работой, необеспечением сохранности ценностей и др.

Руководителем ревизионной бригады назначается  работник контрольно-ревизионной службы, имеющий специальное образование  и практический опыт ревизионной  работы. Организационно-методическая подготовка ревизии начинается с  изучения состояния экономики объекта  ревизии.

На  проведение ревизии участвующим  в ней работникам выдается специальное  удостоверение, которое подписывается  руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию. Также  руководителем контрольно-ревизионного органа определяются сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель с учетом вытекающих из контрольных задач ревизии. Сроки  не должны превышать 45 календарных дней. При необходимости возможно продление срока ревизии по согласованию с руководителем контрольно-ревизионного органа. Контрольные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники  ревизии обязаны изучить необходимые  законодательные и другие нормативные  акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие  финансово-хозяйственную деятельность.

2.1 Особенности ревизии,  которая проводится  по требованию  правоохранительных  органов

В случае выявления ревизорами признаков  преступления материалы ревизий  передаются правоохранительным органам  и могут служить поводом к  возбуждению уголовного дела.

Учитывая  широкие возможности относительно выявления и предупреждение преступлений, следователи часто прибегают  к организации ревизии во время  расследования преступлений, содеянных  в сфере производственной и финансово-хозяйственной  деятельности предприятий. Юридическим  основанием для этого есть статья уголовно-процессуального кодекса (УПК), которое предусматривает право  следователя требовать осуществления ревизии.

Требование порождает процессуальные правоотношения между следователем и должностным  лицом, правомочной назначить ревизию. Причем должностное лицо обязано  не только назначать ревизию, но и  обеспечивать ее проведение и затем, подавать следователю соответствующий документ - акт ревизии.

На  требование следователя непосредственным основанием для проведения ревизии  есть приказ или распоряжения соответствующего должностного лица.

Ведомственные инструкции о порядке проведения ревизий предусматривают, что назначенная  ревизия на требование судейско-следственных органов должна проходить в кратчайший срок. Ревизор, который осуществляет ревизию, выполняет должностное  поручение и целиком подчиняется  лицу, которое назначило ревизию, ее права и обязанности грунтуются на нормах административного права  и осуществляются вне криминального  процесса. Таким образом, во время  проведения ревизии на требование следователя имеет место не что иное, как использование существующего административно-правового института с целью расследования уголовного дела.

В соответствии с классификацией, принятой уголовно-процессуальным кодексом, акт  ревизии как источник доказательств  належит к разряду «других  документов».

С его помощью следователь устанавливает  фактические данные, которые важны  для дела, и использует их для  обоснования соответствующих обстоятельств. В связи с этим проведение ревизии по требованию следователя можно считать способом собирания доказательств.

Материалы ревизии становятся источником судебных доказательств тогда, когда они  добавлены к уголовному делу, а  те или другие фактические данные, которые отображаются в них, приобретают  значение судебных доказательств лишь после того, как их устанавливает  следователь с помощью указанных  материалов и использует в процессе доказательства.

К способам фактической проверки, которые  могут применяться во время проведения ревизий, принадлежат:

– обзор;

– обследование;

– инвентаризация;

– обмер выполненных работ;

– контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент);

– анализ сырья, материалов и продукции;

– получения объяснений и справок.

Вышеупомянутые  способы проверок применяются во время ревизий в объединении  и взаимосвязи, как между собою, так и с разными способами документальной проверки.

Во  время ревизий, которые проводятся по требованию следственных органов, следователь определяет их задачи, помогает ревизору в выборе наиболее рациональных приемов и способов, принимает меры, которые обеспечивают выявление действительного состояния ценностей, а также сохранение документов, проведения внезапных инвентаризаций и т.п..

Во  время проведения ревизии по требованию следственных органов или при установлении фактов, которые указывают на наличие злоупотреблений и краж, ревизор должен поставить следователя в известность о выявленных нарушениях и вместе с ним решить вопрос о порядке получения объяснений. В случае необходимости он консультирует следователя по вопросам, связанных с порядком оформления бухгалтерских, транспортных и других документов на получение сырья, материалов, товаров, их перемещения, отпуск и т.п..

Информация о работе Понятие, цель и задачи ревизии