Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:14, курсовая работа
Становление и развитие рыночных отношений предполагают широкое использование в хозяйствующих субъектах экономических методов управления деятельностью организаций и их сегментов. В этой связи возрастают роль и значение бухгалтерского учета как функции управления и одной из основных баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации. Поэтому в бухгалтерском учете возникает необходимость применения единых методологических основ процедур учета и отчетности, построенных на научных принципах, требованиях отечественных и международных стандартов.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие форм бухгалтерского учета…………………………………………………5
1.1 Развитие форм бухгалтерского учета………………………………………………….......5
1.2 Содержание форм бухгалтерского учета…………………………………………………12
Глава 2. Основные формы ведения бухгалтерского учета…………………………………..15
2.1 Мемориально-ордерная форма учета……………………………………………………...15
2.2 Журнально-ордерная форма учета………………………………………………………...17
2.3 Автоматизированные формы учета……………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………………………….33
Упрощенная форма
Простая форма, без
Упрощенная форма,
При упрощенной (простой) форме
бухгалтерского учета,
Книга (журнал) учета хозяйственных операций
Книга по форме К-1 является:
регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у предприятия на определенную дату, и составить бухгалтерскую отчетность;
комбинированным регистром, который содержит все применяемые бухгалтерские счета и позволяет вести учет операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Форма с использованием регистров малого предприятия применяется организациями, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также ведущими расчеты с последующей или предварительной оплатой.
Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графе "Содержание операции" делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость, являющаяся основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия.
Таблично - перфокарточная форма бухгалтерского учета. Данная форма бухгалтерского учета разработана применительно к использованию вычислительной техники – перфораторов и табуляторов7. Она использовалась на первом этапе перехода процесса обработки информации на автоматизированный (компьютерный) учет. Схема прохождения обработки информации при этой форме бухгалтерского учета такова:
первичный документ – перенесение на машинный носитель информации – создание массивов перфокарт – сортировка перфокарт по определенным признакам – получение табуляграмм – ведомостей8.
Дальнейшим развитием таблично - перфокарточной формы бухгалтерского учета стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование ЭВМ и другой вычислительной техники.
Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.
Глава 2. Основные формы ведения бухгалтерского учета
2.1 Мемориально-ордерная форма учета
Мемориально-ордерная форма счетоводства получила своё название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных элементов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность этой формы учета - поступающие в бухгалтерию документы на протяжении определенного периода накапливаются и регистрируются в группировочных и накопительных ведомостях по группам однородных хозяйственных операции. На основании сгруппированных документов каждая бухгалтерская проводка оформляется отдельным мемориальным ордером, к которому прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В мемориальном ордере указываются его номер краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операций.
Таблица 1.1
Мемориальный ордер за май 20__ г.
Основание (ссылка на документы или содержание) |
По дебету счета (номер) |
По кредиту счета (номер) |
Сумма | |
частная |
общая | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Синтетический учет при мемориально-ордерной форме ведут в двух регистрах – в Регистрационном журнале и Главной книге.
Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц.9
Таблица 1.2
Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г.
Порядковые номера мемориальных ордеров |
Дата ордера |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
Затем мемориальные ордера записываются
в Главную книгу, которая имеет
развернутую двухстороннюю
Счет 51 «Расчетные счета»
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведется преимущественно на карточках или одновременно на карточках и в книгах. Записи в регистры аналитического учета производят непосредственно с первичных или сводных документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. По истечении месяца на счетах аналитического учета подсчитывают итоги сумм оборотов и составляют оборотные ведомости.
Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам взаимно сверяются. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы.
В этой форме удачно сочетается использование
книг и карточек, возможны ежемесячная
проверка правильности записей в
учетных регистрах и
Порядок
записей при мемориально-
Рис. 1.1 Порядок заполнения форм бухгалтерского учета при мемориально-ордерной форме11
2.2.Журнально-ордерная форма
Журнально-ордерная форма учета
явилась следствием дальнейшего
совершенствования мемориально-
Счет №____
Период |
Обороты по дебету |
Итого по дебету |
Обороты по кредиту |
Сальдо | ||
с кредита счета №, по журналу-ордеру № |
И т.д. |
дебет |
кредит | |||
В этой форме учета все регистры — журналы-ордера, ведомости и разработочные таблицы имеют свое оригинальное, отличное от других аналогичных регистров, построение и предназначены для учета только строго определенных операций или процессов. В связи с этим за каждым регистром закреплен свой постоянный номер и счета, а сама форма регистра печатается типографским способом, имеет строго определенные не повторяющиеся таблицы и показатели граф, строк и поясняющие тексты только для отражения операций данного вида. Так, например, журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 предназначены только для учета кассовых операций, журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 – для учета операций по расчетному счету, журнал-ордер № 6 и ведомость № 5 и № 6 — для учета расчетов с поставщиками и т.д. Аналогично специализированы и разработочные таблицы — для распределения заработной платы, материалов; для составления сводки по начисленной заработной плате, расчета износа основных средств, МБП и другие (от РТ-1 до РТ-15). Записи в журналы-ордера производятся на основе отдельных первичных документов, предварительно обработанных. При большом количестве однородных документов их сначала группируют во вспомогательных ведомостях, итоги которых переносятся в конце месяца в соответствующий журнал-ордер. Например, на основании ведомости №16 составляется журнал-ордер №11. Чтобы избежать повторных записей, журналы-ордера ведутся только по кредитовому признаку, т.е. экономическое событие регистрируется в данном учетном регистре по кредиту одного счета по вертикали с дебетом другого по горизонтали. Все кредитовые обороты собираются в одном журнале-ордере в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов: журнал-ордер №1 — по кредиту счета 50 «Касса», журнал-ордер №2 — по кредиту счета 51 «Расчетный счет», журнал-ордер № 7 — по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.д. Кроме того, для более тщательного контроля за расходованием денежных средств, дебетовые обороты, например, по счетам 50, 51 отражаются дополнительно в ведомостях №1 и №2 соответственно. Записи как в журнале-ордере, так и в ведомости производятся по шахматному принципу, т.е. в один рабочий прием сумма операции записывается по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Итоги за месяц по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, о чем в них делается соответствующая отметка. Главная книга содержит суммы дебетовых и кредитовых оборотов по каждому синтетическому счету, а также сальдо на начало и конец месяца. Для каждого счета в Главной книге предназначен один развернутый лист. Данные по счету в Главной книге заполняют на основе итогов Журналов-ордеров за месяц. Но если в соответствующем журнале-ордере развернуто записываются кредитовые обороты счета, то в Главной книге — дебетовые обороты. Поэтому кредитовые обороты в Главной книге за месяц записывают только одной итоговой суммой, а при необходимости, слагаемые этого итога в разрезе корреспондирующих счетов находят в соответствующем журнале-ордере. Обороты за месяц по дебету всех счетов, занесенных в главную книгу, исходя из сущности двойной записи, должны быть равны итогу оборота по кредиту этих счетов. Очевидно, что такое строение Главной книги позволяет отказаться от ежемесячного составления оборотной ведомости по синтетическим счетам, характерной для мемориально-ордерной формы учета. Главная книга открывается на год, поэтому на каждом её листе предусматривается двенадцать строк для записей итогов по месяцам, несколько строк для подведения итогов за год в целом, а также для исправительных записей по бухгалтерским справкам. После подсчета всех дебетовых оборотов по счетам в главной книге выводится конечный остаток и составляется сальдовый баланс. Таким образом, основными принципами журнально-ордерной формы учета являются: 1. Широкое применение накопительных журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей с целью своевременного получения необходимых показателей; 2. Сокращение количества учетных регистров и устранение дублирующих записей; 3. Совмещение в одном регистре хронологической и систематической записи, а по отдельным журналам синтетического и аналитического учета; 4. Максимальное использование шахматной формы и линейно-позиционного способа записей. Рассмотри основную схему ведения записей в регистрах при журнально-ордерной форме учета.
Рис. 1.2 Схема ведения записей в регистрах при журнально-ордерной форме учета.
Упрощенно можно сказать, что данные
из первичных бухгалтерских