Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:20, статья
Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
В российской практике используются следующие виды соглашений между эмитентами и инвесторами:
- « на базе твердых обязательств»;
- «с
частичным финансовым участием»
- «на базе лучших усилий».
Для крупных инвесторов инвестиционные банки могут создавать эмиссионные синдикаты – добровольное временное объединение андеррайтеров без образования юридического лица для выполнения совместных обязательств перед эмитентом.
Таким образом, целью деятельности первичного рынка является организация выпуска и размещения ценных бумаг и его задачами – привлечение временно-свободных средств, активизация финансового рынка, снижение темпов инфляции.
В настоящее время уровень
Согласно разворачивающимся в
мире тенденциям число стран, где
могут сохраниться и продолжать
функционировать полноценные
Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.
В соответствии с указанными элементами
конкурентоспособности
Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер.
В 2010-2011 годах завершили унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических лиц.
В 2012 году разработаны и введены в действие нормативные требования, обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации. Возникновение такой обязанности должно быть, например, обусловлено положительным заключением независимых инвестиционных экспертов о возможности эмиссии ценных бумаг такими обществами.
В целом, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам России решение задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели (2020 г.):
Капитализация публичных компаний - 237 трлн. руб.
Соотношение капитализации к ВВП - 140 %
Биржевая торговля акциями - 210 трлн. руб.
Стоимость корпоративных облигаций в обращении - 19 трлн. руб.
Активы паевых инвестиционных фондов - 16 трлн. руб.
Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости - 3 трлн. руб.
Количество розничных
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж - 12 %
Фиданян Н. Э., 3 курс, экономико- правовой факультет, филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)
Научный руководитель: Немченко О.А., ст. пред., филиал АНОО ВПО «ИЭиУМиСС» (г. Белореченск)
Капитализация российского рынка ценных бумаг к 2020 году достигнет 145% валовой внутренний продукт страны, следует из проекта распоряжения правительства РФ об утверждении государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра».
Согласно госпрограммы, в настоящее
время капитализация рынка
Начиная с 2015 года, капитализация российского рынка ценных бумаг превысит отметку в 100% валового внутреннего продукта,
в 2015 году она составит 101%,
в 2016 году - 110%,
в 2017 году - 120%,
в 2018 году - 127%,
в 2019 году - 137%.
Ранее, в Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, принятой правительством в 2008 году, прогноз соотношения капитализации российских компаний к валовому внутреннему продукту на 2020 год составлял 104% валового внутреннего продукта против 97,8% на 1 января 2008 года. При этом капитализация публичных компаний в соответствии со стратегией к 2020 году должна была достигнуть 170 триллионов рублей против 32,3 триллионов рублей на 1 января 2008 года.
В проекте госпрограммы соотношение
капитализации публичных
При этом в 2013 году этот показатель составит 64%,
в 2014 году - 76%,
в 2015 году - 88%,
в 2016 году - 95%,
в 2017 году - 98%,
в 2018 году - 100%,
в 2019 году - 102%.
Проект госпрограммы развития финансового рынка предполагает рост годового объема биржевых торгов на российском рынке до 240 триллионов рублей к 2020 году с 63 триллионов рублей в 2012 году.
При этом годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке к 2020 году должен составить 1,8 триллиона рублей. В 2013 году объем публичных размещений акций на российском рынке должен составить 0,4 триллиона рублей.
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских биржевых площадок также будут расти, полагают авторы госпрограммы: в 2013 году она составит 1,7%, а в 2020 году вырастет до 6,2%.
Также будет расти оборот торгов корпоративными облигациями на российском фондовом рынке, считают авторы проекта. К 2020 году оборот данным видом ценных бумаг достигнет 15,49 триллиона рублей, что почти в четыре раза больше оборота в 2012 году (3,98 триллиона рублей).
Госпрограмма «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» предполагает к 2020 году вхождение России в число наиболее ликвидных финансовых рынков, а также в ТОП-10 наиболее крупных международных финансовых центров.
Проект документа содержит цель
по повышению позиций в
В настоящее время Россия занимает 61 место в GFCI и 35 место в IFCD Index. К 2020 году наша страна должна подняться, как минимум до 10 строчки в каждом из указанных рейтингов, следует из проекта госпрограммы.
В проекте госпрограммы подчеркивается, что особенностью системы регулирования российского финансового рынка в последние годы является «сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (Федеральная служба по финансовым рынкам России, Министерство Финансов, Банк России, Минэкономразвития)».
«Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками. Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, основанной на единых принципах регулировании и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка», - говорится в документе.
Говоря о регуляторной и надзорной функции Федеральной службы по финансовым рынкам России, авторы проекта госпрограммы отмечают, что «в настоящее время деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам России, требования к участникам финансовых рынков и регламентация работы финансовых рынков распределены по многочисленным нормативным актам, не систематизированы, что усложняет осуществление функций контроля и надзора», поэтому необходима «гармонизация надзорных полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам России во всех сегментах финансового рынка».
Соответственно, госпрограмма до 2020 года предусматривает: «отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами; усиление контроля за рисками финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям; распространение эффективного регулирования на сектора, которые традиционно не были охвачены регулированием; создание эффективных механизмов координации действий между регуляторами разных стран».
Также планируется унифицировать методы и принципы регулирования, контроля и надзора и гармонизировать нормативную правовую базу во всех сегментах финансовых рынков.
Информация о работе Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг