Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа
Банковский кодекс Республики Беларусь создал основу для развития банковской системы и банковской деятельности. Именно данная сфера общественных отношений нуждается в настоящий момент в скорейшей стабилизации и развитии, поскольку именно от нормального функционирования банковской системы во многом зависит состояние экономики страны и благосостояния граждан. А на сегодняшний день банковская система находиться в несоразмерно худших условиях, по сравнению с другими отраслями экономики, что не раз отмечалось Президентом Республики Беларусь. Именно вследствие вышеуказанных причин изучение проблемы эффективности именно банковского права является как никогда актуальным.
И.В. Павлов исходил из того, что в отрасль права могут выделяться общественные отношения, являющиеся однородными, имеющие принципы регулирования и методы правового воздействия, если выделение этих отношений в самостоятельную сферу правового регулирования диктуется интересами господствующего класса.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой при выделении отрасли права нужно исходить из определяющего значения предмета регулирования, учитывая при этом, что отрасль права характеризуется также наличием особого метода правового регулирования. Относительно банковского права в качестве дополнительных обоснований его как отрасли иногда называют также наличие общественной потребности и государственного интереса в регулировании банковских правоотношений (и, как результат, существование специальных источников права); наличие специфических понятий и категорий; законодательное закрепление принципов банковского права; и др.
1.2 Предмет банковского права Республики Беларусь
Любая отрасль права регулирует общественные отношения, отличающиеся определенным единством. Несложно догадаться, что банковское право регулирует некие особые банковские отношения.
Отношения, относящиеся к банковским, не являются однородными. Такая разносторонность регулируемых отношений в целом характерна для системы права и объясняется сложностью самих общественных отношений, их тесной связью. Однако неоднородность предмета банковского права усугубляется тем, что в сфере банковских отношений присутствуют как публично-правовые, так и частноправовые отношения. Причем частноправовые отношения в той или иной мер несут на себе отпечаток публично-правовых. Например, открытие и ведение счетов (частноправовая конструкция) обусловлено государственно установленной нормой, обязывающей банки и юридические лица открывать счета.
В общем виде предметом банковского права можно назвать банковскую деятельность. Однако относительно содержания банковской деятельности ни в науке, ни в законодательстве единства мнений нет.
Согласно ст. 1 Банковского кодекса Республики Беларусь «отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств [3]. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций». Эта норма дала основание для выделения широкого подхода к пониманию банковской деятельности, согласно которому в нее входят не только частноправовые, но и публично-правовые отношения.
Вместе с тем согласно ст. 12 Банковского кодекса Республики Беларусь банковская деятельность представляет собой лишь «совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли». При таком узком подходе к банковской деятельности относятся лишь частноправовые отношения.
Полагаем, банковскую деятельность как предмет банковского права следует определять исходя из широкого понимания.
В обоих случаях при определении банковской деятельности выделен субъектный критерий. Согласно ст. 1 и ст. 12 Банковского кодекса Республики Беларусь банковскую деятельность могут осуществлять лишь специальные субъекты - банки и небанковские кредитно-финансовые организации [3]. Это дало основание для утверждения, что термин «банковское право» не совсем корректен. Когда мы говорим о банковском праве, мы имеем в виду кредитное право, регулирующее деятельность не только банков, но и небанковских кредитно-финансовых организаций. Вместе с тем название «банковское право» прочно укоренилось не только у нас, но и за рубежом.
Кроме субъектного в определении банковской деятельности используется и объектный критерий. В этом случае при узком подходе к банковской деятельности относится лишь осуществление банковских операций.
Несмотря на то, что понятие банковских операций является одним из ключевых в банковском праве, его легальная дефиниция отсутствует, а в юридической литературе относительно его сущности не утихают дискуссии. В общем виде можно дать следующее определение:
Банковские операции представляют собой действия банка по поводу финансовых инструментов, в качестве которых выступают деньги, ценные бумаги, валютные ценности.
Одним из наиболее спорных является вопрос о соотношении категорий «банковская операция» и «банковская сделка».
Дело в том, что в теории и иногда в законодательстве эти понятия используются как тождественные. В Российской Федерации, где существует такая же ситуация, даже вносились предложения убрать из Закона «О банках и банковской деятельности» ссылку на понятие «сделка», оставив лишь понятие «операция».
Такой подход представляется неправильным в силу следующих обстоятельств. Банковская операция — это действие или совокупность взаимосвязанных действий, направленных на выполнение функций банков (образование (аккумуляция) средств, предоставление кредита, содействие платежному обороту). С правовой точки зрения операции банков, как правило, облечены в форму сделок или иных юридически значимых действий. Однако это не значит, что банковская операция ограничивается ее правовым оформлением, ведь в процессе ее проведения совершается значительное число фактических, технических действий. Также следует помнить, что одна операция банка может опосредоваться одной или несколькими банковскими сделками либо представлять собой ряд иных юридически значимых действий. И, наоборот, одни и те же сделки могут опосредовать различные операции банков. Таким образом:
банковская операция - это экономические общественные отношения либо совокупность таких отношений, объективно связанных между собой;
банковская сделка — это юридическая форма банковской операции.
Банковские операции обладают следующими признаками:
Банковский кодекс Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень банковских операций. Согласно ст. 14 к таковым относятся:
• предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
Следует иметь в виду, что иногда выделяются банковские операции в широком и узком смысле. В широком смысле это операции, осуществляемые банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. В узком - исключительно банковские операции. Например, привлечение денежных средств физических лиц во вклады; доверительное управление денежными средствами и др.
Осуществление тех или иных операций само по себе не является банковской деятельностью. Совокупность операций преобразуется в банковскую деятельность при наличии таких признаков, как:
При широком подходе к банковским относятся не только правоотношения, связанные с осуществлением банковских операций, но и отношения по поводу возникновения, функционирования и прекращения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Такая специфика банковской деятельности предопределила особый порядок ее правового регулирования и породила специфичный метод.
Таким образом, предмет банковского права составляют банковские правоотношения — общественные отношения, формирующиеся в сфере банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы страны.
Банковские правоотношения являются сложносоставными. Они представляют собой совокупность следующих общественных отношений, формирующихся в сфере банковской деятельности:
1.властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь Правительством и Национальным банком Республики Беларусь);
2.правовых отношений, возникающих в процессе функционирования банковской системы Республики Беларусь;
3.правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
4.правовых отношений, возникающих в процессе банковского надзора и контроля за соблюдением банковского законодательства;
5.правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
6.правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.
Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, содержанием которой являются операции и сделки.
ГЛАВА 2
МЕТОД БАНКОВСКОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Метод банковского права – способ правового воздействия на поведение и волю участников (субъектов) регулируемых банковским правом отношений.
В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений, в том числе и отношений в сфере банковской деятельности, — это совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права.
Однако необходимо учитывать, что проблема методов в юридической науке достаточно дискуссионна. Так, в работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяются два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования. Например, Ю.М. Козлов отмечал: «либо каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет свой собственный метод, либо все отрасли права используют единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция».
В.Д. Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще несвойственна функция выяснения характера отношений между субъектами и он не может выступать критерием разделения права на отрасли. По его мнению, абсолютно всем отраслям права присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание.
Напротив, как указывает С.С. Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового регулирования.
Основными
способами правового