Понятие о счетах бухгалтерского учёта. Их строение и связь с балансом. Сущность двойной записи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

На основных счетах накапливается информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия и составление расчётов с его дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса.
Основные счета предназначены для учёта и контроля за наличием и движением хозяйственных средств и их источников, т.е. основы хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

бухучёт.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

1

Теоретический вопрос №3

Понятие о счетах  бухгалтерского учёта. Их строение и связь с балансом. Сущность двойной записи.

 

На  основных счетах накапливается  информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия  и составление расчётов с его  дебиторами и кредиторами. Эти счета являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса.

Основные счета предназначены  для учёта и контроля за наличием и движением хозяйственных средств  и их источников, т.е. основы хозяйственной  деятельности предприятия.

Остатки по этим счетам заносятся  в баланс и, в основном, соответствуют  статьям баланса. По отношению к  балансу они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Основные счета подразделяются на следующие подгруппы:

Инвентарные (материальные) счета. Эти счета предназначены для учета наличия и движения средств труда, предметов труда, товарно-материальных ценностей и др., а также контроля за сохранностью. В подгруппу инвентарных относятся счета: «Основные средства» 01, «Вложения в материальные ценности» 03, «Оборудование к установке» 07, «Материалы» 10, «Животные на выращивании и откорме» 11, «Товары» 41, «Готовая продукция» 43. Все инвентарные счета связаны с балансом и по отношению к балансу – активные, то есть могут иметь только дебетовое сальдо, кторое отражается в активе баланса и подтверждается в результате проведения инвентаризации.  Хозяйственные операции на инвентарных счетах учитываются в денежных и натуральных измерителях. Правила записей на инвентарных счетах приведены в таблице.

2

Структура основного инвентарного счета:

Дебет

Кредит 

Начальный остаток – наличие  основных средств и нематериальных ценностей данной организации.

Оборот – поступление  имущества данной организации.

Конечный остаток –  наличие основных  средств и  нематериальных активов, материальных средств данной организации на конец  отчетного периода.

Оборот – расход (выбытие, выдача) имущества.


 

Счета денежных средств (монетарного имущества) – предназначены для учета денежных средств организации. К ним относятся счета такие как «Касса» 50, «Расчетные счета» 51, «Валютные счета» 52, «Специальные счета в банках» 55, «Переводы в пути» 57, «Финансовые вложения» 58. Все счета – активные. Сальдо в денежных счетах только дебетовое. Аналитический учет ведется только в денежном выражении. Остатки по ним выражаются во втором разделе актива баланса и показывают наличие денежных средств организации на определённую дату. Строение денежных счетов и общие правила учета сходны со строением и правилами учета, характерными для инвентарных счетов.

Фондовые счета (счета  собственного каптала) предназначены  для учета наличия и движения собственного и заемного капитала ( счета 80, 82, 83, 84 – в части нераспределённой прибыли, 86). Эта подгруппа счетов  связана с пассивом балансом и  имеет кредитовое сальдо.

3

Общие правила учета фондовых счетов:

- счета имеют структуру пассивного счета.

- хозяйственные факты  по образованию и пополнению  капитала отражаются в кредите   счетов, а по использованию и  уменьшению капитала – в дебете.

- сальдо – кредитовое (или нулевое).

- аналитический учет ведется  в денежном измерителе.

При этом движение уставного  капитала не может быть отражено в  учете без предварительной регистрации  или перерегистрации учредительных  документов  юридического лица.

В отличие от других составных  частей собственного капитала аналитический  учет уставного капитала ведется  в разрезе его учредителей (акционеров).

Остатки на фондовых счетах отражающие величину капитала на соответствующую  дату, всегда должны иметь  кредитовый характер. Фондовые счета являются пассивными. Порядок записи  основных фондовых  счетах:

Дебет

Кредит 

Оборот – уменьшение обязательств и задолженности.

Начальный остаток – наличие  капитала на начало отчетного периода.

Оборот – увеличение капитала.

Конечный остаток –  наличие капитала на конец отчетного  периода.


 

Счета расчетов – предназначены для осуществления расчетов данной организации с другими предприятиями и организациями и отдельными лицами, то есть в них учитывается дебиторская и кредиторская задолженность. Счета расчетов составляют  большую группу счетов и могут быть активными, пассивными и активно-пассивными. К активным относятся

4

счета «Налог на добавленную  стоимость по ценностям» 19, «Товары  отгруженные» 45, «Расчеты с покупателями и заказчиками» 62. Пассивные счета  расчетов – «Расчеты поставщиками и подрядчиками» 60. «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 66, «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» 67, «Расчеты по налогам и сборам» 68, «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 69, «Расчеты с персоналом по оплате труда» 70. Активно-пассивные счета расчетов – это расчеты с подотчетными  лицами»  75, «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76, «Отложенные налоговые обязательства» 77, «Внутрихозяйственные расчеты» 79.

Образование или увеличение задолженности перед кредиторами отражается по кредиту следующих счетов с кредиторами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 76»Расчеты с учредителями», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской задолженности  отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами в корреспонденции с денежными  счетами или счетами  по учету внеоборотных активов, материально-производственных запасов, а   кредиторской задолженности – по дебету счетов расчетов с кредиторами в корреспонденции со счетами, денежных средств.

Если остаток дебиторской  задолженности отражается по дебету соответствующего счета расчетов с  дебиторами, то остаток кредиторской задолженности, наоборот, - по кредиту соответствующего счета расчетов с

5

кредиторами. Поэтому счета  расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами – пассивными.

Бухгалтерский баланс является  основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бухгалтерской информации. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Каждый объект бухгалтерского учета имеет двойственный характер. С одной стороны, движение активов организации и осуществление ею хозяйственных операций влечет за собой изменение структуры, объема или состава имущества. С другой стороны, эти же операции ведут к изменению состава, структуры и размера источников приобретения и движения имущества. Поэтому баланс представляет собой документ, состоящий из двух взаимосвязанных частей – актива и пассива.  В активе баланса отражается наличие имущества организации, а в пассиве – источники его образования. Так как две стороны баланса представляют собой денежную оценку одного и того же процесса с разных точек зрения, то общие суммы данных, отраженных в пассиве и активе баланса, должны быть равны между собой. Эта сумма называется валютой баланса.

Наличие актива и пассива  баланса обуславливает необходимость  разработки и ведения счетов для  отдельного учета имущества организации  и источников его поступления.

В бухгалтерском балансе  активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные или долгосрочные. Имущество организации может иметь различную форму:

- материальную – объекты  основных средств, материально-производственные  запасы;

 

6

-нематериальную – объекты  нематериальных активов, дебиторская  задолженность суммы уплаченного налога на добавленную стоимость и т.п.;

-денежную- наличные деньги  в кассе, безналичные средства  на расчетных счетах, валютные  средства на валютных счетах  и т.п.

Кроме того, в отношении  активов организации  используется термин «ликвидность», который означает, насколько можно реализовать  то или иное имущество для погашения  обязательств организации. При этом максимальной (абсолютной) ликвидностью обладают денежные средства, минимальной  – объекты основных средств и иные внеоборотные активы.

Источники  поступления  активов подразделяются на собственные  и заёмные. Заемные делятся на краткосрочные и долгосрочные. Среди  краткосрочных займов и обязательств выделяются те, которые обусловлены  процессом производства и реализации продукции (работ, слуг) и те, которые  осуществляются для пополнения недостатка в оборотных средствах, - кредиты  банков и займы, взятые у других организаций.

Все это обуславливает  необходимость разработки универсальной  учетной формы, которая позволяла  бы, с одной стороны, учитывать  движение активов и источники  их поступления, а с другой – делала бы возможным отражать как увеличение, так и уменьшение и активов, и обязательств. Количество таких форм должно соответствовать такой детализации данных, которая позволила бы  однозначно определять принадлежность имущества или источников к определенной группе, а также производить финансовый и статистический анализ полученных данных.

Такой универсальной формой является бухгалтерский счет. Учет всех хозяйственных операции ведется  по принципу двойной записи.. Этот принцип является одним из основных правил бухгалтерского учета. Двойная запись отражает двойственную сущность объектов бухгалтерского учета,

7

двойная запись должна обеспечить единый методологический подход к изменениям размера актива и обязательств организации. Каждый бухгалтерский счет представляет собой учетный регистр, в котором каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды ,  и состоящий из двух частей. Левая часть носит название «дебет», правая – «кредит». Счета разделены на две большие группы: активные – для учета имущества и пассивные – для учета источников поступления имущества. Остатки (сальдо) по активным счетам отражаются в активе баланса, а по пассивным – в пассиве. Дебетовые обороты по активным счетам увеличивают конечное сальдо, а по пассивным – уменьшают. Кредитовые обороты по пассивным счетам увеличивают размер источников поступления имущества, а по активным – уменьшают размер активов. Любая бухгалтерская запись отражается на двух счетах бухгалтерского учета.  Универсальность счет бухгалтерского учета, как учетного регистра, заключается в том, что он позволяет отражать проведение операций, основываясь на едином методологическом подходе. При этом, если операция затрагивает только активные счета, дебетовые обороты будут оформляться на счете того имущества, стоимость которого увеличивается, и одновременно на счете того имущества, стоимость которого уменьшилась, будет производиться запись по кредиту. Если бухгалтерские записи затрагивают только пассивные счета, дебетовые обороты будут уменьшать размер источника или обязательства, а кредитовые – его увеличивать.

 

 

 

 

 

8

Схематично строение бухгалтерских  счетов принято представлять в следующем виде:

Активный счет                

 

Пассивный счет

Наименование счета 

Наименование счета 

Дебет

Кредит 

Дебет

Кредит 

Сальдо на начало периода 

   

Сальдо на начало периода 

Обороты за период (+)

Обороты за период (-)

Обороты за период (-)

Обороты за период (+)

Сальдо на конец периода

   

Сальдо на конец периода 


 

Сальдо на начало периода  обозначается «Сн», на конец – «Ск». Обороты указываются цифрами в соответствующих графах и строках схемы. На практике подобные схемы применяются только во вспомогательных целях – для черновой обработки данных бухгалтерского учета.

 Возникающие в процессе  хозяйственной деятельности операции  не могут нарушить баланс, так  как при их регистрации используется принцип двойной записи – одна и та же операции отражается на счетах , как минимум, дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В связи с этим всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме пассива.

Метод двойной записи обуславливает  существование таких понятий, как  корреспонденция счетов и бухгалтерская  проводка. Корреспонденция счетов –  это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной  записи. Бухгалтерская проводка есть не что иное, как  оформление корреспонденции  счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

9

В зависимости от формы  бухгалтерского учета  двойная запись отражается по-разному. Бухгалтерская проводка –это оформление корреспонденции счетов, одновременно делается запись по дебету и кредиту счета на сумму хозяйственной операции, подлежащие регистрации. При мемориальной форме каждая операция записывается дважды в разных регистрах: по дебету и по кредиту счета. Такую запись называют разобщенной. В этом случае регистры построены таким образом, что, записывая операцию один раз, отражают её как по дебету, так и по кредиту соответствующих счетов. Тем самым достигается экономия учетного труда (вместо двух записей суммы одна) и наглядно видна корреспонденция счетов. В бухгалтерском учете применяются и сложные проводки, которые бывают двоякого рода. Применение сложных проводок сокращает количество учетных записей, что экономит время, необходимое для осуществления учетных и аналитических функции.

Информация о работе Понятие о счетах бухгалтерского учёта. Их строение и связь с балансом. Сущность двойной записи