Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – изучить особенности организации управленческого учета на предприятии. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1) рассмотреть возможные варианты организации управленческого учета;
2) изучить системы управленческого учета;
3) предложить направления совершенствования управленческого учета на предприятии.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
1.1.Понятие финансового и управленческого учета…………………….5
1.2.Интегрированная (монистическая, однокруговая) система управленческого учета…………………………………………………………....9
1.3.Автономная (дуалистическая, двухкруговая) система управленческого учета…………………………………………………………..14
Глава 2. Практическая часть……………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
1.1.Понятие финансового и управленческого учета…………………….5
1.2.Интегрированная (монистическая, однокруговая)
система управленческого учета…………………………………………………………...
1.3.Автономная (дуалистическая, двухкруговая)
система управленческого учета…………………………………………………………..1
Глава 2. Практическая часть……………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….30
В условиях рыночной экономики
ведение управленческого учета
представляет собой объективную
необходимость. Поскольку каждая коммерческая
организация самостоятельно выбирает
направления развития, виды выпускаемой
продукции, объемы производства, политику
сбыта продукции, социальную и инвестиционную
политику, то возникает потребность
по всем этим параметрам накапливать
информацию, получать необходимые учетные
данные. Ведение управленческого
учета является одним из основных
условий, позволяющих руководству
организации принимать
Поскольку под управленческим
учетом понимается система сбора, обработки
и предоставления учетной информации
для нужд управления, то, естественно,
целью управленческого учета
является создание и поддержание
информационной системы в организации.
Это вместе с тем является важнейшей
предпосылкой функционирования управленческого
учета. Другой предпосылкой является разработка
необходимой системы
Актуальность темы объясняется тем, что использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации. При внедрении системы управленческого учета необходимо решить следующие задачи: определение целей, которые при этом должны решаться; подготовка и принятие управленческих решений; установление уровня ответственности отдельных работников; текущий и последующий контроль за исполнением решений; учет полученных результатов; анализ отклонений; совершенствование текущего и последующего контроля. Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
При постановке системы управленческого учета, как правило, решаются следующие важнейшие задачи:
- формирование полной себестоимости и на ее основе определение прибыли - обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат;
- формирование сокращенной
себестоимости, на основе
Следовательно, основная задача управленческого
учета - подготовка необходимой информации
для принятия оптимальных управленческих
решений по совершенствованию процесса
производства и тем самым оптимизация
самого процесса управления.
Главная цель курсовой работы
– изучить особенности
Управленческий учет представляет
собой систему учета, планирования,
контроля, анализа данных о затратах
и результатах деятельности в
разрезе необходимых для
- выработка политики;
- планирование и контроль деятельности предприятия;
- принятие альтернативных решений;
- раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);
- раскрытие данных служащим;
- обеспечение сохранности активов.
Тремя основными целями управленческого учета являются:
- планирование и контроль;
- информационное обеспечение принятия решения;
- определение затрат [7, с. 37].
Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям). Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной (см. рис.1).
Рисунок 1 - Взаимосвязь управленческого и финансового учета
- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);
- часть данных в финансовом
и управленческом учете
- управленческий учет
представляет собой
Последний вариант редко встречается в российских компаниях.
Таким образом примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом (см. схему 1).
Схема 1. Взаимодействие финансового и управленческого учета
Несмотря на то, что управленческий учет является логическим следствием бухгалтерского учета, отметим наиболее существенные различия между ними (см. табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Критерий |
Финансовый учет |
Управленческий учет | ||
1 |
Обязательность ведения учета |
Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1996 г. №139-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. |
Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение. | |
2 |
Цель ведения учета |
Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности. |
Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений. | |
3 |
Пользователи информации |
Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент). |
Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией. | |
4 |
Степень регламентированности |
Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами. |
Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов. | |
5 |
Привязки ко времени |
Отражает финансовую историю
организации. Бухгалтерские проводки
выполняются уже после |
В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее. | |
6 |
Тип информации |
Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении. |
В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении. | |
7 |
Степень точности информации |
Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются. |
В управленческом учете часто
используются приблизительные оценки,
т.к. управляющим нужна | |
8 |
Периодичность отчетности |
Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные – поквартально. |
Детализированные отчеты
в управленческом учете большие
организации составляют ежемесячно;
отчеты по определенным видам деятельности
могут составляться еженедельно, ежедневно,
в некоторых случаях | |
9 |
Сроки представления отчетов |
Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода. |
Отчеты по управленческому
учету могут содержать | |
10 |
Объект отчетности |
Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс. |
Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию. | |
11 |
Ответственность за правильность ведения учета |
Финансовый учет должен осуществляться
в соответствии с нормативными документами
Правительства РФ и органов, которым
предоставлено право |
Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач. |
Финансовый бухгалтерский
учет – сложная информационная система
учета и отчетности, требующая
специальных знаний для профессионального
суждения об оценках, признании, раскрытии
информации. Главный бухгалтер как
специалист по финансовому учету
представляет собой самостоятельное
подразделение любой
Управленческий учет –
новая комплексная отрасль
С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации (см. схему 2) [12, с. 134].
Схема 2. Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.
Управленческий учет может быть организован по-разному:
- без специального отражения
операций управленческого
- с отдельным отражением
операций управленческого
Самый простой вариант состоит в том, что операции управленческого учета отражаются на соответствующих бухгалтерских счетах и эти бухгалтерские счета являются как бы счетами управленческого учета.
Реальное выделение подсистем
управленческого и финансового
учета осуществляется посредством
введения для них отдельной
Рассмотрим обе системы подробно.
При интегрированной системе
счета управленческого и
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 г. №33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 30.12.99 №107н) (ред. от 08.11.2010), расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам:
- материальные затраты,
- затраты на оплату труда,
- отчисления на социальные нужды,
- амортизация,
- прочие затраты.
Для учета каждого элемента,
как и в международной
В разделе III плана счетов можно открыть следующие счета:
- 30 «Материальные затраты»;
- 31 «Затраты на оплату труда»;
- 32 «Отчисления на социальные нужды»;
- 33 «Амортизация»;
- 34 «Прочие затраты»;
- 37 «Отражение общих затрат»;
Вводить эти и другие счета в раздел III Плана счетов можно, поскольку инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе [11, с. 23].
По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами:
- 10 «Материалы»;
- 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
отражается стоимость
израсходованных на производство материалов,
покупной энергии, выполненных сторонними
организациями работ
По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами:
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей»
отражаются суммы начисленной
заработной платы, включая любые
формы премирования и любые иные
формы оплаты труда персонала
организации, в том числе высшего
управленческого персонала. На данном
счете также начисляют
Информация о работе Понятие финансового и управленческого учета