Понятие и сущность нематериальных активов. Учет деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях происходит ускорение процессов экономической интеграции, получают быстрое развитие новейшие технологии и методики, в том числе и в области бухгалтерского учета. Российская Федерация активно участвует в этих преобразованиях, разрабатывая новые учетные правила, стандарты и положения, приближенные к международным стандартам финансовой отчетности. Постепенный переход отечественной системы учета и отчетности на международные стандарты способствует росту иностранных инвестиций в Россию, а в более широком плане – ускорению реформирования нашей экономики в соответствии с генеральной стратегией развития страны.

Файлы: 1 файл

курсовик бух.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях происходит ускорение процессов  экономической интеграции, получают быстрое развитие новейшие технологии и методики, в том числе и  в области бухгалтерского учета. Российская Федерация активно участвует  в этих преобразованиях, разрабатывая новые учетные правила, стандарты и положения, приближенные к международным стандартам финансовой отчетности.

Постепенный переход  отечественной системы учета  и отчетности на международные стандарты  способствует росту иностранных  инвестиций в Россию, а в более широком плане – ускорению реформирования нашей экономики в соответствии с генеральной стратегией развития страны.

Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.

Бухгалтерский учет – основное звено формирования экономической политики, является важным механизмом управления процессами обращения капитала и производственно-хозяйственной деятельностью организации, занимает сбором и специализацией учетной информации.

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений.

Данные бухгалтерского учета должны быть точными и строго обоснованными. Только в этом случае можно получить объективные показатели деятельности организации, а также использовать их в качестве доказательств при решении спорных вопросов с работниками и другими предприятиями, организациями, учреждениями.

    1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
      1. Понятие и сущность нематериальных активов. Учет деловой репутации

Нематериальные активы  представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью  приносить  организации экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано  с трактовкой самого понятия «нематериальный  актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

  В бухгалтерском  понимании нематериальных активов  принято различать: идентифицируемые  НМА, к числу которых относятся интеллектуальная собственность (ИС) и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

 В некотором смысле  символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под  деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для  идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.

Таким образом, НМА в  бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.

В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Область применения понятия  ИС не ограничивается только исключительными  правами, а распространяется на всю  совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и  другие   объекты   авторского   права   в   научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Согласно Международных  Стандартов Финансовой Отчетности  38 «Нематериальные активы»  нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального  актива в п. З статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального  актива необходимо наличие способности  приносить налогоплательщику экономические  выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

 К нематериальным активам не относятся:

а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

б) не законченные и  не оформленные в установленном  законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

г) финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.

В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация  организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.

В соответствии с п.28 ПБУ 14/2000 для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и сумму всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Приобретенная деловая репутация организации  в бухгалтерском учете амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации), в налоговом учете – исходя из 10 лет (ст. 256-259 НК РФ). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.

Отрицательная деловая репутация организации  равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.

 

      1. Учет поступления и инвентаризация нематериальных активов

При поступлении НМА  наиболее сложным в бухгалтерском учете является  формирование первоначальной стоимости. Порядок ее исчисления зависит от основания, на котором нематериальные активы поступают на предприятие. Оценка имущества производится по общему правилу, действующему в настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»

Организации становятся владельцами нематериальных активов  различными способами,  такими как: их приобретение за плату, создание своими силами и с привлечением сторонних  исполнителей на договорной основе, приобретение на условиях обмена, поступление в счет вклада в уставный капитал, безвозмездное поступление и поступление НМА для осуществления совместной деятельности.

      Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому  учету по первоначальной стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

     Фактической  (первоначальной) стоимостью нематериального  актива признается сумма, исчисленная  в денежном выражении, равная  величине оплаты в денежной  и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

     Согласно  п.8 ПБУ 14/2007 расходами на приобретение  нематериального актива являются:

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  об отчуждении исключительного  права на результат интеллектуальной  деятельности или на средство  индивидуализации правообладателю  (продавцу);

- таможенные пошлины  и таможенные сборы;

- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

- вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации и  иным лицам, через которые приобретен  нематериальный актив;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

Информация о работе Понятие и сущность нематериальных активов. Учет деловой репутации