Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:20, статья

Описание работы

Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

seminar4.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

В российской практике используются следующие виды соглашений между эмитентами и инвесторами:

- «  на базе твердых обязательств»;

- «с  частичным финансовым участием»;

- «на  базе лучших усилий».        

Для крупных  инвесторов инвестиционные банки могут  создавать эмиссионные синдикаты – добровольное временное объединение андеррайтеров без образования юридического лица для выполнения совместных обязательств перед эмитентом.

Таким образом, целью деятельности первичного рынка является организация выпуска и размещения ценных бумаг и его задачами – привлечение временно-свободных средств, активизация финансового рынка, снижение темпов инфляции.

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод  о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в  мире тенденциям число стран, где  могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки  ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка Федеральная служба по финансовым рынкам России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

  • консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
  • формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
  • снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
  • расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
  • развитие коллективных инвестиций;
  • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
  • совершенствование регулирования на финансовом рынке;
  • формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер.

В 2010-2011 годах завершили унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических лиц.

В 2012 году разработаны и введены в действие нормативные требования, обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации. Возникновение такой обязанности должно быть, например, обусловлено положительным заключением независимых инвестиционных экспертов о возможности эмиссии ценных бумаг такими обществами.

В целом, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам России решение задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели (2020 г.):

Капитализация публичных компаний - 237 трлн. руб.

Соотношение капитализации к ВВП - 140 %

Биржевая торговля акциями - 210 трлн. руб.

Стоимость корпоративных облигаций  в обращении - 19 трлн. руб.

Активы паевых инвестиционных фондов - 16 трлн. руб.

Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости - 3 трлн. руб.

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг - 6 млн. чел.

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж - 12 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитализация российского  рынка ценных бумаг к 2020 году

Фиданян Н. Э., 3 курс, экономико- правовой факультет, филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

Научный руководитель: Немченко О.А., ст. пред., филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)

 

Капитализация российского рынка  ценных бумаг к 2020 году достигнет 145% валовой внутренний продукт страны, следует из проекта распоряжения правительства РФ об утверждении государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра».

 Согласно госпрограммы, в настоящее  время капитализация рынка ценных  бумаг составляет 75% валового внутреннего продукта, в 2013 году она увеличится до 83%, в 2014 году - до 93%.

Начиная с 2015 года, капитализация российского  рынка ценных бумаг превысит отметку в 100% валового внутреннего продукта,

в 2015 году она составит 101%,

в 2016 году - 110%,

в 2017 году - 120%,

в 2018 году - 127%,

в 2019 году - 137%.

Ранее, в Стратегии развития финансового  рынка РФ на период до 2020 года, принятой правительством в 2008 году, прогноз соотношения капитализации российских компаний к валовому внутреннему продукту на 2020 год составлял 104% валового внутреннего продукта против 97,8% на 1 января 2008 года. При этом капитализация публичных компаний в соответствии со стратегией к 2020 году должна была достигнуть 170 триллионов рублей против 32,3 триллионов рублей на 1 января 2008 года.

В проекте госпрограммы соотношение  капитализации публичных компаний к валовому внутреннему продукту в 2020 году осталось прежним - 104%.

При этом в 2013 году этот показатель составит 64%,

в 2014 году - 76%,

в 2015 году - 88%,

в 2016 году - 95%,

в 2017 году - 98%,

в 2018 году - 100%,

в 2019 году - 102%.

Проект госпрограммы развития финансового  рынка предполагает рост годового объема биржевых торгов на российском рынке до 240 триллионов рублей к 2020 году с 63 триллионов рублей в 2012 году.

При этом годовой объем публичных  размещений акций на внутреннем рынке  к 2020 году должен составить 1,8 триллиона  рублей. В 2013 году объем публичных  размещений акций на российском рынке  должен составить 0,4 триллиона рублей.

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских биржевых площадок также будут расти, полагают авторы госпрограммы: в 2013 году она составит 1,7%, а в 2020 году вырастет до 6,2%.

Также будет расти оборот торгов корпоративными облигациями на российском фондовом рынке, считают авторы проекта. К 2020 году оборот данным видом ценных бумаг достигнет 15,49 триллиона рублей, что почти в четыре раза больше оборота в 2012 году (3,98 триллиона рублей).

Госпрограмма «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» предполагает к 2020 году вхождение России в число наиболее ликвидных финансовых рынков, а также в ТОП-10 наиболее крупных международных финансовых центров.

Проект документа содержит цель по повышению позиций в международных рейтингах глобальных финансовых центров: The Global Financial Centres Index (GFCI) и International Financial Centers Development (IFCD Index). Индексы отражают конкурентоспособность и уровень развития финансовых центров по всему миру.

В настоящее время Россия занимает 61 место в GFCI и 35 место в IFCD Index. К 2020 году наша страна должна подняться, как  минимум до 10 строчки в каждом из указанных рейтингов, следует  из проекта госпрограммы.

В проекте госпрограммы подчеркивается, что особенностью системы регулирования российского финансового рынка в последние годы является «сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (Федеральная служба по финансовым рынкам России, Министерство Финансов, Банк России, Минэкономразвития)».

«Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками. Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, основанной на единых принципах регулировании и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка», - говорится в документе.

Говоря о регуляторной и надзорной  функции Федеральной службы по финансовым рынкам России, авторы проекта госпрограммы отмечают, что «в настоящее время деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам России, требования к участникам финансовых рынков и регламентация работы финансовых рынков распределены по многочисленным нормативным актам, не систематизированы, что усложняет осуществление функций контроля и надзора», поэтому необходима «гармонизация надзорных полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам России во всех сегментах финансового рынка».

Соответственно, госпрограмма до 2020 года предусматривает: «отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами; усиление контроля за рисками финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям; распространение эффективного регулирования на сектора, которые традиционно не были охвачены регулированием; создание эффективных механизмов координации действий между регуляторами разных стран».

Также планируется унифицировать  методы и принципы регулирования, контроля и надзора и гармонизировать  нормативную правовую базу во всех сегментах финансовых рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг