Понятие налоговой системы страны, ее уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:44, доклад

Описание работы

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 146.47 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

Глава 1. Понятие налоговой системы страны, ее уровни.

    1. Понятие налоговой системы страны. Уровни налоговой системы РФ.

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов  уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как  государство. Именно с ним, с его  развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают  появлением такой важной экономической  категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства  необходимыми ресурсами.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ).

В настоящее время в  налоговой системе Российской Федерации  предусмотрена также такая экономическая  категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора  предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор  - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ).

Перечни налогов и сборов установлены Законом РФ "Об основах  налоговой системы". В состав федеральных  налогов и сборов входят:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- страховые взносы;

- налог на прибыль организаций;

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения;

- налог на игорный бизнес;

- плата за пользование  водными объектами и другие

Федеральные налоги устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются  на всей ее территории.

В состав региональных налогов  и сборов входят:

-налог на имущество  организаций;

-налог на недвижимость;

-дорожный налог;

-транспортный налог;

-налог с продаж;

-региональные лицензионные  сборы.

К местным налогам и  сборам относятся:

- налог на имущество  физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- лицензионный сбор за  право торговли вино - водочными  изделиями;

- сбор за открытие игорного  бизнеса и другие.

1.2. Функции налоговой  системы страны.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает  фискальная функция.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций.

Регулирующая функция  налоговой системы реализуется  через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной  деятельности и их интенсивности. Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности  и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической  эффективности достигается посредством  ограничения через налоговую  систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество  предприятий и другие).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения  через налогово-бюджетную систему  ресурсов от наиболее обеспеченных слоев  населения к наименее обеспеченным.

Регулирующая функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать  армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым  активно участвовать в организации  хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый  механизм.

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли  народного хозяйства (расширение одних  производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение  новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

Некоторые исследователи  кроме вышеназванных функций  выделяют еще и контрольную функцию  налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой системы  используется далеко не всегда и не в полной мере.

В принципе, через реализацию контрольной функции появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах.

Осуществление контрольной  функции налогов, ее полнота и  глубина в известной мере зависят  от налоговой дисциплины. Суть ее в  том, чтобы налогоплательщики (юридические  и физические лица) своевременно и  в полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.

 

 

2 глава. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) относится к косвенным налогам, и расчеты по данному налогу производятся в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

Плательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн.рублей.

Данная норма не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и/или подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению. Объектом налогообложения признаются следующие операции: — реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается их реализацией;

  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Перечень операций, не признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость установлен п. 2 ст.146 НК РФ.

Перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 149 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории РФ организация-налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязана предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

В случае получения организацией сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ, организация-налогоплательщик также обязана предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Налоговая база при реализации организацией товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Законодательно установлено, что продажная цена товара должна, как правило, соответствовать его рыночной цене, включающей сумму налога на добавленную стоимость.

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при  взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях.

В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ при получении организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из  суммы полученной оплаты с учетом НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При реализации имущества, подлежащего  учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, а также НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок — для амортизируемого имущества).

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС. При передаче организацией товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления  налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации-налогоплательщика на их выполнение.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется, как правило, в виде суммы таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

Особенности определения  налоговой базы для других объектов налогообложения установлены статьями 155–162 НК РФ.

Моментом определения  налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; — день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случае когда моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Информация о работе Понятие налоговой системы страны, ее уровни