Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:31, курсовая работа
В современных условиях происходит ускорение процессов экономической интеграции, получают быстрое развитие новейшие технологии и методики, в том числе и в области бухгалтерского учета. Российская Федерация активно участвует в этих преобразованиях, разрабатывая новые учетные правила, стандарты и положения, приближенные к международным стандартам финансовой отчетности. Постепенный переход отечественной системы учета и отчетности на международные стандарты способствует росту иностранных инвестиций в Россию, а в более широком плане – ускорению реформирования нашей экономики в соответствии с генеральной стратегией развития страны.
В современных условиях происходит ускорение процессов экономической интеграции, получают быстрое развитие новейшие технологии и методики, в том числе и в области бухгалтерского учета. Российская Федерация активно участвует в этих преобразованиях, разрабатывая новые учетные правила, стандарты и положения, приближенные к международным стандартам финансовой отчетности.
Постепенный переход отечественной системы учета и отчетности на международные стандарты способствует росту иностранных инвестиций в Россию, а в более широком плане – ускорению реформирования нашей экономики в соответствии с генеральной стратегией развития страны.
Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.
Бухгалтерский учет – основное звено формирования экономической политики, является важным механизмом управления процессами обращения капитала и производственно-хозяйственной деятельностью организации, занимает сбором и специализацией учетной информации.
Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений.
Данные бухгалтерского учета должны быть точными и строго обоснованными. Только в этом случае можно получить объективные показатели деятельности организации, а также использовать их в качестве доказательств при решении спорных вопросов с работниками и другими предприятиями, организациями, учреждениями.
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
В бухгалтерском
понимании нематериальных
В некотором смысле
символ деловой репутации (
Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.
В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».
Область применения понятия ИС не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно Международных Стандартов Финансовой Отчетности 38 «Нематериальные активы» нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.
При определении нематериальных
активов в оценочной
Налоговое законодательство
дает определение понятию
Для признания нематериального
актива необходимо наличие способности
приносить налогоплательщику
К нематериальным активам не относятся:
а) не давшие положительного
результата научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
б) не законченные и
не оформленные в установленном
законодательством порядке
в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
г) финансовые вложения.
В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.
В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.
В соответствии с п.28 ПБУ 14/2000 для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и сумму всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).
При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
Приобретенная
деловая репутация организации
в бухгалтерском учете
Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.
При поступлении НМА наиболее сложным в бухгалтерском учете является формирование первоначальной стоимости. Порядок ее исчисления зависит от основания, на котором нематериальные активы поступают на предприятие. Оценка имущества производится по общему правилу, действующему в настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»
Организации становятся владельцами нематериальных активов различными способами, такими как: их приобретение за плату, создание своими силами и с привлечением сторонних исполнителей на договорной основе, приобретение на условиях обмена, поступление в счет вклада в уставный капитал, безвозмездное поступление и поступление НМА для осуществления совместной деятельности.
Нематериальные
активы принимаются к
Фактической
(первоначальной) стоимостью нематериального
актива признается сумма,
Согласно п.8 ПБУ 14/2007 расходами на приобретение нематериального актива являются:
- суммы, уплачиваемые
в соответствии с договором
об отчуждении исключительного
права на результат
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;
- вознаграждения, уплачиваемые
посреднической организации и
иным лицам, через которые
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;
Информация о работе Понятие и сущность нематериальных активов. Учет деловой репутации