Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:32, курсовая работа
В силу того, что коммерческие организации создаются с целью получения прибыли, естественным является то, что ее учредители стараются постоянно максимизировать прибыль. Для этого необходимо осуществлять анализ финансового состояния и финансовых результатов, чтобы выявить узкие места деятельности фирмы, причины их образования, пути решения проблем, нахождение резервов снижения себестоимости и повышения прибыли и т.д
Введение
Раздел1.Теоретическая часть…………….………………………………………...………4
Глава1. Понятие и сущность бухгалтерского баланса……………………….…………4
Тема 1.1 История развития бухгалтерского баланса………………………………….…….4
Тема 1.2. Определение бухгалтерского баланса………………………………………….….7
Тема 1.3 Виды бухгалтерского баланса………………………………………………………8
Тема 1.4 Структура бухгалтерского баланса……………………………………………….11
Глава 2. Возможности моделирования бухгалтерского баланса……………………14
Тема 2.1 Техника составления и формирования показателей бухгалтерского баланса…14
Тема 2.2 Разработка и анализ структуры баланса с целью совершенствования учета и отчетности …………………………………………………………………………........……16
Тема 2.3 Значение горизонтального и вертикального анализа баланса…………………19
Раздел 2. Расчетная часть…………………………………………………………………21
Тема 2.1 Таблица баланса……………………………………………………………………23
Тема 2.2 Таблица проводок………………………………………………………………….29
Тема 2.3 Таблица оборотно-сальдовой ведомости…………………………………………37
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1.Теоретическая часть…………….………………………………………...…
Глава 1. Понятие и сущность бухгалтерского
баланса……………………….…………4
Тема 1.1 История развития бухгалтерского
баланса………………………………….…….4
Тема 1.2. Определение бухгалтерского баланса………………………………………….….7
Тема 1.3 Виды бухгалтерского баланса………………………………………………………8
Тема 1.4 Структура бухгалтерского баланса……………………………………………….11
Глава 2. Возможности
моделирования бухгалтерского баланса
……………………14
Тема 2.1 Техника составления и формирования
показателей бухгалтерского баланса…14
Тема 2.2 Разработка и анализ структуры
баланса с целью совершенствования учета
и отчетности …………………………………………………………………………..
Тема 2.3 Значение горизонтального и вертикального
анализа баланса…………………19
Раздел 2. Расчетная
часть…………………………………………………………………
Тема 2.1 Таблица баланса……………………………………………………………
Тема 2.2 Таблица проводок…………………………………………………………
Тема 2.3 Таблица оборотно-сальдовой ведомости…………………………………………37
Заключение
Список литературы
Введение
В силу того, что коммерческие
организации создаются с целью получения
прибыли, естественным является то, что
ее учредители стараются постоянно максимизировать
прибыль. Для этого необходимо осуществлять
анализ финансового состояния и финансовых
результатов, чтобы выявить узкие места
деятельности фирмы, причины их образования,
пути решения проблем, нахождение резервов
снижения себестоимости и повышения прибыли
и т.д. Для такого анализа необходима информационная
база, одной из важнейших составляющих
которой является бухгалтерский баланс.
Так же баланс используется внешними пользователями, которые для конкретных целей хотят определить финансовое состояние и уровень платежеспособности предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, то есть в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.
Таким образом, бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественно-финансовый потенциал предприятия.
Естественно, для более детализированного и адресного анализа необходимо использовать все формы бухгалтерской отчетности. А для управленческого анализа вообще необходима внутренняя информация предприятия. Однако бухгалтерский баланс может дать первоначальную информацию о ситуации в конкретной организации. Такой анализ часто используется при заключении договоров. Когда организации планируют сотрудничать друг с другом, им необходимо знать в каком положении на данный момент находится их потенциальный контрагент, для этого они проводят экспресс-анализ финансового состояния организации, чтобы в кротчайшие сроки принять решение. Для более детального анализа бухгалтерского баланса проводят анализ имущества и источников его формирования (активов и пассивов организации).
Также бухгалтерский баланс необходим и внутренним пользователям. Сотрудникам необходимо знать, какова финансовая устойчивость организации, в которой они работают. Также бухгалтерский баланс является завершающим этапом и методом контроля за ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Все это доказывает, что такая форма бухгалтерской отчетности, как бухгалтерский баланс, является очень важной и необходимой в современных условиях. В связи с этим необходимо изучать и выводить новые методы анализа бухгалтерского баланса
Раздел1.Теоретическая
часть
Глава1. Понятие и сущность бухгалтерского
баланса
Тема 1.1 История развития бухгалтерского
баланса
Баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни компаний. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. В архивах компании Франческо Датини впервые в истории можно найти документально подтверждённый принцип применения двойной записи при отражении операций по счетам. Кроме этого в его торговой компании в первой половине 1390-х был составлен первый годовой бухгалтерский баланс, прототип современного. Первые теоретические сведения о нём были получены только в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом.
Баланс, который был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный документ, состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Значения самих понятий «дебет» и «кредит» не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона.
Таким образом, смысл группировки данных в балансе был пользователям непонятен. В результате такой разноски в актив, наряду с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наряду с кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль. Такой подход по сути называется теорией одного ряда счетов, в основу такого подхода принята предпосылка, что все счета одинаковы по своей природе и подчиняются общим правилам регистрации (например, формирование корреспонденций счетов по правилу: дебетовать того, кто получает, а кредитовать того, кто даёт.
Такой способ группировки сохранялся несколько веков. Только через триста лет после появления баланса появились первые критические реплики в адрес бухгалтерии. В XIX веке в Европе стали появляться акционерные общества, чьи балансы публиковались в газетах и даже рассматривались в судах. На странную структуру баланса обратили внимание многие непредубеждённые пользователи, которые и начали критиковать действующую форму баланса.
Первыми среагировали на факт смешения данных в балансе французские бухгалтеры Евгений Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80-х годов XIX века они написали работу «Общие руководящие начала счетоведения», сделав выводы, что в активе баланса, наряду с действительными активами, есть и активы фиктивные. Аналогично, пассив, наряду с настоящими пассивами, содержит пассивы фиктивные.
Именно тогда возникла идея заменить слова «актив» и «пассив» словами «дебет» и «кредит». В газетах начали появляться балансы акционерных обществ с заголовками «дебет и кредит». Такой подход был адекватнее предыдущего, так как на сторонах баланса определялась именно сторона счёта, на которой находилось сальдо, но всё равно не решал проблем. Тогда было решено в балансе ничего не менять, но предупреждать пользователей о наличии фиктивных статей в активе и в пассиве, но такой вариант вызвал широкое возмущение пользователей.
В первой половине XX века основоположник немецкой камеральной бухгалтерии Иоганн Фридрих Шер предложил провести реформу процедуры составления баланса, которая состояла из 3 этапов:
1.Перенос убытков из активов в раздел капитала с обратным знаком.
2.Перенос кредиторской
задолженности на левую
3.Переименование заголовков сторон: совокупность статей на левой стороне баланса Шер назвал «имущество» (которое состоит из имущественного актива и имущественного пассива). Правую сторону баланса он называл словом «Капитал».
Теория двух рядов счетов (так называется теория Шера), пришла на замену теории одного ряда счетов и позволила ясно и просто определить дебет и кредит бухгалтерского счёта.
В России в 1908 году Георгий Авксентьевич Бахчисарайцев разработал и опубликовал теорию, в которой заявил, что бухгалтерию следует понимать только через баланс. Баланс в его исторической форме и балансовый метод в целом следует принять в качестве аксиомы и далее основывать все теоретические положения на их основе. Точка зрения Бахчисарайцева нашла поддержку в России и за рубежом. К 1930 году в России балансовая теория стала общепринятой, а теория двух рядов счетов не использовалась. Но уже в начале XX века началась поэтапная реформация баланса в направлении, указанном Шером, и баланс становился понятнее.
Во второй половине XIX века в США и Великобритании активно развивалось банковское дело и финансовые рынки, что потребовало предоставления финансовой отчетности для получения кредитов и участия в торгах на биржах. В итоге появились хорошо структурированная и достаточно унифицированная отчетность, которая строилась исходя из интересов различных пользователей отчетности, в том числе и менеджеров. Сейчас баланс, составленный по МСФО, состоит не из двух, а из трёх элементов: активов, капитала и обязательств. Причём убытки находятся не в активах, а в капитале.
Тема 1.2 Определение бухгалтерского баланса
В любом виде деятельности важное значение имеет соответствие между намеченными к выполнению мероприятиями и теми возможностями, которые для этого существуют. Так, затраты денежных средств для определенных хозяйственных нужд зависят от источников, откуда эти средства берутся. Степень удовлетворения потребности в выпуске определенной продукции зависит от обеспеченности производства соответствующими материалами в нужном количестве, из которых эта продукция должна быть изготовлена.
Таким образом, между потребностями и возможностями их удовлетворения имеется прямая связь: потребности должны уравновешиваться наличными возможностями, т.е. соответствовать им. Такая обусловленность в широком ее понимании называется сбалансированностью. Использование ее, является основным содержанием балансового метода. Термин "баланс" латинского происхождения. Дословно: bis — дважды, lanz — чаша весов, т.е. двучашие весов, как символ равновесия.
В сфере учета балансовый метод, или прием балансового обобщения, применяется особенно широко. С помощью балансового обобщения осуществляется постоянный контроль за хозяйственными операциями, так как показатели, отражающие источники активов и направления их использования должны быть равны, т.е. балансироваться.
Выражением приема балансового обобщения в бухгалтерском учете является бухгалтерский баланс. Впервые он был применен в хозяйственной практике еще в первой половине XV века. Бухгалтерский баланс отражает имущество (активы) организации в двух разрезах: с одной стороны, по их составу и размещению, с другой — по источникам его формирования и целевому назначению. Все имущество группируется и обобщается в балансе в едином денежном измерении. Для того, чтобы показать состояние имущества (активов), баланс составляется на определенный момент, как правило, на первое число (месяца, квартала). Так как в балансе показывается только состояние имущества (активов) т.е. показатели содержатся в статике, а не в динамике, то баланс не характеризует его движения и использования. Эти сведения получают из данных текущего бухгалтерского учета, из системы 6vxгалтерских счетов. Однако показатели о состоянии имущества (хозяйственных средств) и его источников, сгруппированные и обобщенные в определенном порядке и содержащиеся в бухгалтере ком балансе, очень важны для принятия правильных управленческих решений.
Таким образом, бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении имущества (активов) организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования на определенную дату.
Тема 1.3 Виды бухгалтерского баланса
Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам:
1) время составления;
2) источник составления;
3) объем информации;
4) характер деятельности;
5) форма собственности;
6) объект отражения;
7) способ очистки;
8) по расположению актива и пассива;
9) по форме отражения оборота.
По времени составления бухгалтерские
балансы могут быть:
1) вступительный или начальный баланс
– перед его составлением на предприятии
проводится инвентаризация и оценка всего
имущества;
2) текущий баланс – периодически составляется
в течение всего времени деятельности
организации. Текущий баланс бывает трех
видов:
а) начальный (входящий) – составляется
на начало отчетного периода;
б) заключительный (исходящий) – составляется
на конец отчетного периода;
в) промежуточный баланс – составляется
за период между началом и концом отчетного
периода;
3) ликвидационный баланс – характеризует
имущественное состояние предприятия
на дату прекращения его деятельности
за отчетный период;
4) разделительные балансы – составляются
в ходе разделения крупной организации
на некоторое число более мелких структурных
подразделений или в процессе передачи
одного, или нескольких структурных подразделений
данной организации другой организации;
5) объединительный баланс – составляется
в процессе объединении нескольких организаций
в одну крупную организацию или в процессе
присоединении одной или нескольких структурных
подразделений к данной организации.
По источникам составления балансы подразделяются на:
1) инвентаризационные балансы
– составляются в соответствии
с проведенной описью средств
предприятия, такой баланс может
быть представлен в сокращенном
или в упрощенном видах;
2) книжный баланс – составляется на основании
данных текущего бухгалтерского учета
(на основании текущей документации);
3) генеральный баланс составляется на
основании учетных записей бухгалтерского
учета и данных проведенной инвентаризации.
По объему информации балансы подразделяются на:
1) единичные балансы –
отражают информацию о
2) сводные балансы – отражают информацию
о деятельности нескольких организаций,
составляются с помощью механического
суммирования средств, числящихся на статьях
нескольких единичных балансов, и подсчета
общих итогов актива и пассива.
В таких балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.
Информация о работе Понятие и сущность бухгалтерского баланса