Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:20, статья

Описание работы

Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

seminar4.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

– надзор и контроль за проведением  фондовых операций;

– регистрация и надзор за деятельностью  обменных и клиринговых корпораций;

– раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим  законодательством.

снижение  административных барьеров и упрощение  процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

обеспечение эффективной системы раскрытия  информации на финансовом рынке;

развитие  и совершенствование корпоративного управления;

принятие  действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Помимо решения  указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной  деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Решение задач настоящей Стратегии  позволит создать надежную базу долгосрочного  роста российского финансового  рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный  финансовый центр.

В результате финансовый рынок будет  способен к 2020 году достичь целевых показателей развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Назарян А. А., 3 курс, экономико- правовой факультет, филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

Научный руководитель: Немченко О.А., ст. пред., филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

 

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.

Cмешанная, полицентрическая модель  фондового рынка, на котором  одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

– разработка концепции развития рынка, осуществление программы  ее реализации, разработка соответствующих  законодательных актов;

– концентрация ресурсов (государственных  и частных) в первую очередь для  развития инфраструктуры рынка;

– контроль за финансовой устойчивостью  и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

– установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

– создание системы информации о  состоянии рынка ценных бумаг  и обеспечение ее открытости для инвесторов;

– создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

– предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);

– регулирование рынка государственных  ценных бумаг, направленное на ограничение  размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых  на покрытие непроизводительных расходов государства;

– разработка и регистрация общих  правил функционирования рынка ценных бумаг;

– арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;

– налогообложение.

На первичном рынке государственное  регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка  выпуска (эмиссии) ценных бумаг в  обращение посредством государственной  регистрации проспектов эмиссии  и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный  контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.

В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).

ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации  от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В соответствии с нормативными правовыми  актами ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

ФСФР руководствуется в своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.

Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия ФСФР.

1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. на основании и во исполнение  Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

– по утверждению стандартов эмиссии  ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг  эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

– по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра  владельцев именных ценных бумаг;

– по утверждению обязательных для  профессиональных участников рынка  ценных бумаг (за исключением кредитных  организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– по утверждению норм допуска  ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

– по определению порядка допуска  к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

– по утверждению требований к  структуре активов акционерных  инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;

– по утверждению порядка регистрации  правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;

3. на основании федеральных законов,  актов Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

– регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением  государственных и муниципальных  ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– осуществляет уведомительную регистрацию  негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

– осуществляет в соответствии с  законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий;

– осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан  в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере  деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации;

– контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

– приостанавливает эмиссию ценных бумаг;

– проводит проверки эмитентов, акционерных  инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка  ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;

4. выдает предписания эмитентам,  профессиональным участникам рынка  ценных бумаг, акционерным инвестиционным  фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;

5. запрещает или ограничивает  на срок до шести месяцев  проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;

6. ведет реестр аттестованных  лиц, аннулирует квалификационные  аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового  рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.

Поскольку ключевую роль в регулировании  отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:

– совершенствование правового  регулирования на финансовом рынке;

– повышение его емкости и  прозрачности;

– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

– формирование благоприятного налогового климата для участников рынка;

– снижение инфляционных процессов  в экономике страны;

– устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОГО РЫНКА  ЦЕННЫХ

БУМАГ

Сумская К. В., 3 курс, экономико- правовой факультет, филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

Научный руководитель: Немченко О.А., ст. пред., филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

 

 

Исходным звеном функционирования рынка ценных бумаг в определенной степени является первичный рынок. На нем основные эмитенты (государство, муниципалитеты, промышленные компании и кредитные институты) осуществляют эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, которые впоследствии либо «осядут» у инвесторов, либо перейдут на вторичный рынок.

На  первичном рынке ценных бумаг  происходит их начальное размещение среди первых покупателей. Таким образом, первичный рынок представляет собой совокупность актов купли-продажи, в ходе осуществления которых происходит перемещение ценных бумаг от лиц, осуществивших их выпуск к первым владельцам. Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется как путем прямого обращения к покупателям, так и через посредников. На развитых рынках ценных бумаг чаще применяется технология размещения через посредников, функции которого выполняет инвестиционный банк. Инвестиционный банк может размещать ценные бумаги от своего имени, закупив предварительно весь выпуск по более низкой цене на себя, или от имени эмитента, выступая в качестве посредника (агента). Деятельность по выпуску и размещению не собственных ценных бумаг на согласованных условиях за вознаграждение называется андеррайтинг.

Информация о работе Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг